150,4K подписчиков

Искусство влияния: 25 видов власти, которые должен знать каждый предприниматель

1,7K прочитали
Предисловие к новой книге «Homo Dominus»  Феномен власти Когда мы слышим слово «власть», наш мозг рождает череду привычных и узнаваемых ассоциаций: «сила», «господство», «правление», «могущество»,...
Предисловие к новой книге «Homo Dominus»

Феномен власти

Когда мы слышим слово «власть», наш мозг рождает череду привычных и узнаваемых ассоциаций: «сила», «господство», «правление», «могущество», «диктатура», «контроль», «конкуренция», «авторитет», «доминировать», «править», «повелевать», «подчинять». Дальше можешь продолжить сам. Если попросить сотню человек назвать имена тех, кто представляется им олицетворением власти, вряд ли кто-то проявит оригинальность. Готов поспорить, что мы услышим имена вождей, императоров, полководцев, героев.

Наши представления о власти весьма предсказуемы. Мы привыкли говорить об этом феномене на языке героизма. Ведь нам внушили, что путь к достижению власти должен быть сопряжен с волевым усилием и преодолением трудностей. Об этом говорят все литературные памятники, древние легенды, произведения живописи и скульптуры. Власть всегда соседствует с борьбой, войной, выживанием сильнейших, победой и поражением, вершиной и пропастью.

Нам известен один язык власти, и мы отлично им овладели. На нем написаны такие книги, как «Государь» Макиавелли, «48 законов власти» и «24 закона обольщения для достижения власти» Роберта Грина, «Эгоистичный ген» Ричарда Докинза, «Масса и власть» Элиаса Канетти, «Психология влияния» Роберта Чалдини. Но меня никогда не покидала мысль, что мы имеем очень скудное представление о таком феномене, как власть. Я задавался вопросом, существует ли способ выйти за границы привычных определений и обнаружить другие языки власти, множество ее видов и стилей?

Обладал ли властью Микеланджело, чье влияние на эпоху Ренессанса (да и на всю мировую культуру) трудно оспорить? Обладал ли ей Платон, предопределивший развитие античной и всей последующей европейской философии? Были ли наделены властью Эйнштейн, Ломоносов, Шредингер, Карл Юнг, Фрейд??? Или для нас власть – это только Цезарь, Наполеон, Чингисхан, Сталин, Черчилль?

Мы веками используем один и тот же набор ментальных моделей, формирующих язык власти. Западноевропейская традиция, откуда мы черпаем эти модели, пронизана идеями доминирования, командования и господства. Мы не знаем, что у власти есть и другие языки. Нам об этом никто не поведал. Даже Бог в латинской церкви предстает как Dominus, то есть «властитель, господин, хозяин, владелец». Но мы понимаем это исключительно в контексте, где есть господство и владение над кем-то или чем-то другим. Но не над собой. А ведь мудрый Сенека говорил: «Власть над собой – высшая власть».

Власть, влияние, превосходство. Верх и низ. Иерархия бытия. Достижение цели. Движение вперед. Господин и раб. Впечатать в становление признаки бытия (как сказал бы Ницше). Это один язык власти. Сильный, могущественный, знакомый и искушающий. Но есть и другие. Я захотел их обнаружить, описать и передать. Для этого я решил рассмотреть множество основных идей, которые несет в себе термин «власть». Используя феноменологический метод, я дифференцировал феномен власти. При этом я избежал морализаторских оценок, советов и навязываний единственно верной позиции. Я хотел соприкоснуться с властью как с многомерным и неоднозначным явлением. Для меня это было сродни путешествию по неизведанной территории. И я отправился в него вместе со своими учениками.

Обладать властью – это быть причиной

В английском языке для обозначения власти есть термин «power». Мы все об этом знаем. И английское «power», и французское «pouvoir» происходят от латинских слов «potestas» и «potentia», которые означают «способность»; они берут начало от глагола «potere» – «быть способным сделать что-то». Для римлян «potentia» – это возможность или способность человека или вещи оказывать воздействие на другого человека или вещь. Здесь нам тоже все знакомо и понятно. Именно так мы и представляем себе власть. Когда мы оказываем воздействие, мы властвуем. Когда мы напираем, давим, доминируем, принуждаем, мы тоже властвуем.

