36,7K подписчиков

«Край надломленной луны» - очень женское кино о токсичных отношениях внутри семьи

5,2K прочитали

Женское кино про женщин от режиссера-женщины, которую еще недавно можно смело было называть режиссеркой. Но согласно последним изменениям в законодательстве нашей страны феминитивы приравнены к пропаганде ЛГБТ.

Это полнометражный дебют Светланы Самохиной о трех женщинах – матери и двух дочерях с большой разницей в возрасте. В начале мелькает еще и бабушка, тоже токсичная, но основной акцент не на ней.

🎬Край надломленной луны (2022)

Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина
Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина

Завязка сюжета:

Питер. Соня (Маша Лобанова), которой четырнадцать, узнает, что умер её отец. Супер-крутой музыкант Ларри. Он давно не живет с семьей, он давно в Америке, и когда Соня решает наладить с ним связь, мать сообщает, что папы больше нет. Эмоциональный и ранимый подросток Соня срывается с места, то есть сбегает из дома – она не может простить матери (Виктория Толстоганова), что та скрывала сей факт и призналась только сейчас. Мама в панике вызывает из Москвы старшую дочь Сашу (Анна Шепелева) на семейный совет. Но Соня «находится» сама. Она залезла в загородный дом, и когда её обнаружил хозяин этого дома Борис, вынуждена звонить сестре и просить помощи. Мать и Саша едут на электричке, чтобы во всем разобраться и наладить отношения. Ибо никакой отец у девушек не умирал. Мать выдумала это, чтобы наконец вычеркнуть этого человека из их жизни.

Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина
Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина

С первых кадров ясно, что как минимум две женщины здесь – токсичные деспоты, которые хотят сделать детям лучше, а получается, как всегда, то есть хуже. Это мама Саши и Сони, и их бабушка.

Бабушка назидательным тоном поучает свою взрослую дочь: «зачем вообще рожала, если за детьми уследить не может», и «я же тебе говорила» и закатывает глаза. И сама мать, которая буквально травит Сашу – и характер у нее не тот, и мужчины нет, и еще куча причин для того, чтобы любимая мама назвала тебя неудачницей. А Саша меж тем к тридцати годам так и не пережила детскую травму – все детство её воспитывала бабушка, ведь мама жила в с папой в общежитии и якобы не могла взять маленького ребенка с собой. Спойлер – разумеется, могла, но было удобнее думать, что нет.

Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина
Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина

И Саша, и Соня – боготворят отца. Так почему же мать так странно себя ведет? Все просто. Фильм о том, как отдельно взятый мужчина сломал жизнь сначала одной женщине, своей жене, а потом и еще двумя – дочерям. Но знает об этом только героиня Толстогановой, предпочитающая скрывать горькую правду от детей и вместо того, чтобы поговорить (ну по крайней мере со старшим ребенком), сочиняет небылицы. В попытке защитить их, она совершает ошибку за ошибкой, а если брать во внимание их и так очень непростые взаимоотношения, ситуация становится катастрофической.

Главной героиней мне видится Саша. Она символизирует в фильме центральную боль и надлом. Девушка с успешной карьерой московского журналиста и множеством внутренних проблем. Отсюда излишняя резкость, черствость, проблемы с алкоголем (как потом оказывается, у матери на нервной почве из-за разлада с Ларри тоже были запои). Саша не может простить матери «нелюбви» - как вообще можно бросить собственного ребенка? Она считает, что хотя бы Соне повезло – она живет с мамой с рождения. Именно поэтому Саша пытается достучаться до матери, что нельзя врать сестренке – ведь и её жизнь из-за этого может пойти иначе.

Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина
Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина

«Сначала ты исчезаешь из жизни ребёнка, потом он из твоей. Круговорот исчезаний в природе».

Перед нами такой замкнутый женский круг, где все друг друга вроде бы любят, но причиняют боль. Ехидничают, острят, кричат, ругаются, вспыхивая по мелочам. Глубоко несчастные женщины, которые не знают других отношений, которые можно представить в виде игры «укуси побольнее ближнего и убегай».

Мужчина, из-за которого происходит вся эта драма – не стоит их слез, это читается сразу между строк. Тут нет попытки очернить всех представителей мужского пола. Но конкретно Ларри – просто мерзавец, который с милой улыбкой предает детей. Хотя опять же – его жена видела, что за человек перед ней. Ненадежный музыкант, чье призвание – петь в косухе в Америке. Но родила от него двух детей и даже спустя лет десять, если не больше, после расставания, не соизволила открыть правду дочерям. Можно ли считать это очередной её попыткой их защитить? Нет, нельзя. Героиня Толстогановой крайне неприятная особа, которой хочется заклеить рот, как только она начинает говорить с Сашей, например. Ей даже вроде бы стыдно, что пока она веселилась с молодым мужем на его гастролях, ребенок жил с бабушкой. Но сложнее всего признаться в этом самой себе.

Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина
Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина

В фильме есть второстепенная линия – хозяин дома, куда влезла Соня. У него намечается некий роман с Сашей, но все так и остается на стадии намеков. Для чего введена эта мужская линия Бориса (Артём Быстров)? Чтобы что? Показать, что хорошие мужчины тоже есть, но для того, чтобы все сложилось, нужно не иметь травмы детства и достойный пример семьи перед глазами? А так – это еще одна история сугубо женской семьи, мужчина в которой (любой мужчина) играет второстепенную роль. Женская семья, где не умеют строить отношения из поколения в поколение. Мужчины как фон, размытый и малозначащий.

Тут кто-то наверняка скажет (как это было в случае с таким же типажом семьи в фильме «Ребро Адама», что счастье возможно и без мужчины). Тогда меня пытались убедить, что они счастливы и так. И тогда, и сейчас я не согласна. Не с тем, что мужчина не нужен, а с тем, что конкретно ОНИ счастливы. Как и героини в «Край надломленной луны». Они не просто глубоко несчастны, они раздавлены и не знают, как собраться с силами и зализать раны. И тут надо отдать должное матери – она понимает, кто в этом виноват и не хочет повторения судьбы для Сони (на Сашу, видимо, махнула рукой, как на вариант уже пропащий).

Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина
Кадр из фильма «Край надломленной луны», 2022 год, режиссер Светлана Самошина

Момент недосказанности с любовной линией мне не понравился. Показался свет в конце тоннеля, но тут же погас. Равно как и финал. После того, как у Саши и Сони открылись глаза на то, что за человек их отец, состоялся разговор между матерью и старшей дочерью. Где каждая пытается дать шанс друг другу. Шанс вымученный, выстраданный. Но будет ли этот шанс принят – вопрос остается открытым.

Такие прозрачные концовки не всегда хороши. Конкретно здесь хотелось хоть какого-то позитива. А так ощущение вялотекущего равнодушия, отсутствие сил, чтобы заставить себя измениться в лучшую сторону. И название вполне подходящее – надломленность чувствуется во всём.

В целом визуально красивая картинка, грамотные диалоги и хорошая актерская игра оставляют приятное впечатление, несмотря на тяжесть темы. Для режиссерского дебюта в большом кино так и вовсе прекрасно.

Кто смотрел фильм, какие впечатления?