Как Вы уже заметили, на сайте dimanika.ru в генерируемой Карте Души используются сразу две типологические системы. С MBTI все понятно, а вот со второй системой, именуемой по имени Ф Бэкона, следует разобраться отдельно: для чего она нужна и почему она используется одновременно с MBTI?
Минуя долгие разъяснения, можно сказать так: это самостоятельная прорицательная система, основанная на собственных дескрипторах, автором которых является английский философ Френсис Бэкон. Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это: «путь Паука»; «путь Муравья»; «путь Пчелы».
Историк, публицист, государственный деятель Бэкон, после крушения карьеры занялся научной деятельностью и умер после того, как простудился во время одного из физических опытов: он собственноручно набил снегом тушку курицы, которую купил у одной бедной женщины. По другой версии Бэкон погиб в результате опытов с опиатами.
Бэкона не следует изображать в виде чистого эмпирика, как это часто делается. Он удачно синтезировал эмпиризм с рационализмом, образно называя свой путь исследования «путем Пчелы», в отличие от «пути Муравья» и «пути Паука». Очевидно, что и схоластический догматизм, с которым боролся Бэкон, тоже является «познавательной деятельностью».
Бэкон не признавал, что любое проявление жизни уже и есть познание реальности, и те способы, которые он описывал - это не полный список. К нему стоит добавить метод познания, являющийся антагонистом (компенсацией) стремления к доминированию: «Понять, Простить и Полюбить».
Таким образом, к имеющимся трем архетипам «познания» (Муравей, Паук, Пчела), следует добавить четвертый – Бабочку, которая сравнивает количество ползающих и летающих тварей.
«Путь Муравья» - получение знания, исключительно из опыта.
«Путь Паука» - получение знания из «чистого разума».
«Путь Пчелы» - сбор всей совокупности фактов, обобщение и понимание сути.
«Путь Бабочки» - понять, простить и полюбить – вечное изменение себя.
Эти дескрипторы соответствуют юнговскому делению психических функций на Ощущение, Чувство, Мышление и Интуицию. В чем же их принципиальное отличие? С их помощью также можно построить типологию на 16 позиций, которая будет полностью совпадать с типологией MBTI. Ниже приведено описание парадигмы мышления для всех четырех знаков. Еще раз напомним, что знаки существуют только у нас в голове!
Парадигма Эмпирика
В мире, ощущаемом как набор ощущений, впечатлений, явление для нас, единственным и необходимым критерием Истины является четкость, ясность ощущений. Основная психическая функция — ощущение, восприятие, совершающееся посредством органов чувств. Как следствие складывается следующее мироощущение: осознание бытия есть результат физических ощущений. Без ощущений нет осознания бытия. В первую очередь внимание уделяется эмпирическим фактам и восприятию органами чувств.
По отношению к Знанию за пределами опыта, считает его недоступным. Объекты и предметы, являющиеся источником ощущений – непостижимыми, трансцендентными. Реальности вне сознания не существует. Нет осознания – нет и бытия. При этом отрицает любые способы чувственного, логического и интуитивного «приспособления» к проблеме взаимодействия с невидимым.
Способ познания можно описать следующей формулой: «Путь Муравья» — такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод основан на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, собирается внешняя картина знания. Эмпирики видят проблему «снаружи», «со стороны», но не видят проблему изнутри.
Преимуществом этого метода познания является дедуктивный подход: двигаясь от частного к общему, Эмпирик собирает факты, благодаря неоспоримости которых он абсолютно уверен в своих действиях, хотя у него нет даже претензий на теорию. Хотя этот метод кажется безупречным, Эмпирик все же совершает ошибки второго рода – когда выбрана неверная нулевая гипотеза. В конечном итоге он, как и все, идет методом проб и ошибок.
Соответственно, Эмпирик склонен к ошибкам в виде логических противоречий, а также неправильному построению выводов. Типичными характеристиками сознания являются фрагментарность представлений о мире и противоречивость. Из-за возможности ложных срабатываний не удаётся полностью автоматизировать борьбу со многими видами угроз. Практика носит внеплановый, хаотический характер.
Парадигма Эстета
В мире, чувствуемом как результат проявления эмоции, единственным и необходимым критерием Истины является получение эстетического опыта. Основная психическая функция — чувство, эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Как следствие складывается следующее мирочувствование: складываясь в разноцветную картину, ощущения порождают чувства. Сравнивая эмоции, можно формировать оценочные суждения: хорошо или плохо, красиво или некрасиво. Любое содержание обретает свою ценность в смысле его принятия или отвержения. Приоритетом становится эмоциональное удовлетворение.
По отношению к Знанию за пределами опыта, Эстет не способен чувствовать то, что находится за пределами познания. Эстетические качества настолько субъективны, что их нельзя рассматривать как принципы мироздания, существующие независимо от человека. Таким образом, трансцендентными признаются факты субъективной реальности не подлежащие воспроизведению другими субъектами и для них принципиально недоступные: интуиции, предчувствия, сновидения, видения, галлюцинации, иллюзии.