Но каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что одним из значений древнегреческого слова ἀρχή (архэ), применяемого для обозначения власти, было «начало». Начало, основание, происхождение; первопричина, принцип. То есть то, из чего был создан мир. Первооснова бытия. Именно здесь, в этом «архэ», и обнаруживается тайная суть «власти». Глагол ἂρχω имеет широкое поле значений: начинать, вести, идти вперед, править, служить началом, быть причиной, властвовать, командовать, быть архонтом.

Быть причиной – это и есть править. Быть подключенным к источнику, к началу – значит обладать властью. Это уже другой язык. На нем говорили основатели древних царств, духовные учителя человечества, пророки, властители умов, чьи идеи стали фундаментом для новых цивилизаций. Власть говорит на множестве языков. Власть не одна. Есть виды власти. Я выявил их 25:

1. язык власти

2. контроль

3. должность

4. престиж

5. эксгибиционизм

6. амбиции

7. репутация

8. влияние

9. сопротивление

10. лидерство

11. концентрация

12. авторитет

13. убеждение

14. харизма

15. подъём

16. решение

17. устрашение

18. тирания

19. вето

20. пуризм

21. подспудная власть

22. власть наблюдения

23. власть идей

24. власть Эроса

25. власть замысла

Выбор вида власти – это выбор стратегической позиции. А значит, выбор особой роли (или комбинации ролей).

Управлять и властвовать в рамках одной роли крайне невыгодно. Выбор одной роли обрекает тебя на предсказуемость.

Если ты предсказуем, то, какую бы Игру ты ни начал, ее правила вскоре станут известны. А значит, обязательно появится тот, кто осмелится их нарушить.

С этого момента Игра перестанет быть твоей. И ты заведомо в ней проиграешь.

Тот же кто владеет 25 видами власти, управляет любой Игрой, и выигрывает еще до того, как она началась.

Освоение 25 видов власти позволяет применять искусство комбинаторики и создавать сильные конфигурации. Ты начинаешь подмечать, какие виды власти майнят твои ученики, друзья, партнеры, конкуренты. Зная языки власти, ты читаешь любой контекст, любую ситуацию, словно книгу. А при желании – переписываешь в ней целые страницы. Ты больше не живешь в парадигме отношений «начальник-подчиненный», «господин-раб», «победитель-проигравший». Теперь ты – автор, творец, причина. И тебе не надо догонять, убегать, идти напролом, изнашиваться, искать страданий, которые следует преодолеть. Тебе больше не нужно героически погибать в бесконечных сражениях с конкурентами.

Homo Dominus – властелин самого себя

Есть три позиции, три жизненных стиля: «я должен», «я хочу» и «я есть». Тот, кто играет в чужую игру по чужим правилам, всегда что-то должен; ему никогда не стать причиной, а значит, никогда не овладеть властью. Тот, кто все время чего-то хочет, как правило, чего-то лишен. В основном – власти. А значит, он включается в борьбу за эту власть. И нет ей конца. Тот же, кто занимает позицию «Я есть», свободен от хотелок и долженствований. Он облечен властью, которой больше не жаждет. Он и есть власть. Архэ. Источник. Начало. Он – правило в своей Игре. Homo Dominus. Так я назвал свою новую книгу и программу образовательного путешествия на о. Пхукет, в которое я отправился вместе со своими учениками с 3 по 13 января 2024 года. Это было путешествие к своей целостности.

Я подробно описал инструментарий Человека Целостного в своей книге «HOMO TOTUS. Учение об Актуальности». Это человек, владеющий 4 моделями субличности, 25 видами власти, 12 поведенческими стратегиями, 3 законами силы, Коллективным Грандмастером. Словом, всем, что входит в Канон Homo Totus. Подбирая ключи к сюжетам, ситуациям и событиям и присваивая их к своей выгоде и с минимальными издержками, Человек Целостный буквально без усилий достигает превосходства над собой предыдущим.

