2,9K подписчиков

ОНИ НЕНАВИДЕЛИ СОБСТВЕННЫЕ ПЕСНИ: Radiohead, Cher, Frank Sinatra

136 прочитали

Бывает так, что музыкант недоволен своим творчеством, и тогда свежезаписанные треки уходят в архив, чтобы с большой вероятностью навсегда там и остаться. Кстати, главным музыкальным перфекционистом считается Принц, который в подвале своей студии Paisley Park построил целое хранилище для неизданного материала. По слухам, там содержится около 8 000 неизданных треков и демо-записей.

Но часто случается и обратное – когда артист недоволен своей работой, и, тем не менее, стараниями рекорд-лейбла или по каким-то иным причинам, песня всё-таки выходит в свет и становится глобальным хитом. Что рождает неловкое противоречие: композицию любят все, кроме ее исполнителя. Именно о таких случаях сегодня пойдёт речь.

Причины такого селф-хейта у всех разные: кому-то не нравится сама песня, кто-то недоволен лирикой, а кто-то прошёл семь кругов ада в процессе записи и теперь страдает от вьетнамских флешбэков. Есть ещё отдельная категория ненавистных песен, когда исполнитель попросту устаёт от конкретной композиции. Например, Мадонна неоднократно заявляла, что ее тошнит от Like a Virgin, а Аврил Лавин часто признаётся, что сейчас ей физически тяжело раз за разом исполнять Complicated.

Но такие случаи мы оставим за скобками: они слишком банальные, очевидные, и, в общем-то, неизбежные для музыкантов, чья карьера длится больше 20 лет. А вот когда группа распадается из-за споров вокруг одной единственной песни – это уже хороший кандидат для сегодняшнего выпуска. Если ты ещё не подписался на канал, обязательно сделай это, для молодого и растущего блога твои лайк и подписка крайне важны. А сейчас устраивайся поудобнее, мы начинаем экскурс в мир нелюбимых песен.

Том Йорк производит впечатление человека, который ненавидит не только свои песни, но и, в принципе всё, живое.

Radiohead
Radiohead

И среди меломанов широко известен тот факт, что Йорк недолюбливает один из центральных хитов Radiohead - Creep. Но этот как раз тот случай, когда песня надоедает автору: в 97м году лидер радиоголовых на концерте публично послал куда подальше фанатов, просивших исполнить Creep, и с тех пор группа практически не исполняла эту композицию вживую в течение 19 лет.

А в сегодняшнем списке оказалась другая визитная карточка Radiohead – High’N’Dry. Эту нетленку группа первоначально записала для своего дебютного альбома Pablo Honey. Причём записана была не полноценная композиция, а демо-запись, слепленная из акустики Йорка и ударных Фила Селуэя. Группа посчитала, что у них получилась, по выражению самих музыкантов, «какая-то слащавая хрень в духе Рода Стюарта», и отложили этот трек до лучших времен.

Род Стюарт - ночной кошмар Radiohead
Род Стюарт - ночной кошмар Radiohead

Во время записи своего второго альбома, The Bends, Radiohead вспомнили, что у них есть демка, стилистически очень подходящая новому альбому. Но песня им всё еще не нравилась - настолько, что они не стали ее перезаписывать. Просто взяли ту старую демо-запись и свели ее заново, наложив сверху инструментальные партии.

И несмотря на то, что High’N’Dry стала одним из главных гимнов брит-попа 90-х, Том Йорк всё еще отзывается о ней крайне негативно. Так, в одном из интервью он заявил, что песню нельзя назвать плохой, так как, по сути, она просто отвратительная.

Мой персональный фаворит сегодняшнего выпуска – хит 98го года Believe от Cher. Это тот уникальный случай, когда деструктивная ненависть в итоге оказалась созидательной и породила целое музыкальное направление. Но давайте по порядку.

Believe создавалась как заглавный сингл для двадцать третьего одноименного альбома певицы. Над треком работали аж шесть авторов, два продюсера и один исполнительный продюсер. Вполне очевидно, что в такой большой команде достичь компромисса было крайне сложно. Сама Шер вспоминает, что всем нравился припев, но вот куплеты получались слишком скучным и невыразительными. Она перезаписывала их снова, и снова, и снова, но ведущему саунд-продюсеру Марку Тейлору результат не нравился. В итоге Шер попросту психанула, сказала: «Если тебе не нравится, найди на эту песню исполнителя получше», и ушла из студии, отказавшись продолжать работу над песней.

