3K подписчиков

ФАНК ИЗ СССР: лучшие образцы и редкие экземпляры (Боярский, Леонтьев, Маргулис и другие)

10K прочитали

Фанк традиционно считается одним из самых раскрепощенных и эротизированных музыкальных жанров. В СССР же фанк претерпел мощную социалистическую трансформацию и свою сексуальную энергию если не полностью подавил, то, как минимум, хорошо спрятал. В то время как Джеймс Браун в Штатах провозглашал себя со сцены секс-машиной, в Советском Союзе ВИА Самоцветы под очень похожий грув пели про то, что впереди у них много дней для труда. Но давайте обо всём по порядку.

Как самостоятельный музыкальный жанр фанк возник в США в 60-х годах прошлого века, и вырос он из традиционной афроамериканской музыки, объединив элементы джаза, соула и рнб. В музыкальном плане фанку присущи рваный ритм, предельная синкопированность (смещение акцента с сильной доли такта на слабую), обширное использование духовой секции и ряд особых музыкальных приёмов, таких, как, например слэп-бас. Отцом основателем фанк-музыки считается уже упомянутый Джеймс Браун, который сделал фанк ядром своего творчества и вынес этот жанр в массы. Одной из первых композиций в стиле фанк является всем прекрасно известная I Got You (она же I Feel Good).

Что же касается Советского Союза, то, конечно, никакого фанка тут официально не было. Но были модные тенденции в эстрадной музыке, которые так или иначе просачивались через пластинки и магнитофонные записи и довольно быстро абсорбировались в творческой среде. Так, к концу 70-х большое количество советских ВИА и сольных исполнителей играли мощный, жирный, драйвовый фанк, не особо отдавая себе отчёт, что называется это именно так.

Для них это была просто модная современная музыка. Поэтому сегодня мы откопаем среди советского фанка жемчужины, сдуем с них пыль и насладимся их сиянием. Устраивайтесь поудобнее, будет ритмично.

Начинаем с главных усов советской эстрады, человека и Д'Артаньяна Михаила Сергеевича Боярского. В 1979 году у истребителя каналий выходит двадцатиминутный фильм-концерт под названием «А я иду», в котором Боярский... двадцать минут идёт. При этом, естественно, исполняет песни. И специально для этого фильма Михал Сергеич записывает новую композицию «Лето без тебя как зима», сочиненную одним из самых выдающихся авторов поздней советской эпохи Виктором Резниковым.

Как и в случае с большинством песен Резникова, трек до сих звучит ультрасовременно и не вписывается ни в какие каноны традиционной советской эстрады. В противовес многоголосым и звонким ВИА, тут мы имеем напевающего полушепотом Боярского под почти что филадельфийский саунд. Филадельфийским саундом или филадельфийским грувом обычно называют более мягкий и спокойный поджанр фанка и рнб, его самым ярким представителем является Барри Уайт.

Подача и правда очень похожа. В каком-то смысле, Боярский с помощью Резникова стал худым советским Барри Уайтом, пускай только и на одну песню.

Этот трек после Боярского несколько раз перепевали другие артисты (Владислав Качура, Татьяна Анциферова), а в 1986м его включила в свой дебютный альбом молодая и подающая надежды певица Лариса Долина. За семь лет с момента исполнения песни Боярским студийная звукозапись сделала большой шаг вперед, плюс нельзя не брать в расчёт талант Долиной, и в итоге композиция заиграла новыми красками.

Лично я до сих пор не могу определиться, чья версия мне нравится больше – они обе совершенно точно заслуживают внимания.

Насколько сильно вы удивитесь, когда узнаете, что знаменитый «Служебный Роман» Эльдара Рязанова – это ремейк?

Началось всё в 71м году, когда Рязанов вместо со своим товарищем и сценаристом Эмилем Брагинским за 22 дня написали театральную пьесу под названием «Сослуживцы».

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский

В том же году её ставит Московский Театр им. Маяковского, и спектакль приобретает огромную популярность. Настолько большую, что в Гостелерадио было принято решение снять телеверсию спектакля. В результате в 73м году выходит фильм-спектакль «Сослуживцы», который не просто является прообразом «Служебного романа», а фактически покадрово соответствует народно любимой истории про Новосельцева и Калугину, но с другими актёрами и в черно-белом цвете.

Телеспектакль "Сослуживцы", 1973
Телеспектакль "Сослуживцы", 1973

При этом самому Рязанову телеверсия жутко не понравилась, и это подтолкнуло его к тому, чтобы самостоятельно экранизировать свою же собственную пьесу. Так родилась одна из самых известных советских комедий.

При чём же здесь фанк? В «Служебном романе» есть сцена, когда пьяный Новосельцев, раздосадованный холодностью Калугиной, начинает танцевать. Посмотрите, как эта же сцена выглядела в «Сослуживцах».