Я отметил, что по мере своего взросления люди как будто перестают играть, пользоваться тем, чем они прекрасно владели в детстве: менять поведенческие стратегии, комбинировать и переключать проявления своих тела ума и сердца. Обретая то, что профориентологи называют личностью или персоной, взрослые люди в действительности обретают свои оковы и начинают обслуживают роль, которая была навязана им специалистами и окружением. Возможно, мы становимся взрослыми не потому, что перестаем играть, а мы перестаем играть потому, что становимся взрослыми? Конечно же, нет. Просто так устроен весь мир. Люди смотрят друг на друга и моделируют неиграющих людей. Я хочу подарить этому миру способность комбинировать себя, конфигурировать себя, удивляясь тому, как еще может быть проявлен человек. Для того, чтобы задействовать 25 видов власти на полную катушку нужно иметь фундамент, содержащий 4 модели субличности и 3 закона силы. Об этом я написал в своей книге «HOMO TOTUS».

Данная же книга всецело посвящена 25 видам власти. Она раскрывает суть того, как проявляются наши тело, ум и сердце в наших «практиках по присвоению себе себя» в любой ситуации. Когда мы погружаемся в раздражение, когда мы растеряны, а порой впадаем в панику, мы словно утрачиваем способность задействовать себя наиболее оптимально, а значит, становимся легкой добычей для тех, кто отдает нам приказы или повышает голос. Эта книга имеет целью вернуть человека к его истинно природному центру, откуда он может увидеть свой арсенал 25 видов власти, опираясь на 4 модели субличности, 3 закона силы и Канон Учения об Актуальности.

Отправляясь на Пхукет, я еще не знал, как будут светиться глаза людей, когда архетипические проявления, которые всю жизнь были у них внутри, начнут всплывать и раскрываться. Сперва от колебания уверенности, что всё, привычно используемое ранее, есть единственно возможный вариант. Потом – через узнавание этих архетипических образов. Затем – в формировании новых навыков благодаря практическим упражнениям. Когда мы садились закреплять эти навыки, играя в «RYBAKOV. Игра на миллиард», люди время от времени снова срывались в привычные для них проявления. Мы проводили очередной круг и подмечали это. Было удивительно, как люди за столь короткое время познавали себя: как менялся темп их речи, тембр голоса, как любое свое проявление они анализировали через активацию видов власти. Я наблюдал за тем, как люди вступали в диалог уже не на типичном уровне торгово-посреднических операций, где было много подавления, доминирования и контроля, а на некоем новом уровне достоинства и величия. Это было великолепно. Я впервые молчал в кругах довольно значимое время.

Люди как будто подхватывали то, что всегда было у них внутри, но пребывало в тени. А здесь, на Пхукете, оно обретало свободу проявления. Я видел, как светились их глаза, как люди обретали инструментальное зрение, взгляд из космоса. В самом начале своего путешествия я сказал, что человек, который смотрит на себя через призму 25 видов власти, 4 моделей субличности, 12 поведенческих стратегий становится властелином самого себя. Те, кто были со мной в этом путешествии, начинали это видеть и применять.

Что бы я хотел сказать всем, кто желает познать самого себя с целью «присвоить себе себя»? Я бы посоветовал найти своих людей. Тех, с кем ты сможешь пребывать в безмолвии самого себя, порождая ту самую сакральную внутреннюю работу, где ответы приходят без всяких вопросов. Эти ответы в кругу своих людей, в пространстве безопасной уязвимости, способны вознести нас в состояние превосходящей проявленности. Именно это состояние переживали мои ученики во время нашей экспедиции. Величественная нагота фундаментального обладания превосходящей степенью самого себя – вот что ощущается людьми в такие моменты. Пребывание в полноте самого себя, в центре самого себя, как будто твоя мощность делается осязаемой, и ты становишься властелином самого себя. Это инструментальное умение вернуться в свой внутренний центр.

Нашей целью является достижение такого состояния, в котором каждый из 25 видов власти может быть использован человеком без лишних усилий в понимании того, какой вид власти следует применять, каким образом и в какой ситуации. Собственно, этому и посвящена данная книга. И любой внимательный и вдумчивый читатель, который будет читать ее и обсуждать вместе со своими людьми, безусловно, воспользуется тем, чем давно пользуюсь я и тысячи моих учеников по всему миру.

Популяция основателей

Дорогой читатель, ты держишь в руках невероятно мощный инструмент. Для того, чтобы сработал твой замысел (кстати, один из видов власти – власть замысла), тебе нужно освоить 25 видов власти. Считай, что это 25 ключей-отмычек, гарантирующих тебе успех. 3 года назад, размышляя над названием новой книги, посвященной годам моей юности и основанию компании ТехноНИКОЛЬ, именно такое название пришло ко мне из поля ответов: «Сработало. Основание ТехноНИКОЛЬ». Поэтому я хочу, дорогой мой читатель, чтобы и для тебя это сработало. Чтобы 25 видов власти стали ключами к твоему успеху. И чтобы ты обязательно основал свою бизнес-империю.

