Найти в Дзене

Молиться Богу или святым? Вот что говорит Библия:

“Будешь рожать - молись Матронушке”, “чтобы Бог дал мужа - молись Петру и Февронии Муромским”, “чтобы выздороветь - молись Пантелеимону Целителю”, “чтоб желание сбылось - молись  Николаю Чудотворцу”...

Знакомо?

Список бесконечен. На каждый случай, он пожара до посева, у нас в народе есть свой “уполномоченный святой”. Но мы ведь отошли от язычества в X веке. Или нет?

Первая заповедь, данная Моисею, гласит: “Я Господь, Бог твой, () да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель” Исх 20:2-4.

Иисус Христос высказывался не менее однозначно: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь” Мф 22:37-40.

Если нас чему и учит история Ветхого Завета, так это тому, что Господь очень ревнив к нашей любви. Он хочет быть нашей опорой и защитой, но если вместо Него со своими проблемами мы спешим к кому-то другому, думая, что другой лучше удовлетворит наши нужды, Бог негодует, как любой любящий. Вспомним хотя бы поучительные сцены ревности с золотым тельцом, которого сделали евреи, пока Моисей 40 дней был на горе (Исх. 30) или со змеями, которых на маловерных наслал Господь (Чис. 21).

Мы думаем, что у Бога нет на нас времени, а у Матронушки есть? Так Бог всесилен. Что с Николаем Чудотворцем у нас установились какие-то особо доверительные отношения? Почему бы не постараться установить такие же с Богом. “Такова народная традиция”? Так нам критическое мышление и дано для того, чтобы вдумчиво выбирать поступки.

Наслоения язычества есть не только в России. И в Европе со 2-3 в н.э. исследователи отмечали влияние римских и греческих верований, и в Африке и Индии на христианство наложились местные обычаи. Мы в этом плане не одиноки, и да, это дополнительный духовный труд - критически оценивать все, что мы под видом христианства впитали вместе с окружающей культурой. Но этот труд посилен.