О блокаде Ленинграда в начальной школе

На встречах с учениками начальной школы ежегодно в январе читаем о тяжёлых блокадных днях. Никто меня не просил эту тему затрагивать на факультативе, дети об этом говорят со своими учителями. Это мой выбор. Мы говорим о художественной литературе, а ведь книг для детей о блокаде довольно много. И у меня собрана своя "блокадная полка".

Сложно с младшеклассниками говорить, очень разные они: кто-то и в 1-ом классе знает с избытком (в семье это обсуждается, в детском саду узнавали), а кто-то впервые слышит в школе.

Покажу только те книги и пособия, которые использую во время разговоров с детьми. Есть и другие, но они не так часто покидают полку.

На встречах с учениками начальной школы ежегодно в январе читаем о тяжёлых блокадных днях. Никто меня не просил эту тему затрагивать на факультативе, дети об этом говорят со своими учителями.

Стараюсь на встрече и поговорить о каких-то фактах, и прочитать какую-то историю. Иногда разговоры занимают больше времени, чем чтение. Начну с книг, в которых история этих 900 дней, фотографии, рисунки, воспоминания, так как они помогают "увидеть и услышать". Конечно, одни и те же фотографии можно встретить в разных изданиях, архив большой, но не бесконечный.

На встречах с учениками начальной школы ежегодно в январе читаем о тяжёлых блокадных днях. Никто меня не просил эту тему затрагивать на факультативе, дети об этом говорят со своими учителями.-2

Семён Борзенко "Герои Ленинграда. Книга о войне и блокаде для детей младшего школьного возраста"

Эта книга появилась у меня не так давно. Близнецы-первоклассники Алиса и Валера на осенних каникулах гостят у прабабушки Лёли, находят коробку со старыми фотографиями и начинают расспросы о войне, о блокаде. Вопросы часто прямо совпадают с теми, что я слышу от детей: где-то прямолинейные, где-то наивные. Прабабушка коротко отвечает, из её ответов и складывается картина тех страшных лет. Очень много фотографий, основная информация выносится ещё раз отдельной строкой. Немного сведений, но самое-самое есть. А более подробно - уже в следующей книге.

В.К. Дмитриев "...Была война, была блокада..."

Много лет эта книга мне помогает не только рассказывать, но и показывать. Не только для детей она, но и для взрослых: фотографии, стихотворения, есть материалы о людях, о событиях. Легенды и факты. Рисунки детей, воспоминания очевидцев. Информации здесь намного больше. Содержание в галерее, постаралась сфотографировать развороты так, чтобы можно было прочитать некоторые истории.

Даже книга Нисона Ходзы "Дорога жизни" (замечательная книга) у меня почему-то всё время на полке, для занятий выбираю не её. "Была война, была блокада" - практически энциклопедия.

Очень я рада, что издательство "Детское время" к 80-ой годовщине полного снятия блокады издало альбом работ Алексея Пахомова.

"В те дни. Ленинградская блокада в рисунках А.Ф. Пахомова"

Планирую рассказывать ученикам 5-6 классов об этом художнике и его "Ленинградской летописи", но и в начальную школу альбом возьму. На рисунках Алексея Пахомова много детей и женщин: что им пришлось пережить, чем они занимались, какими их увидел художник в те годы.

Предисловие к книге и основанные на воспоминаниях художника сопроводительные тексты к работам «Ленинградской летописи» создала дочь художника, искусствовед В. А. Пахомова-Герес.

"Шрамы блокады. Путеводитель по Ленинграду 1941-44"

Пока у меня не появился этот путеводитель, я постоянно на сайтах разыскивала фотоколлажи Сергея Ларенкова, которые производят сильное впечатление. Город в дни блокады - современный город. В путеводителе не только фото и карта, но ещё и рассказы, что было разрушено, в какие памятники архитектуры попали бомбы. Если ввести название, то в сети есть полная версия книги с цветными фото.

