Когда я начала вести этот блог, я не ожидала, что так много людей сталкиваются с теми же проблемами, что и я. В школе чаще всего на любой вопрос слышишь два ответа “это волнует только вас” и “а может, с вашим ребенком что-то не так”. Оказывается, это с системой школьного образования в целом не все в порядке — спасибо, подписчики и комментаторы, за ваши мнения! Главное, что они позволили мне взглянуть на многие проблемы глазами самих педагогов. Это был обескураживающий опыт.
И тут было одно неприятное для меня открытие — родители и учителя в первом же приближении считают друг друга врагами и на любую активность с противоположной стороны отвечают агрессией. А главное, пытаются найти кучу рациональных объяснений своей агрессии. Говоря начистоту, я об этом догадывалась, но что все настолько плохо, не ожидала.
Со стороны преподавателей существует установка, что с неудобными вопросами про обучение обращаются только сложные и неадекватные родители. Те, в свою очередь, считают, что учитель просто не хочет учить, хотя сам педагог часто может быть скован требованиями администрации, плохой программой, не лучшего качества учебниками и огромным классом с детьми очень разных способностей, в том числе, учениками с явно проблемным поведением. Конечно, можно сказать, что это его, учителя, работа. Но давайте откровенно — никто же не требует от рядового терапевта в поликлинике быть выдающимся профессором медицины.
Есть у учителей еще и такая проблема как выгорание. Работать с людьми сложно, работать с маленькими людьми — сложно вдвойне. Они уже вовсю пытаются в социальное взаимодействие, но что такое хорошо и что такое плохо до конца не понимают. Плюс, школа это очень, очень шумно. Тому, кто в последний раз был на перемене во время своей учебы в школе, трудно представить, насколько громкими становятся дети после 45 минут вынужденного физического бездействия.
Первый вариант решения, который мне приходит на ум — пустить в школу профессиональных детских и взрослых психологов. Первые — для детей, вторые — для учителей и родителей при возникновении конфликтных ситуаций. Под детскими психологами я подразумеваю и тьюторов, которых можно было бы сразу подключать к работе с проблемными детьми. Но это все мечты, конечно. Потому что год от года бюджет на образование только сокращается.
Но вот возвратить тестирование при поступлении в школу вполне можно было бы. Я вообще не понимаю, почему его отменили. Работать с классом, где все дети примерно одного уровня всегда проще, независимо от того, высокий это уровень или низкий. А сейчас одна половина класса скучает, а вторая не понимает, что происходит. В результате родители первых недовольны слабой программой, а родители вторых — сложной и быстрой. А ведь речь идет об одной и той же программе.
В итоге учителя предвзято настроены к родителям, родители недолюбливают учителей, а в между этих двух огней оказываются дети. Одно из основных правил в детской психологии — не устраивать путаницу в голове ребенка. Иными словами, все взрослые должны придерживаться одной стратегии поведения. Например, если мама не разрешает есть шоколадку, то папа, бабушка и дедушка ее поддерживают. А не зовут малыша в уголок и не суют ему шоколадку, жалея, какая у него строгая мама. Думаю, подобным образом было бы неплохо организовать учительско-родительское сотрудничество и в школе. Все-таки мы не враги друг другу