Способ познания можно описать следующей формулой: «Порхание Бабочки» — понять, простить и полюбить. Сознание находится в постоянном антагонизме с бессознательным и чувства, порожденные этим противостоянием, следует примирить. Преимуществом этого метода познания является восприятие чувственного опыта как самостоятельной жизненной ценности. Красота понимается как наивысшая форма целесообразности, при этом она не связана с категорией пользы. Чувства, свободные от прагматизма – предтеча логического мышления.
Чем чувствительней система, тем больше событий она детектирует. Но при повышении чувствительности неизбежно вырастает и вероятность ложных срабатываний. Поэтому чересчур чувствительно (параноидально) настроенная система защиты может выродиться в свою противоположность и привести к тому, что побочный вред от неё будет превышать пользу.
Недостатки: Эстет склонен к ошибкам в виде нарушения логических принципов в практической деятельности. Из-за недостаточного жизненного опыта или слишком абстрактного отношения к действительности, совершает ошибки житейского, прагматического характера. Это неспособность к систематическому преследованию цели, точному, строгому, последовательному исполнению логических принципов, методов, идей на практике. Их логическая сфера является недоразвитой, эмпирические факты мало интересуют, а прагматизма в поведении не хватает.
Парадигма Логика
В мире, понимаемом как порождение Разума или Логоса, единственным и необходимым критерием Истины является отсутствие логического противоречия. Основная психическая функция — мышление, интеллектуальное познание и формирование логических заключений (понятийной связи). Как следствие складывается следующее миропонимание: разум — не только главная, но и единственная полностью адекватная способность человеческого ума. Чувства порождают логику, но при этом, настоящее логическое мышление должно быть свободным от чувств.
По отношению к Знанию за пределами опыта, логически полагает, что возможности человека ограничены, так как существуют сферы, которые он неспособен познать. При этом все сущее есть причинно-следственные связи, которые логичны и невидимая часть бытия также подчинена этим законам. Соответственно, все логичное признается истинным, а все нелогичное — отрицается.
Способ познания можно описать следующей формулой: «Дорога Паука» — получение знания из «чистого разума». Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
Преимуществом данного метода познания является различение истинного и ложного. Логик отключен от чувственной сферы и может оперировать логикой даже там, где чувства настолько сильны, что слепят разум. Логик способен решать задачи в уме, не тратя времени на проверку практикой. Хотя этот метод кажется безупречным, он уязвим тем, что его использование идет в ущерб практической деятельности. Как только Логик выпадает из реальности для решения умственных задач, он допускает прагматические упущения.
В результате этого проявляется склонность к ошибкам первого рода, именуемым «пропуск события». Это тип ошибок, причиной которых является элементарная невнимательность, просмотр; недостаточно эффективная работа органов ощущений; отсутствие подтверждения фактами. Это тот случай, когда говорят: недоглядел, недосмотрел, недослышал, не проверил. В шахматах подобного рода ошибка выражается словечком «зевок». Больше доверяет логике, чем чувствам, поэтому многие факты ускользают от его органов чувств, допускается немалое количество ошибок, мешающих систематически реализовывать на практике свои идеи.
Парадигма Интуита
В мире, предчувствуемом как озарение, системное взаимодействие ощущений, чувства и разума, единственным и необходимым критерием Истины является наличие инсайта основанного на предшествующем опыте. Основная психическая функция — интуиция, передающая субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия могут быть как внешние, так и внутренние объекты или их сочетания. Как следствие складывается следующее мировосприятие: интуиция работает на основе ощущений и эмоций. Предчувствие — его наличие, является критерием выбора. В интуиции нет ничего, чего нет в ощущениях и чувствах. Интуиция дана как средство выявления аффектов и по качеству способна заменить логику, которая отрицает чувства.
По отношению к Знанию за пределами опыта, считает непостижимым все, что лежит за пределами восприятия. При этом полагает, что материальная среда (взаимодействие частиц в пространстве и времени) на самом деле обширнее, чем Сознание. Получается, что Истина, дающая Практичный результат, есть даже за пределами познания. Из этого делается вывод, что истина относительна и в соответствии с этим образуется такой подход к недоступному знанию: «Если это работает, без разницы, как оно устроено», «Если это оправданно – это Истина».
Способ познания можно описать следующей формулой: «Атака Пчелы»: сбор всей совокупности фактов, их обобщение (взгляд на проблему «снаружи») и использование возможностей разума для взгляда «внутрь» проблемы, понимания ее сущности. Преимуществом этого метода познания является бессознательное восприятие функции, приводящей содержания представлений в понятийную связь, «понимание с первого взгляда». Интуит не строит понятийную связь и получает ответы напрямую из ощущений и чувств, опережая других в скорости реакции.
Недостатком данного метода является неспособность предвидеть результаты своей деятельности. Причина неадекватных действий скрывается в неспособности предвидеть эмоциональную реакцию других людей, различать подлинное действие и намерение. Соответственно, Интуит проявляет склонность к эстетическим психологическим ошибкам – действиям, вносящим дисгармонию в общую картину события, разрушающим здоровую психологическую атмосферу, приводящим к негативным эмоциональным последствиям. В практической деятельности Интуит предпочитает действовать по заранее известным схемам. Это ограничивает его от «врожденной недальновидности».