Марк Тейлор, продюсер сингла Believe
Марк Тейлор, продюсер сингла Believe

Осознавая, что Шер уже не вернется к работе, чтобы хоть как-то слепить воедино разрозненные и не слишком удачные дубли, Марк Тейлор применяет эффект автотюна, который на тот момент в популярной музыке не использовался и еще являлся техническим новшеством. И в итоге получается то самое звучание Believe, которое мы все знаем. Поначалу лейбл Warner Brothers пришёл в ужас от результата и попросил удалить этот эффект. Но тут уже вмешалась сама Шер, которая к тому моменту успела послушать композицию и пришла от нее в полный восторг.

Автотюн, он же "эффект Шер"
Автотюн, он же "эффект Шер"

Итог. На сегодняшний день Believe является одним из самых успешных синглов за всю историю музыки с продажами более 11 миллионов копий во всему миру, а автотюн теперь также известен как «эффект Шер», благодаря которой эта технология получила широкое распространение в современной поп-музыке.

Знаете ли вы песню Бобби МакФеррина Don’t Worry Be Happy? Конечно, да. Знаете ли вы ещё хотя бы одну песню Бобби МакФеррина? Очень вряд ли. И именно по этой причине сам музыкант так не любит свой главный хит. Подавляющее большинство людей уверены, что Бобби МакФеррин – это автор одного хита, когда-то давно спевший незатейливую веселую песенку.

А на самом деле, МакФеррин – выдающийся джазовый певец, десятикратный лауреат премии Грэмми, дирижер филармонического оркестра и автор документального фильма про то, как музыка воспринимается нашим мозгом. Он начинал как классический джазовый певец и пианист, а затем выпустил первый в мире джазовый альбом, записанный а капелла, без единого музыкального инструмента. В 90-х МакФеррин резко меняет вектор своих музыкальных интересов и становится профессиональным дирижёром. В этом качестве он выступает с лучшими оркестрами мира – Венским филармоническим, Лондонским, Нью-Йоркским и многим другими. Ну а в 2000-х он увлекается музыкой в научном ключе, становится лектором TED и выпускает авторский документальный фильм под названием «Так твой мозг слышит музыку».

Бобби МакФеррин
Бобби МакФеррин

А свою знаменитую Don’t Worry Be Happy Бобби МакФеррин записал как простую шутку, где-то в перерывах между студийными сессиями для своего четвертого альбома Simple Pleasures. Ну и дошутился. Теперь к МакФеррину навсегда прилип ярлык «того парня, который спел Don’t Worry Be Happy». Поэтому живое исполнение им этой композиции – большая редкость, и то, по словам самого МакФеррина, он это делает только из уважения к слушателям, которые любят и ждут эту композицию.

Сейчас поговорим о совсем парадоксальном случае. В 78м году в Лос-Анджелесе собирается коллектив из молодых ребят, играющий модный на тот момент нью-вейв. Группа берет название Berlin и записывает три альбома, попутно зарабатывая мировую популярность и любовь массовой аудитории. Но настоящим прорывом для Berlin становится сингл Take My Breath Away, записанный в 86м году в качестве саундтрека к культовому фильму Top Gun. Песня моментально залетает на первые места мировых чартов и вдобавок получает Оскар за лучший саундтрек.

И казалось бы, вот он – момент славы и величия для молодой американской группы. Но нет. Запись этого трека породила настоящий раскол в группе. Причиной стал тот факт, что Take My Breath Away была первой песней Berlin, которую написали не участники группы. К слову, написал ее легендарный Джорджио Мородер, пионер современной танцевальной музыки и один из основатели жанра диско.

Джорджио Мородер
Джорджио Мородер

Изначально продюсер Топ Гана Джерри Брукхаймер попросил Мородера сочинить медленную композицию для романтических сцен фильма. Мородер написал музыку, а его коллега, музыкант и поэт Том Уитлок, сочинил текст будущего хита. И затем вся эта команда, во главе с продюсерами фильма, стала искать, кто мог бы исполнить Take My Breath Away, и выбор пал на группу Berlin.

Берлин, 1984
Берлин, 1984

Солистка Berlin Терри Нанн с большим воодушевлением приняла эту возможность, так как увидела в ней существенный шаг вперед и путь к еще большей популярности. А вот ее коллеги по группе, будучи трушными парнями, считали, что исполнение песни, к авторству которой они не имеют никакого отношения, превращает Berlin в попсовую коммерческую группу, лишенную какой бы то ни было творческой составляющей.

Постер оригинального Top Gun
Постер оригинального Top Gun

Из-за этого противоречия через год после выхода Take My Breath Away и своего коммерчески самого успешного альбома Count Three & Pray, на самом пике популярности, группа Berlin распадается, навсегда оставшись в истории как исполнители саундтрека к Top Gun.

Если вы думаете, что отвращение к собственным хитам – удел современных групп и раньше музыканты себе такого не позволяли, то очень даже позволяли. Старина Фрэнк Синатра просто терпеть не мог один из своих главных хитов Strangers in the Night.

