Найти тему
КиноДоктор

Чужой (1979) - Скучная история, или Почему у американцев инопланетяне - это всегда зло и всегда насекомые?

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Впервые я этот фильм посмотреть где-то году в 1990-м. Тогда он мне, как и положено юности, казался древним. Но не впечатлил он меня не по этой причине. Разочаровал он отсутствием внятного сюжета и скудной фантазией авторов фильма. Опять в качестве инопланетного существа было показано не пойми что, с какими-то дурацкими металлическими выдвигающимися челюстями и опять оно было злым и ужасным.

  • Не забудьте подписаться на мой канал "Зарубежный кинопрокат в СССР".

Создаётся впечатление, что инопланетных миров американцы боятся также как боялись СССР и рисовали жуткие для себя и непонятные для осознанных окружающих картинки. За исключением черепашкоподобного инопланетянина Спилберга 1982 года выпуска, который также был скучен, но хотя бы не был столь зловещ, в Голливуде снимали только смертельно опасных инопланетян. Причём создавали примитивные и неинтересные образы, как тот же самый Чужой. Вас впечатлял его облик? Меня никогда. Какой-то вечно мокрый эмбрион с хвостом, без глаз и маленьким ртом, в который влезет разве что чупа-чупс.

Команда американских раздолбаев с "Ностромо".
Команда американских раздолбаев с "Ностромо".

Американцы безусловно считают его, как и многие другие свои посредственные поделки, "лучшим ищ лучших в жанре научной фантастики" и прочее-прочее и бла-бла-бла. Как-будто они что-то вообще смотрят кроме своих фильмов. Но так ли это? Разумеется нет.

В целом фильм выглядит малобюджетным и на самом деле так оно и было. С трудом удалось пригласить некоторых, хоть и не самых известных, актёров. А вместо никому неизвестной Сигурни Уивер должна была играть уже известная Мерил Стрип. Но тогда умер её давний сожитель и к ней не стали обращаться, полагая что она не согласиться. А зря, ведь уже через полгода Стрип вышла замуж. "Девичье сердце отходчиво", как говорил наш классик А.Н.Островский.

В принципе, фильм был бы хорош, если бы из него вырезать 40 минут экранного времени. Уж слишком много пустых и никчёмных сцен, которые утомляют и наводят сонливое состояние.

"Чужой" снимался в течение 14 недель с 5 июля по 21 октября 1978 года. График производства был коротким из-за низкого бюджета фильма и давления со стороны 20th Century-Fox, требующей закончить вовремя.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

"Чужой" изначально должен был завершиться уничтожением "Ностромо", в то время как Рипли сбегает на шаттле "Нарцисс". Однако Ридли Скотт задумал "четвёртый акт" фильма, в котором инопланетянин появляется на шаттле, и Рипли вынуждена противостоять ему. Он поделился идеей с 20th Century-Fox и договорился об увеличении бюджета для съёмок сцены в течение нескольких дополнительных дней. Скотт хотел, чтобы инопланетянин откусил Рипли голову, а затем сделал последнюю запись в журнале её голосом, но продюсеры наложили вето на эту идею, потому что считали, что инопланетянин должен умереть в конце фильма. Ещё бы! Американке откусить голову!

Скотт решил не показывать Пришельца полностью на протяжении большей части фильма, оставив большую часть его тела в тени, чтобы якобы создать ощущение ужаса и усилить напряженность. Но на самом деле это просто отсутствие полноценной картины как у создателя "Чужого" Ханса Гигера, так и у самого Ридли. Мы вообще на протяжении всего фильма ни разу не видим инопланетянина целиком. Только в самом конце, конда он висит в открытом космосе, пришпиленный Рипли гарпуном - хвостатая ящерка и только.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Кстати, реакция критиков на фильм изначально была неоднозначной. В рецензии Time Out говорилось, что фильм был "пустым набором трюков, производственные ценности и дорогостоящие уловки которых не могут замаскировать бедность воображения". Это как раз то, о чём я и написал выше. "Чужой" - весьма посредственный фильм и уж точно не "один из лучших за всю историю".

