В нашем обществе агрессию называют чем-то плохим и разрушительным. Однако, любая человеческая активность есть форма проявления агрессии. Слово «агрессия» переводится как «идти к, приближаться» - то есть двигаться к чему-то, прилагать усилия, чтобы что-то получить, изменить окружающую среду так, чтобы она была мне комфортна. Простой пример проявления агрессии - когда мы чистим яблоко от кожуры или делаем салат. Хочу яблоко без кожуры, хочу кушать не отдельные овощи, а порезанные, заправленные соусом!
🥰То же самое и в отношениях с людьми - хочу, чтобы контакт с другим человеком, был для меня интересен, насыщал и удовлетворял меня.
💚ЗДОРОВОЕ агрессивное поведение предполагает выражение КОНТАКТНОЙ агрессии. То есть когда мы пытаемся добиться чего-то от другого и взять себе то, что хочется путем переговоров и озвучивания своей потребности в прямой форме (без намеков и иносказаний).
«Нет, отрежьте мне не половину торта, а четвертину!», «заверните мне хлеб не в целлофановый пакет, а в бумажный!». Вот простые примеры здоровой агрессии, когда я (контактируя с другим) прилагаю усилия, чтобы удовлетворить свое желание.
Многие из форм поддержания близких отношений - тоже проявления контактной агрессии: «Правильно ли я тебя услышала?», «Это ли ты хочешь?», «Я имела ввиду другое», «Выслушай меня, пожалуйста». Чтобы услышать и быть услышанным, необходимы контактные усилия.
---
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ здоровой агрессии:
1) Пока ребенок развивается внутри матери, он не агрессивен. Этот этап называется перинатальным. Ребенку не нужно предпринимать никаких действий по удовлетворению своих потребностей, он - продолжение мамы и всю ответственность за удовлетворение его потребностей несет она.
2) С рождением развивается сосунковая форма агрессии - нужно прилагать минимальное количество усилий - сосать, переваривать и срыгивать.
3) С появлением первых зубов приходит дентальная агрессия (из нее позже развивается контактная) - ребенок в состоянии откусывать. Чем тверже пища, тем больше усилий нужно прилагать. Появляется способность добывать, настаивать, не соглашаться.
4) Самая зрелая форма контактной агрессии - молярная агрессия (от названия более зрелых коренных зубов - моляров) - это способность к перемалыванию пищи, а также дифференциации - то, что нужно оставляю, а что не нужно - выбрасываю. Именно существование такой формы агрессивного поведения говорит о зрелости личности, ее возможности разделять, что и как важно получать, что из полученного - подходит, а что - не подходит.
❗Зрелость проявления агрессии зависит не от возраста в паспорте, а от психологической зрелости личности, ее сепарированности от других и возможности удовлетворять свои потребности самостоятельно. Если это не было приобретено в течение жизни, это нарабатывается в ТЕРАПИИ.
----
НАРУШЕНИЯ в развитии АГРЕССИИ:
Когда мы были маленькими и учились проявлять агрессию (ту самую дентальную), это могло быть неудобно нашим родителям. Ведь сразу мы, конечно, не могли осознать свое желание, четко и понятно о нем сказать (как взрослые).
Мы ныли, кричали, били игрушкой по столу или лезли в драку. Потому что хотели добиться, чего-то «вкусного» и желаемого, а нам этого не давали или давали совсем не то. При этом, родители могли запрещать нам так выражать себя. Стыдить и останавливать нас, не объясняя, что к чему, а просто одной фразой: «перестань орать!» или «что ты, как дурак, тут носишься?!», «не понимаешь, что нужно подождать?!».
А мы не понимали, орали и носились, как дураки. И чувствовали при этом, что мы плохие и неуместные для мамы. И для того, чтобы мама была довольна и делилась с нами своим теплом, нужно перестать быть активным и агрессивным, а стать тихим, удобным и послушным. Тогда мама успокоится.
И, вырастая, мы также остаемся тихими и послушными, и, конечно же - неудовлетворенными, пристыженными или виноватыми, что хотим от этой жизни чего-то большего, чем имеем.
---
💣А от долгих лет сдерживания себя, кто-то может затаить огромную обиду и даже ненависть к тем, кто заставлял нас быть удобным и послушным и совсем не позволял быть спонтанным.
---
И эту обиду и ненависть мы можем бессознательно проявлять (а иного пути не будет) в виде разрушительного вида агрессии.❗АНИГИЛЯЦИОННАЯ агрессия - направлена не на получение желаемого, а на разрушение и уничтожение объекта, вызывающего дискомфорт.
Если контактная агрессия направлена на то, чтобы в процессе переговоров получить от другого нужный кусок торта или хлеб в бумажном пакете, то анигиляционная - на то, чтобы отвергнуть или уничтожить того, кто режет не тот торт и заворачивает хлеб не в тот пакет.
Основное чувство, на котором она основана - это ужас от поглощения меня другим, от которого я тотально завишу (как когда-то зависел от мамы, запрещающей ныть, орать и носиться по квартире). По сути, люди, которые не были поддержаны в выражении контактной агрессии, вырастая, могут стать опасными и угрожающими - ведь весь мир воспринимают, как маму, которая запрещала быть настоящим, контактным и агрессивным.