Подчеркиваю, это не монтаж, не наложенный звук, это именно тот вариант, в котором телеспектакль вышел на экраны в 73м году. Здесь использован трек Get Me Back On Time американской фанк-легенды Уилсона Пикетта, и как он смог попасть на советские телеэкраны, пройдя все инстанции цензуры, до сих пор остаётся большой загадкой.

Уилсон Пикетт
Уилсон Пикетт

Самое интересное, что для аналогичной сцены в Служебном Романе композитор фильма Андрей Петров написал свой инструментальный диско-фанковый трек под названием «Модный танец». Но вот тут цензура уже не дремала и запретила Андрею Мягкову в образе Новосельцева танцевать в кадре под фанк. Тогда сцену танца урезали, а композицию «Модный танец» использовали в другом фрагменте фильма.

Сейчас будет красивая история с супер-неожиданным концом. В конце 70-х в Союзе становится популярной юная и таланливая исполнительница из Казахстана Роза Рымбаева. Она была типичной представительницей консервативной советской эстрады, активно участвовала в конкурсах Песня Года, исполняла грустные проникновенные песни на стихи Роберта Рождественского, а также песни на казахском языке.

Но 70-е – это период расцвета вокально-инструментальных ансамблей, сольные артисты котировались уже не так высоко, были поэтому было решено собрать вокруг Розы Рымбаевой ВИА из казахских музыкантов, чтобы она оставалась лидирующей солисткой, а группа ей аккомпанировала. Так, в 79м году на свет появился ВИА «Арай». Казахское слово «арай» не имеет прямых аналогов в русском языке и означает первые блики предрассветного солнца (ближайшие по смыслу слова - «заря» и «аврора»).

ВИА «Арай»
ВИА «Арай»

В этот момент художественных руководители коллектива допустили просчёт. Вместо фонового аккомпанирующего ансамбля они собрали группу мега-талантливых прогрессивных музыкантов, которым было слишком тесно в формате классической советской эстрады 70-х. Сначала ВИА «Арай» стали записывать инструментальный материал в стиле смус-джаз и фанк без участия Розы Рымбаевой. Но потом их прогрессивному влиянию поддалась и сама Роза, в результате чего она кардинально поменяла свой музыкальный стиль и вместе с ВИА «Арай» записала несколько альбомов, которые я бы охарактеризовал как микс советского рнб и синти-попа.

Мой фаворит – песня «Старый телефон», которая и по сей день звучит очень круто и немного экспериментально. Мне кажется, далеко не каждый современный синти-поп проект может добиться такого сочетания мелодики и грува. Еще обратите внимание, как очаровательно скованно Роза Рымбаева, привыкшая стоять неподвижно и исполнять эстрадные песни, двигается в такт музыке. Но это только добавляет треку трогательной магии.

А теперь тот самый шьямалановский твист, который я обещал в начале сегмента. В 87м году ВИА «Арай» окончательно расстаётся с Розой Рымбаевой и меняет название на «Алмата», поскольку эпоха ВИА осталась уже в прошлом. Затем они добавляют в название слово «студио». И если вы еще не поняли, к чему я веду, то...

Да, те самые загадочные казахские новаторы из ВИА «Арай», творчески опередившие своё время, - это полный первоначальный состав группы «А-Студио». И эти парни внесли гораздо больший вклад в развитие современной русскоязычной поп-музыки, чем кажется на первый взгляд.

Даже если вы далеки от русского рока, вы точно хоть раз в жизни слышали песни группы «Воскресение». Дебютный альбом коллектива вышел в 79м году и включал в себя все их основные нетленки, записанные в жанре софт-рока и блюз-рока. По словам лидера группы Алексея Романова, в то время все участники группы увлекались зарубежным прогрессив-роком и фанатели от Pink Floyd и King Crimson. Но один участник «Воскресения» сильно выбивался из общей массы, и в отличие от своих коллег, был страстным поклонником чуждой советскому слушателю афроамериканской музыки – фанка, соула и рнб. Этим бунтарём был Евгений Маргулис, которого большинство знает как участника «Машины времени», хотя практически всю свою карьеру он параллельно играл и в группе «Воскресение».

Алексей Романов и Евгений Маргулис, начало 1980-х
Алексей Романов и Евгений Маргулис, начало 1980-х

Легенда гласит, что Алексей Романов написал для дебютника «Воскресения» песню «В жизни как в тёмной чаще», и она должна была звучать в привычной для группы блюз-роковой манере, примерно вот так.