Изначально композиция Strangers in the Night вовсе и не была песней. Мелодия под названием Beddy Bye была написан в 66м году как саундтрек к криминальной комедии «Человек, который мог быть убит». Но, почуяв запах больших денег, продюсеры решили превратить этот инструментал в поп-хит, и привлекли Фрэнка Синатру для записи вокала.

«Человек, который мог быть убит», 1966
«Человек, который мог быть убит», 1966

Синатра сразу невзлюбил композицию, в первую очередь, из-за лирики. Она казалась ему пошлой, слащавой и вообще не соответствующей его образу. И первую деликатную нападку на Strangers in the Night от Синатры мы можем слышать в студийной версии песни. В конце трека Синатра исполнил скэт и с немного издевательской интонацией спел «дуби-дуби-ду» там, где авторами песни это вообще не подразумевалось. Для медленной романтической баллады это было, как минимум, странно. Кстати, через два года, в 68м, этот небольшой отрывок с «дуби-дуби-ду» дал имя мультяшному псу Скуби-Ду, поскольку один из создателей мультфильма Фред Сильверман слушал Strangers in the Night накануне встречи по обсуждению концепции нового мультсериала.

На этом нападки Синтары на песню не прекратились. Поначалу он отказывался исполнять трек на концертах. Но песню ждал оглушительный успех, она получила три премии Грэмми, золотой глобус и заняла первые места большинства мировых чартов. Тогда Фрэнку просто пришлось включить композицию в свой репертуар, при этом ее исполнение на концертах он предварял короткой аннотацией из разряда: «Сейчас я вам буду петь худшую песню на свете». А строчку

«Love was just a glance away / A warm embracing dance away» («Любовь была всего в одном взгляде от нас, на расстоянии теплого окутывающего танца»)

часто заменял на

«Love was just a glance away / A lonesome pair of pants away» («Любовь была всего во взгляде от нас, на расстоянии пары одиноких штанов»).

Справедливости ради, надо заметить, что позже это нелепое бунтарство закончилось, и начиная со второй половины 70х, пройдя 60-летнй рубеж, Синатра стал более благосклонно относится к песне, подарившей ему вторую волну популярности.

Если артист недоволен уже написанным или записанным материалом – это еще полбеды. Но что делать, когда необходимо писать песню через силу? Так случилось с синглом R.E.M Shiny Happy People.

История произошла в 90м году, во время записи самого коммерчески успешного альбома группы Out Of Time. Когда материал для альбом был готов, руководители лейбла Warner сочли его хорошим, но слишком серьёзным. Среди прочего, на этом альбоме присутствовал и главный хит группы Loosing My Religion. И лейбл попросил разбавить мрачную взрослую музыку какой-нибудь лёгкой, незамысловатой композицией, чтобы альбом нашёл отклик у более массовой аудитории и лучше продавался.

R.E.M
R.E.M

Тогда R.E.M, которые к этому моменту завершили работу над альбомом и в музыкальном плане сказали всё, что хотели сказать, создают песню с говорящим названием Shiny Happy People – максимально слащавую, приторную и до абсурдности легкомысленную композицию. И делают они это назло лейблу, мол, «Вы хотели простенькую беззаботную поп-песню? Получайте!». По воспоминаниям Майкла Стайпа, они вообще не думали, что лейбл этот материал примет. Скорее, это была творческая форма конфронтации группы с Уорнерами и аргумент в пользу того, что нацеленные на повышение продаж песни – это неправильно.

Out Of Time, 1990
Out Of Time, 1990

Но рекорд-лейбл внезапно остаётся доволен новой песней, включает её в альбом, и, более того, выбирает в качестве второго сингла, выпуская следом сразу за Loosing My Religion. Композиция показывает весьма неплохие результаты, попадая в топ-10 английского и американского чартов одновременно, вынуждая R.E.M включить этот трек в свой концертный репертуар. Но в интервью лидер R.E.M неоднократно говорил, что группа со временем так и не смогла полюбить Shiny Happy People и всё ещё считает ее пародийной. По требованию группы песня даже не вошла в сборник лучших хитов R.E.M, хотя изначально планировалась к включению. И, кстати, интересный факт: Shiny Happy People должна была звучать в заставке сериала «Друзья, и была прописана в сценарии пилота, пока в последний момент её не заменили на песню I’ll Be There For You. В сети до сих пор можно найти этот пробный вариант заставки (сериал тогда назвался Friends Like Us).

Друзья, спасибо, что провели время с каналом «Спасибо, послушаю», впереди ещё много интересных тем. А на сегодня на этом всё, увидимся через неделю😉