---
😤Чтобы избавиться от накопленной ЗЛОСТИ переходи в мой Телеграм-канал и смотри практику "Как убрать негативные эмоции ?"
---
АГРЕССИЯ, направленная НА СЕБЯ
Один из способов быть не-агрессивным и удобным - это направлять всю свою агрессию на себя. Пути два - либо все время болеть и страдать от психосоматических заболеваний, либо - все время быть во всем виновным (и тоже болеть психосоматическими заболеваниями).
🤢Если ребенок слышал фразы типа «Хватит!», «Ничего у тебя не болит», «Ну и неженка!», «Терпи», «Перестань», «Ты должен», «Сам виноват», «Ишь, чего захотел!» и т.д. - это прямо путь вырастить больного, вечно несчастного и за все несущего ответственность мужчину или женщину.
🤢По сути, все виды зависимого поведения (употребление алкоголя, наркотиков, адреналиновая зависимость, психологическая зависимость от отношений и т.д.) - это, по сути, и есть направление агрессии на себя, на уничтожение себя - как физически, так и психологически.
---
Прямые ФОРМЫ выражения АГРЕССИИ:
⛔РАЗДРАЖЕНИЕ - размазанное, безадресное переживание, когда не совсем понятна ситуация, неясно кто или что именно приносит дискомфорт. Энергия напряжения растет, но пока не переходит в действие.
⛔ЗЛОСТЬ - адресное переживание некоторого внутреннего возбуждения и активности, направленного на объект контакта, уменьшение дистанции, удовлетворение потребности или укрепление своих границ и отстранение того, кто их нарушил.
⛔ЯРОСТЬ - агрессивное, аффективное состояние сильного гнева, которому нет направления, границ и контроля. Это незрелая реакция (характерна для детского возраста), когда эмоции неуправляемы и обращены к кому-то всемогущему, сверхвластному, сверхзначимому, а не к конкретному человеку в реальном контакте.
⛔НЕНАВИСТЬ - также аффективная реакция, основная цель которой - разрушить, уничтожить, себя или внешний объект.
⛔ДОСАДА - злость, смешанная с болью утраты. Это чувство связанно с чем-то, что осталось в прошлом, с переживанием потери - собственных ожиданий, отношений, желаемого.
---
Непрямые (МАНИПУЛЯТИВНЫЕ) формы АГРЕССИИ:
❗Когда контактный поток агрессии заблокирован, мы вынуждены удовлетворять собственные потребности, не прося и не заявляя прямо, чего я хочу (выдерживая при этом риск отвержения), а вынуждая другого сделать мне это нелегально, играя на его чувствах.
- ВИНА - направление контактной злости, предназначенной другому, на себя, при этом опираясь не на собственную потребность, а на мораль. То есть я - виноват, а он, другой - значит прав. Таким образом, ответственность за удовлетворение моей потребности лежит на этом другом, который прав!
- ОБИДА - блокированная агрессия, которая предполагает мою незначимость и - наоборот - важность, значимость другого рядом. Что у меня как буд-то сил разозлиться на него не хватает, ведь я очень боюсь его потерять. И тогда я вынуждаю его испытывать чувство вины и заботиться обо мне (слабом), удовлетворяя мою нужду.
- ЗАВИСТЬ - сложное переживание, состоящее из злости, интереса и стыда. В зависти всегда есть то, что я желаю (у того, кому завидую), а также сравнение себя с ним и обнаружение своей несостоятельности рядом с ним (стыд). Именно компонент стыда останавливает в достижении желаемого и присвоении собственной важности и значимости (я тоже хорош!).
- СКУКА - переживание усталости и упадка сил как реакции на блокировку осознавания злости. То есть, я как бы не понимаю, что я на самом деле злюсь сейчас, а вместо этого переживаю скуку, рассеянность. Следовательно, я не в контакте с собственной потребностью, не знаю, на кого злюсь и что от него хочу, а просто «завиcаю» в игнорировании этого переживания.
- ДЕПРЕССИЯ - подавление любых видов контактной агрессии - злости, ярости, ненависти, направление этой энергии на себя и переживании глубокого упадка сил, вплоть до потери смысла жизни.
- ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ симптомы - способы организовать свою жизнь так (подавить агрессию), чтобы получить желаемое удовлетворение потребности через болезнь.
---
❓ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
В терапии, мы учимся осознавать те способы удовлетворения потребностей, которые у нас есть, способы выражения агрессии, которым научены, и при необходимости искать более зрелые способы, способные дать нам гораздо больше, чем манипулятивные.
Часто, без помощи психолога, мы не осознаем как именно что-то делаем, достигаем, добываем. Обычно способы удовлетворения потребностей доведены до автоматизма. Мы лишь можем страдать из-за их несовершенства, когда получаем не тот результат.
Задача терапии - поддержать осознанность и найти более эффективные способы формирования собственных границ, навыка дифференциации - что я могу получить, а что - нет, во что стоит вкладывать силы (и какие), а во что - не стоит. Что - «съедобное» мне в контакте с другим, а что - «не съедобное» и как его не есть, а если съел, то как выплюнуть.
По сути, агрессия - это то, чем мы живем, та самая энергия, которой мы распоряжаемся в жизни, и от качества обращения с которой очень зависит качество нашей жизни, удовлетворенность, эмоциональный фон, который мы испытываем каждый день и от чего переживаем наполненность.
---
По материалам Е. Митиной