Но в момент студийной записи пришёл пьяный Евгений Маргулис и сказал: «Парни, сейчас всё сделаем по красоте», и внезапно выдал какой-то нереальный фанк в духе Стиви Уандера. Песню записали с одного дубля, после чего довольный Маргулис отправился спать. Таким образом среди неспешных гитарных баллад на дебютном альбоме «Воскресения» появилось яркое пятно взрывного синти-фанка, удивившее не только слушателей, но и самих участников группы.

Песню вживую ни разу не исполняли вплоть до 81го года, когда «Воскресение» перезаписали этот трек уже в более привычной, спокойной, и на мой взгляд, скучной аранжировке, а недооценённый слэп-фанк Маргулиса так и остался достоянием старых кассетных альбомов.

Помните культовое выступление команды КВН «Фёдор Двинятин» про протуберанцы естества?

Уж не знаю, это просто забавное совпадение или я случайно раскопал источник вдохновения Александра Гудкова, но диско-трек про протуберанцы на самом деле существует, и исполняет её повелитель сеток и плоек Валерий Леонтьев.

Всё началось с песни 1972го года «Танцевальный час на солнце» в исполнении ВИА «Веселые ребята». Музыку к ней написал один из самых прогрессивных советских композиторов Давид Тухманов, а в качестве лирики были использованы стихи Семёна Кирсанова, последнего из поэтов-футуристов и ученика Владимира Маяковского.

Семён Кирсанов
Семён Кирсанов

Поэтому нет ничего удивительного в том, что текст песни написан сложным ритмичным слогом и выстроен вокруг темы освоения человеком космоса. И изначально эта композиция казалось немного странноватой, но была исполнена в привычной эстрадной манере и, в целом, особых вопросов не вызывала.

А вот в 80м году в этой истории появляется молодой и на тот момент ещё не очень известный Валерий Леонтьев, который превращает и без того необычное произведение про танец протуберанцев в фанкаделик хит, причем новую диско-фанк аранжировку пишет сам Давид Тухманов.

На выходе получается ещё более странное произведение, чем в номере «Федора Двинятина», но при этом обладающее необъяснимым магнетизмом. Песня приносит Леонтьеву первую крупную музыкальную награду – премию «Золотой Орфей» – и открывает путь для дальнейшего продвижения к всесоюзной славе. И уже через пять лет появятся классические песни про светофор и дельтаплан, но основу для всего этого всё равно заложил диско-танец протуберанцев.

В каждом десятилетии можно отыскать альбом, который не имел широкой ротации на радио или телевидении, но при этом стал своеобразным символом эпохи и значительно повлиял на развитие музыкальной индустрии в отдельно взятый период. Для Советского Союза 80-х годов такой записью стали «Банановые острова», созданные композиторами Юрием Чернавским и Владимиром Матецким при участии «ВИА Веселые ребята».

Альбом был записан в жанре психоделического фанк-рока, состоял из абсолютно новаторской музыки и абсурдных текстов. Несмотря на то, что советская цензура его по понятным причина не взлюбила и на пластинках он никогда не издавался, «Банановые острова» обожали поп-звезды и прогрессивные рокеры, под него танцевали на студенческих дискотеках и в курортных домах отдыха.

Пожалуй, самой известной песней с альбома является трек «Здравствуй, мальчик Бананан», который через несколько лет обретет второе дыхание после включения в фильм Сергея Соловьева «Асса».

В песне поётся про то, как молодой человек пытается дозвониться подруге, но из трубки вылезает маленький мальчик и говорит, что его зовут мальчик Бананан. Не стоит тут искать скрытых концептуальных смыслов: по словам Чернавского, они изначально писали максимально шизофренический и абсурдный бред. При этом в музыкальном плане Чернавский хотел выплеснуть наружу все новаторские и экспериментальные идеи, которые нельзя была реализовать в рамках советской эстрады. И выплеск этот получился настолько мощным, что дал импульс развития не только поп-музыке, но и классическому русскому року на многие годы вперед.

«ВИА Веселые ребята», 1980-е
«ВИА Веселые ребята», 1980-е

Кстати, интересен и состав музыкантов, которые принимали участие в этом эксперименте. На момент записи «Банановых островов» в состав ВИА «Веселые ребята» входили в том числе Александр Буйнов и Алексей Глызин. Изначально предполагалось, что все песни исполнит Буйнов, но он отказался, так как посчитал тексты чересчур абсурдными (а песня про московски бамбук, понимаешь ли, не абсурдная). Поэтому на альбоме поёт сам композитор Юрий Чернавский.

Конечно, это был лишь поверхностный экскурс в советский фанк. За бортом остались, например, Александр Зацепин или Алла Борисовна, время от времени выдававшая мощный грув, причем собственного написания.

Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз. Спасибо, что поддерживаете канал лайками и подпиской, и до встречи в следующих выпусках, друзья!

Фанк традиционно считается одним из самых раскрепощенных и эротизированных музыкальных жанров.-11