Найти тему
2,5K подписчиков

«Искусство жить в Одессе»

324 прочитали

Советский фильм «Искусство жить в Одессе» вышел на отечественные экраны в 1989 году и сразу стал необычайно популярным. В этом было виновато и то, что в те времена кино индустрия переживала сильный упадок, а яркое собрание неповторимых актеров никого не могло оставить равнодушным. Но картина делалась еще и по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля, а это был уже целый букет неповторимого колоритного Одесского фольклора. В итоге получилась приключенческая комедия с неповторимым Одесским колоритом.

Да и режиссер Г. Юнгвальд — Хилькевич имел за плечами богатейший опыт создания интересных картин с яркими отечественными актерами: «Опасные гастроли», «Д Артаньян и три мушкетера», «Ах, водевиль, водевиль», «Узник замка Иф». Поэтому новая его работа не стала исключением из правил и оказалась очередным режиссерским триумфом. Многие артисты и часть съемочной группы перекочевали из предыдущих работ. Так получилось с актерами: О. Табаковым, В. Авиловым, С. Колтаковым, А. Петренко, З. Гердтом. Режиссер сработался с ними и не хотел менять на других.

Для съемок в фильме пригласили талантливейших советских актеров: А. Петренко, С. Колтакова, А. Соколова, С. Кузеву, О. Табакова, В. Авилова, А. Ширвиндта, З. Гердта, С. Крючкову, М. Боярского, С. Мигицко, Н. Позднякову, О. Школьника, Г. Лежаву, Ю. Кузнецова, А. Лицитиса, Е. Полынчук, Ю. Дубровина, В. Павловского, В. Мальцева, С. Фурмана, В. Цоя, Б. Брундукова, М. Капниста.

Изображение со страницы http://m.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/3315/foto/m2743/670751/
Изображение со страницы http://m.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/3315/foto/m2743/670751/

В картине была использована музыка с еврейским уклоном и звучали такие песни как: "Он так любил", «Молитва», «Как на Дерибасовской, угол Ришельевской...». Музыку к картине написал А. Градский, который и до этого писал музыку к картинам Юнгвальда — Хилькевича. В этой своей работе композитор постарался создать не просто музыкальные наброски, а музыку, которую могли бы исполнять только в Одессе. Вообще картина полностью пропитана старинным городом. В ней все дышит Одессой. И зритель шел на нее именно для того, что бы ощутить этот город.

Фильм шел сто и одну минуту, но смотрелся на одном дыхании от начала до конца, потому что был поставлен максимально близко к текстам Бабеля, а это был отдельный, ни на что не похожий язык и манера держаться одесситов. Многие актеры не по наслышке знали одесский жаргон и спокойно его изображали.

Эта картина стала первой в серии фильмов по Бабелю. За ней, уже другой режиссер - В. Алеников снимет фильм - «Биндюжник и Король», который станет своеобразным продолжением истории о похождениях Бени Крика.

Особенно блатные песни в картине исполнял друг Высоцкого — В. Мальцев. Ему очень удавалось спеть голосом и манерами подражая воровскому народу с Кичмана.

Костюмы, антураж — максимально приблизили к временам Бабеля. Главное, что цепляло в картине, это даже не блистательно игравшие актеры. Это был неповторимый Одесский жаргон и акцент, которого нет нигде больше в мире. И его было в фильме очень много.

Фильм снимался в Одессе, на «Одесской киностудии». Все актеры во время съемок очень сдружились. В свободное от съемок время они рассказывали всей группе анекдоты, истории из своей творческой жизни и пели хулиганские песни.

Актерам было занятно сниматься в картине еще и потому, что в перерывах, гуляя по городу, они натыкались на съемки других картин про старую Одессу. В те года, когда снималась картина, вся Одесса превратилась в один съемочный павильон.

Когда картина вышла в прокат, то успех у нее был грандиозный. Картина баловала зрителя не только особенностями Одесского жаргона, но и искрометным юмором, которого в те годы очень не хватало. Кроме того она просто разошлась на цитаты и крылатые выражения.