Наверняка тебе неоднократно казалось, что есть слишком большая разница между тем, что ты получаешь от жизни, и тем, что, по твоему мнению, ты заслуживаешь. Так вот, я скажу, что тебе не казалось. Все так и есть. Разница между тем, что мы получаем от жизни, и тем, что, как нам представляется, мы заслуживаем, это и есть та ценность, которая может быть реализована тобой прямо сейчас, если ты владеешь 25 видами власти. Помни, что ты больше, чем ты есть. Ты - тот, кем ты можешь стать.

Иногда мне кажется, что Канон «HOMO TOTUS. Учение об Актуальности» - это плодотворное начало и великий источник всего выдающегося на этом свете. Я очень рад, дорогой читатель, что ты соприкоснешься с ним и станешь обладателем такого сокровища. Читая эту книгу и обсуждая ее со своими людьми, ты получишь новое представление, собор твоего мышления, который станет основой твоего величия и успеха.

Я намерен сообщить тебе один секрет. Я, Игорь Рыбаков, хочу создать популяцию основателей. Людей, свободно владеющих секретами мастерства, секретами превосходящей проявленности, секретами феноменальности. Популяция основателей, которые будут владеть секретами Учения об Актуальности, создаст новый мир, где нас будет 10 миллионов, а у каждого - по 100 учеников. И так мы повлияем на жизнь миллиарда людей на планете Земля. Мы изменим качество жизни. Таким образом, мир станет совершенно другим. Ну, и как ты уже догадался, там, где 1 миллиард, там и 10 миллиардов. Мы готовы к тому, чтобы создать Учение для 10 миллиардов людей на планете. Надеюсь, дорогой мой читатель, предощущая себя одним из основателей, ты насладишься своей превосходящей проявленностью на пути к своей сверхдейственности.

Учение об Актуальности стирает границы. У бога нет никаких ограничений, поэтому, обладая Учением об Актуальности, ты тоже становишься богом. Ты умеешь так комбинировать имеющееся, что границы больше не могут тебя в чем-то ограничить. Ты становишься дерзким богом. Именно этого я и хочу - популяцию основателей, которые считают себя дерзкими богами, могут строить или переустраивать мир по своему желанию, имея внутреннее ощущение, как должно проживать эту жизнь. Именно такую популяцию основателей я и хочу видеть рядом с собой. Жду тебя на наших очных встречах, где собираются приверженцы Учения об Актуальности, мой дорогой читатель.

На пути постижения своей сверхдейственности ты познакомишься с Коллективным Грандмастером. Коллективный Грандмастер – это образовательный ритуал превосходящей проявленности. Ты узнаешь, что такое Октодомы и посетишь эти места силы, которые обустраивают для себя люди, пребывающие в Учении, чтобы самим друг об друга повышать свою проявленность, передавать опыт и знакомить с Учением других людей. Многое еще предстоит тебе узнать. Давай отправимся в путь и насладимся этим вместе. Насладимся своей превосходящей проявленностью.

Разнообразие вознаграждений ждет тебя на пути постижения 25 видов власти и всех элементов канона Учения об Актуальности. Помни: люди любят быть приверженными. Поэтому, обсуждая эту книгу со своими людьми, ты будешь обретать сторонников и сподвижников, вместе с которыми станешь создавать новые проекты, величественно восполняющие недостаточность или то, что давно следовало создать, построить или проявить. Люди любят ощущать приверженность, а потому ты станешь лидером. Лидер – тот, кто учитель, у которого есть свои ученики, уже сами ставшие плодовитыми учителями.

И так ты станешь тем, кем мечтал стать всю свою жизнь. Ведь достигать своих замыслов с помощью других людей – это так изящно. Вдохновлять людей, быть причиной подъема, наполненности, увлеченности, чтобы стать творцом чего-то большого и по-настоящему величественного – не этого ли ты всегда хотел? И вот все это перед тобой. Отправляясь в путь, вдохни глубоко. Выдохни. Теперь ты полностью готов начать движение. Хотя… ты уже начал. В добрый путь!