Конечно, не все книги стопкой ежегодно я приношу в каждый класс. Выбираю тему, стараюсь говорить о разных моментах. Ведь ещё мы обязательно знакомимся с художественной литературой, обсуждаем. Сложился вот такой круг нашего чтения. Показываю в порядке взросления читателя.

На встречах с учениками начальной школы ежегодно в январе читаем о тяжёлых блокадных днях. Никто меня не просил эту тему затрагивать на факультативе, дети об этом говорят со своими учителями.-7

Валентина Семенцова "Лист фикуса"

Небольшие рассказы-воспоминания Вали, которой шёл четвёртый год, очень многое говорят о блокадных страданиях, когда лист фикуса - лакомство, подружка - крыса, воровство - совсем не воровство. И радость там есть, и счастье, потому что родные наконец-то вместе! И излишних ужасов нет. Больше правдивый бесстрастный рассказ. Как раз для первоклашек.

Вера Карасёва "Кирюшка"

Очень хорошая книга для начальной школы, для самостоятельного чтения. Книга состоит из рассказов, в каждом свои герои, но все они юные жители блокадного Ленинграда и даже соседи по дому. Истории о трудностях блокадного времени, но без жутчайших деталей-подробностей. На первый план всегда выходит взаимовыручка, друзья, помощь и поддержка. Именно эти качества и помогли ленинградцам выжить!

На встречах с учениками начальной школы ежегодно в январе читаем о тяжёлых блокадных днях. Никто меня не просил эту тему затрагивать на факультативе, дети об этом говорят со своими учителями.-9

Елена Верейская "Белая шубка"

В сборнике чудесные рассказы о детях, но они не все связаны с темой войны, блокады, по нашей теме иногда беру рассказ, давший название сборнику. Его читаем, обсуждая эвакуацию.

Геннадий Черкашин "Кукла"

Особая книга. Мне кажется, она в любом возрасте впечатление произведёт. Я читала впервые лет 10 назад. Было так обидно - до слёз. Она о людях, о том, как сложные времена высвечивают всё, что есть в человеке. К сожалению, не только о выручке и взаимопомощи идёт разговор.
Иногда (если время остаётся) рассказываю о художнике книги, об Александре Георгиевиче Трауготе. В сети опубликованы его воспоминания о блокаде, художник рассказывал, что в "Кукле" нарисовал свою семью.

Николай Богданов "Бессмертный горнист"

И этот рассказ я прочитала впервые после того, как он был издан "Речью". Мне кажется, что издательство столько переиздало сильных произведений о войне и блокаде! Очень благодарна я "Речи" за это.

Главный герой, горнист Алёша, вынужден оставить свой боевой пост из-за того, что очень ослаб. По цепочке ребята передают горн, его сигнал как символ веры. Страшные дни переживает читатель вместе с Алёшей, но спасает его не чудо, а люди. Неравнодушные люди, люди, готовые отдать последнее ребёнку.

Какие выразительные рисунки Владимира Гальдяева в книге!

Естественно, я беру рассказы о детях. Конечно, я знакомлю с произведениями, написанными для детей. Больше, глубже они узнают позже, если захотят. Нынешние школьники уже практически не слышали историй от очевидцев тех событий. Они нет, а я да. Сестра моего дедушки всю блокаду была в Ленинграде. Сейчас её уже нет с нами, но я помню, как она вспоминала. И последний раз я слушала в 21-ом веке. Кажется, так много времени уже прошло, а на самом деле нет.

С подростками мы говорим о других книгах, но их только покажу, расскажу в другой раз:

На встречах с учениками начальной школы ежегодно в январе читаем о тяжёлых блокадных днях. Никто меня не просил эту тему затрагивать на факультативе, дети об этом говорят со своими учителями.-13

Завершу эту подборку строчками из стихотворения Юрия Воронова "Забвенье или память?"

Когда приходит памяти конец,
Ты - дом, где окна досками забиты.
Нет ничего опаснее сердец,
В которых пережитое убито.

Забыть, что было, - значит обокрасть
Самих себя своими же руками.
Становятся слепыми ум и страсть,
Когда у человека меркнет память.