Необычные приключения обычного шарфа

Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды. Это не было уделом именно какой-то отдельной даты, однако в 1868 году (именно в нём мы находимся в нашем путешествии по времени) больше всего внимания уделялось шарфу.

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.

Один из обозревателей в тот год отмечал: «Иногда далее вместо вуаля употребляют шарф, но первый более принят. Просим заметить наших читательниц, что все те, у кого есть большие кружевные, чёрные или белые вуали, которые мода не дозволяла носить на шляпе спереди — могут смело носить их теперь сзади шляпы».

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-2

То есть можно было предположить, что шарф будет связан с головным уборами. Об это даже сообщал один из современников: «Вообще, все почти шляпы заканчиваются сзади кружевом или тюлем, в виде сетки или шарфа, покрывающим шиньон».

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-3

В пользу этой тенденции свидетельствовали следующие новинки. Например, шляпа-диадема из чёрного бархата отделана наверху чёрным кружевным рюшем, а спереди рядом золотых цехинов, которые образуют диадему. Чёрный круженной шарф, прикрепленный у рюша — окаймляет чёрные атласные бриды, украшенный бантом из золотых цехинов. К слову сказать, цехины – украшения, имитирующие средневековые венецианские монеты.

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-4

Или другой образец: куафюра-шарф из чёрного гипюра, примятого с бока, сборки которого сдерживаются букетом листьев из тесненного бархата. Концы этой куафюры скреплены у подбородка таким же букетом.

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-5

А вот выдержка из журнала мод за указанный год: «Шляпа-шарф. Она убрана зеленым пером, на конце которого спереди прикреплено колибри; между колибри и пером прикреплена кружевная розетка. Тюлевый шарф падает от затылка наперед, где застегнуть бантом. Вуалетка спереди прикреплена особо».

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-6

Однако шарф решил шагнуть в иные сферы, в частности, в платья. Модный журнал в 1868 году сообщал: «Одна из лучших отделок следующая: четыре узких шарфа, или, если хотите, широких биэ идут с половины корсажа на плечо и опускаются на спину, оканчиваясь бахромкой; эти шарфы покрыты, как ступеньками, узенькими атласными биэ или бархатками со стеклярусом».

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-7

Появился даже необычный шарф-ремень, который вначале накидывали на платье. Сохранилось описание и иллюстрация одного их таким нарядов «Туалет из нового бархата темно-красного цвета (moruore). Низ юбки, вырезанной зубцами — которые как будто положены отступя от края, составляет отдельно пришитый кусок, шов которого закрыт шёлковой лентой. Кисть с оливой прикреплена в углублении каждого зубца. Казак украшен шарфом-ремнем, завязанным с левой стороны; он вырезан зубцами и только с одним карманом. Узкие рукава. Вышитые воротник и манжетки. Бархатная шапочка и вуаль под цвета платья».

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-8

Поначалу это мыслилось лишь как дополнение т.н. «казака»: « Короткие платья будут, более чем когда-либо, в употреблении. Они так, удобны, что их теперь долго не оставят. Казак будет обрисовывать стан; сверх него будут надевать шарф, завязанный по талии».

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-9

Однако затем появились новые разновидности. Например, гибридизированные с мантильей. «Голубое Фуляровое платье. Вся отделка из фуляра, но другого цвета. Мантилья-шарф скрещивается спереди (еп etole) и перехвачена у талии круглым поясом. Круглая соломенная шляпа; вокруг пасса положено шёлковое филэ»

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-10

Шарфы стали повсеместными. Вот платье дли утренних визитов. Серое тафтяное платье; длинная юбка приподнята сзади пуфом, который поддерживается шарфом. Платье украшено кругом на юбке, лифе и поясе вышитыми букетами фиалок. Закрытый лиф с бертой тоже вышитой букетами фиалок. На плечах берта образует жокей и обшита лиловой бахромой. Серьги и гребень из золота.

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-11

Постепенно появился новый предмет одежды. Пояс-шарф. Их было несколько разновидностей. Например, пояс-шарф из лап. Лапы пояса сделаны из шёлковой материи и отделаны 6иэ и бархатом. Гладкий пояс украшен сзади стоящими петлями, которые прикреплены пуговицами.

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-12

Другой пояс-шарф делаелся из матери платья или тафты чёрной или цветной. Пояс кроился из материи, накрахмаленной кисеи и легкой шёлковой подкладки. Единственное украшение его составляет бахрома. Пояс заложен складками.

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-13

Можно найти описание атласного пояса-шарфа, который был сделан из чёрного атласа и надевался тоже сверх пальто. Концы шарфа перехвачены розеткой, состоящей из семи атласных петель с узлом в середине.

 Последняя треть XIX века в вопросах российской моды преподносила некоторые сюрпризы, связанные с попытками модернизировать уже всем известные предметы одежды.-14

Впрочем, это не отменяло простых шерстяных шарфов. Они обычно шли к «упругим материям», например рипсу. Шарфы делались из материи платья. Их отделывали отделан воланами, которые заложены трубочками, лежащими в одну сторону. «Волан пришит к краям шарфа с изнанки. Над трубочками положено двойное биэ. Верх шарфов заложен складочкой и пришит к поясу. Шов закрыть шу из двойной материи, которая перерезана в середине отделкой из волана».