Найти в Дзене
Антон Петров

Почему ребёнок не делает домашнюю работу: причины и способы решения проблемы

Оглавление

Домашняя работа, домашка, ДЗ - сколько ненависти, боли, разочарования, слез связано с ней. Но домашняя работа является неотъемлемой частью современного образования (хотя я за то, чтобы вообще отменить домашку)

Что нам обычно говорят про ДЗ?

Она помогает им закреплять учебный материал, развивать навыки самостоятельной работы и ответственности.

Так почему же, раз она такая полезная, у нас такое отвращение к ней. А многие родители сталкиваются с проблемой, когда их ребёнок отказывается делать домашнее задание.

Сегодня копнем в эту сторону и разберемся с проблемой да еще и решение попробуем найти.

Главное, что мы должны сегодня не забывать - мы не любим делать то, что не приносит нам удовольствие

Нет дофаминового вознаграждения - нет действия. Дофамин нас мотивирует к действиям, за достижение которых вознаграждает нас. Ребёнок может не видеть смысла в выполнении домашнего задания, считая его скучным или бесполезным.

Это повышает мотивацию. А если нет мотивации - нет желания делать

А как получить это вознаграждение?

Это может быть:

  1. поощрение от родителей
  2. получение положительной отметки
  3. осознание полезности результата
  4. повышение своего престижа в социальной иерархии

1. Поощрение родителей

Что мы обычно говорим своему ребенку, когда он выполнил дз (кстати, можете написать свои варианты в комментариях)?

вот мои предположения:

  • молодец
  • вод видишь, я же говорил, что тут ничего сложного
  • наконец-то. Сейчас, наверное, погода испортится

А теперь вопрос - что тут приятного? От чего у ребенка будет выделяться гормон счастья и удовлетворения от достижения? Вы бы сами стали лучше работать от этого?

Так, а что тогда делать?

мой ответ - рефлексия

Вы должны найти в факте выполненного дз практически полезный результат, профит.

Задайте следующие вопросы

  • Сколько времени ты затратил на выполнение ДЗ (это поможет ребенку трезво оценить свое положение в пространстве времени)
  • Это помогло тебе лучше разобраться с теорией?
  • Как ты можешь с пользой применить полученный опыт и знания в жизни? (тут можно задать наводящие вопросы: сможешь ли ты помочь однокласснику с заданием; если ты выйдешь к доске, это поможет тебе не растеряться при решении подобного задания?)
  • Что ты чувствовал до выполнения и что чувствуешь сейчас (важно зафиксировать психику на положительном результате)

Видите разницу? Это намного глубже. Ребенку важно помочь оформить свои мысли и эмоции.

Ну ладно, умник. Так как его заставить делать ДЗ

Вы должны четко понять, что ДЗ - это его зона ответственности. Не сделал - получил двойку. Чья это проблема? Его!

И даже не искушайтесь в один момент все бросить и взять ответственность на себя. Проявите характер.

Крики, угрозы, ограничения могут помочь. Но не надолго. Да и это контрпродуктивно

2. получение положительной отметки

Это поможет поддержать мотивацию только в том случае, если данный факт будет подкреплен еще и внутри вашей семьи.

Когда я получал пятерку, родители просто говорили, что я молодец.

Так себе эмоциональная отдача. Я значит пахал, готовился, страдал, слезы лил, а в итоге я просто молодец.

А когда я получал двойку, я получал такой всплеск эмоции, такое внимание к моей персоне, что это закрепилось в моей голове как действие, которое вызывает более длительный контакт с родителем, хотя и вызывал стресс.

А стресс, как известно, вызывает всплеск норадреналина и, как следствие, после него всплеск эндорфина.

Сознательно я понимаю, что двойку получать нельзя. Но вот мозг считал иначе. Он нашел кратчайший путь к получению "дозы", и дальше будет создавать для нас ловушки, которые всячески будут отвлекать нас от достижения результата.

3. Осознание полезности результата

Вот вы ходите на работу. Вы чувствуете от своих действия пользу? Пользу для себя, для окружающих, для всего человечества?

Или вы работаете только ради ЗП?

Если вы уверены, что наносите обществу непоправимую пользу, то вы, как факел, - горите и обогреваете всех вокруг.

Ребенок тоже должен осознать, какая польза от выполнения домашки.

Тут отсылаю вас к пункту №1

4. повышение своего престижа в социальной иерархии

Во всех нас заложена тяга к достижению верхушки социальной пирамиды.

В садике дети конкурируют за лучшею игрушку. Во взрослой жизни мы себя окружаем атрибутами престижа, дабы заявить о себе. В школе тоже есть свои ступени развития.

Никто не любит аутсайдеров. А если ты хорошо разбираешься в предмете, то ты почитаем учителем, одноклассниками, потому что можешь им помочь. Если ты хорошо учишься, то многие косяки тебе прощают.

С помощью ДЗ ученик может почувствовать свое превосходство над другими. Важно, что ребенок понял простую истину.

90% людей предпочитают не прилагать усилий и довольствоваться тем, что есть. Остальные же делают чуть больше других и добиваются успехов.

ДЗ - это не самое главное. Но это одна из ступеней твоего роста.

Есть еще много других подходов и методик, которые я использую в своем образовательном центре. Но о них я расскажу в другой раз!