Найти тему
1,7K подписчиков

Крещение-Богоявление: праздник смирения и скачущей воды

Крещенские кошки (Кузя и Муся)
Крещенские кошки (Кузя и Муся)

С Богоявлением, друзья! Снилось мне сегодня, что плаваю а проруби, и мне жарко (хотя в реальности не купалась в проруби никогда). Люблю этот праздник, несмотря на то, что он всегда был для меня одним из самых, я бы сказала, невместимых.

Ведь казалось бы, для чего Христу, Всемогущему и безгрешному Богу, креститься? Крещение, как вы помните, подразумевало покаяние в грехах и последующее погружение в реку Иордан. Совершал это действо последний пророк Иоанн Предтеча, прозванный Крестителем. Но он не крестил в нашем нынешнем понимании. И никакого креста в его руках, разумеется, не было, несмотря на то что так он часто изображается на иконах (крест это вообще поздний символ).

Для чего приходили креститься иудеи, понятно. А вот зачем это было Христу?

Иоанн Креститель тоже, как вы помните, этого не понял.

"Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" -- сказал он Христу а Евангелии от Матфея.

Но Иисус ответил, что "так надлежит нам исполнить всякую правду". И во время погружения Его в Иордан было явление Святого Духа в виде голубя и голос Бога Отца, сказавшего народу, что перед ним благословенный Божий сын, которого надлежит слушаться.

Получается, что в этом крещении Безгрешного сразу и смирение Богочеловека, который не отделяет себя от Своего народа, и чудо явления людям Святой Троицы.

А ещё мне близки рассуждения митрополита Антония Сурожского об этом празднике (я вообще очень люблю владыку Антония). В одной из бесед он говорил о том, что если обычные люди смывали с себя грехи в Иордане после покаяния, то Христос, будучи безгрешным, наоборот, взял их на себя, погрузившись в эти мутные тяжёлые воды...

А вот купание в проруби в праздник Богоявления-Крещения никоим образом не богослужебная практика, а просто народная традиция. Мягко говоря не обязательная к исполнению. Делаем мы это в память крещения Христа, которое было не в храме, а именно в реке Иордан. Да, поэтому освященная прорубь называется Иордань. Нет, грехи купание в проруби не смывает (грехи прощаются только на исповеди). Это скорее похоже на некую ролевую игру. Но, мне кажется, осуждать людей за тягу к ролевым играм нельзя. Иногда это тоже движение к Богу. И порой нам, как это ни странно, проще приблизиться ко Христу через какие-то экстремальные телесные практики типа вот таких купаний или строгого поста. Если здоровье позволяет, почему бы и нет? У каждого свой Путь, и такие Пути всегда тайна...

А ещё в этот день в храме перед освящением воды читаются совершенно удивительные слова: "О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную Господу помолимся!" 

И представляешь себе такую веселую скачущую водицу-девицу. Хочется взять ее за ручку и поскакать туда же, куда и она направляется... Может, поэтому и сны про горячие проруби мне снятся...