Дэн О'Бэннон, который написал сценарий фильма, был скорее всего психические нездоровым человеком. Он утверждал, что сцена с присоской к лицу - это "метафора мужского страха проникновения, и что "вторжение через рот" Кейна, как "расплата" за многие фильмы ужасов, в которых сексуально уязвимые женщины подвергаются нападению мужчин-монстров".

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

О'Бэннон описал сексуальные образы как откровенные и преднамеренные: "Я собираюсь вставить все изображения, которые только смогу придумать, чтобы заставить мужчин в зале скрестить ноги. Гомосексуальное оральное изнасилование, роды. Тварь откладывает яйца тебе в глотку, всё количество".

Ну это вообще нормальный человек? Конечно же нет. Но пробежимся по сюжету, поскольку он достаточно прост и не оригинален по своей сути.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

2037 год. Коммерческий космический буксир "Ностромо" возвращается на Землю с экипажем из семи человек в стазисе: капитан Даллас (Том Скерритт), исполнительный офицер Кейн (Джон Хёрт), офицер Рипли (Сигурни Уивер), штурман Ламберт (Вероника Картрайт), научный сотрудник Эш (Иэн Холм) и инженеры Паркер (Яфет Котто) и Бретт (Гарри Дин Стэнтон).

Ни врача, ни повара. Вот так вот летает. А ещё этот стазис. А чем питаемся во сне (ну хоть капельницы) и куда, простите, справляем нужду? Это всё надо учитывать, если претендуете не на просто фантастику, а на научную фантастику.

Первоначально, кстати, мелькнула там ещё чья-то мужская физиономия. Может ляп, а может глюк.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Обнаружив передачу сигнала с ближайшей Луны, корабельный компьютер "Мать" будит экипаж. Согласно политике компании, требующей расследования любого потенциального сигнала бедствия, они приземляются на Луну, несмотря на протесты Паркера, получая повреждения от её атмосферы и скалистого ландшафта. Инженеры остаются на борту, чтобы произвести ремонт, пока Даллас, Кейн и Ламберт исследуют происхождение сигнала. То есть сразу два первых лица экипажа идут навстречу неизвестно чему. Кейн должен был остаться как минимум, а идти Рипли. Ну да ладно... Они обнаруживают, что сигнал исходит от брошенного инопланетного корабля, и входят в него, теряя пр этом контакт с "Ностромо". Рипли расшифровывает часть передачи, определяя её как предупреждение, а не сигнал о помощи, но не может передать информацию стороне, исследующей заброшенный корабль.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Тем временем Кейн обнаруживает камеру, содержащую сотни крупных яйцеобразных объектов. Заместитель капитана видимо совсем глуп, потому что совершает то, без чего и фильма не было бы. Когда он прикасается к одному из яиц, из него выскакивает существо, проникает через его шлем и прикрепляется к его лицу. Даллас и Ламберт несут потерявшего сознание Кейна обратно в "Ностромо". Капитан Даллас видимо ещё более глуп, если идёт на подобное.

Как исполняющая обязанности старшего офицера, Рипли благоразумно отказывается пускать их на борт, ссылаясь на карантинные правила, но Эш отменяет её решение и впускает их внутрь. Весь этот бардак нам лишь сразу показывает одно: на "Ностромо" не команда, а шабашники. Нет абсолютно никакой дисциплины, что говорит о отсутствии профессионализма у каждого члена этого экипажа и низком уровне коммерческой компании, на которую они работают. Если нет дисциплины - жди беды.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Эш пытается убрать существо с лица Кейна, но останавливается, когда обнаруживает, что его чрезвычайно едкая кислая кровь может навредить Кейну и потенциально повредить корпус корабля. Позже присоска свободно отделяется и будет найдена мёртвой. Корабль частично отремонтирован, и экипаж продолжает свое путешествие обратно на Землю. С инфицированным членом экипажа! То есть если США будет существовать и в 2037 году (не дай бог!), то мир по-прежнему будет в постоянной опасности.

Кейн просыпается с некоторой потерей памяти, но в остальном, кажется, невредим. Все дружно садятся пожрать. Кто им там готовит - вопрос без ответа. Во время последнего приёма пищи экипажем перед возвращением в стазис (они ещё собирались все дружненько уснуть, даже не понаблюдав за Кейном в динамике!), он внезапно задыхается и бьётся в конвульсиях. Маленькое инопланетное существо, похожее на недоразвитый жуткий эмбрион, вырывается из груди Кейна, убивая его, и убегает гулять по кораблю. При этом Эш останавливает Паркера, желающего прибить поганца сразу же. Эш у вас главный?

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Тело Кейна кладут в капсулу и мусорят им космос. Экипаж пытается обнаружить существо с помощью устройств слежения и поймать его с помощью сетей, электрошокеров и огнемётов. Они думают что он всё такой же маленький хулиганчик с хвостом. Бретт следует за котом экипажа, Джонси, в какой-то отсек, где теперь уже взрослый инопланетянин нападает на Бретта и исчезает вместе с его телом. Нам правда этого ничего не покажут - лишь минут десять будет занудная ходьба и брожение Бретта. После бурного обсуждения команда решает, что существо, должно быть, находится в воздуховодах. Даллас залезает в воздуховоды, намереваясь загнать монстра в воздушный шлюз, но тот устраивает засаду и делает ему цап-царап. Ламберт, понимая, что пришелец намерен убить команду одного за другим, умоляет остальных покинуть корабль и сбежать на маленьком шаттле, но Рипли, которая теперь командует, объясняет, что он не рассчитан на четырёх человек, и настаивает на продолжении плана Далласа по уничтожению пришельца.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Получив доступ к "Матери", Рипли обнаруживает в записях, что компания тайно приказала Эшу вернуться с пришельцем, а команду считать расходным материалом. Она противостоит Эшу, который пытается задушить её до смерти. Паркер вмешивается и бьёт Эша дубинкой, разбивая ему голову и оказывается, что Эш - андроид. Паркер, Рипли и Ламберт повторно активируют голову Эша, и они узнают, что ему было поручено обеспечить прибытие существа на Землю. Отвечая на вопросы оставшейся команды, Эш заявляет, что существо неубиваемо, и выражает восхищение его психологией, не стеснённой совестью или моралью, и насмехается над их шансами на выживание. Рипли отключает его питание, а Паркер сжигает огнемётом.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Оставшийся экипаж решает самоликвидировать "Ностромо" и сбежать на шаттле. Однако Паркер и Ламберт попадают в засаду и убиты существом во время сбора средств жизнеобеспечения. Хотя что они там собирали так и осталось непонятным. Рипли запускает последовательность самоуничтожения, но обнаруживает, что инопланетянин преграждает ей путь к шаттлу. Она отступает и безуспешно пытается прервать самоуничтожение. Ты уж определись. Не имея других вариантов, она бежит к шаттлу, неся Джонси в переноске, и чудом спасается, когда "Ностромо" взрывается. За 30 секунд ей удаётся отлететь на недосягаемое взрывом расстояние.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Здесь Сигурни Уивер будет щеголять в каком-то подобии женских трусов, демонстрируя нам отсутствие у себя женской фигуры и груди, зато демонстрируя нам дырку на, простите, своей плоской как доска заднице.

Пока Рипли готовится к стазису, она обнаруживает, что инопланетянин находится на борту, втиснувшись в узкое пространство. Как эта махина незаметно пролезла в дверцу шаттла да ещё и так заныкалась в проводке - тоже вопрос. Рипли надевает скафандр и использует паровой выхлоп, чтобы пробудить существо. Чужой приближается к Рипли сзади, но прежде чем он успевает сделать ей цап-царап, она открывает дверь воздушного шлюза, почти выбрасывая его в космос. Однако он держится, ухватившись за раму. Силён, негодник. Рипли стреляет в него абордажным крюком, но пистолет цепляется за обшивку, когда закрывается дверь воздушного шлюза, привязывая пришельца к шаттлу. Он втягивается в выхлопную трубу двигателя, но Рипли запускает двигатели, которые не сжигают его, но выкидывают в глубокий космос. После записи последней записи в журнале, она помещает рыжего кота Джонси и себя в камеру стазиса для возвращения на Землю.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Абсолютно не научная, но фантастика. Повторюсь, и тогда и теперь смотрится очень скучно. От всего фильма стоило бы оставить 1 час 10 минут, чтобы придать динамику, а так это получилась тягомотина, где ничего толком не видно, а вопросов возникает больше и больше. Видимо мысли создателей фильма были где-то в иной плоскости. Но оставим его в коллекции - так, из жалости.