Судьба наградила меня многолетней дружбой с моей ученицей Галиной Тарасовой, которая почти с первых дней СВО является добровольцем фонда помощи инвалидам и ветеранам боевых действий «Своих не бросаем». И я этим очень горда. (Удивительно, как часто случайные встречи становятся судьбоносными!)
В процессе благородной деятельности добровольца Галина делится со мной мыслями о работе фонда, проблемах, задачах по реабилитации, социализации парней по прибытии домой после боевых действий, рассказывает о непростых судьбах наших защитников, истории их исцеления.
Плотный рабочий график, домашние хлопоты, время и расстояние (Галя в в Москве, я – в маленьких Печорах Псковской области) отдаляют моменты тесного общения. Но недавно раздался всегда долгожданный телефонный звонок, и на уровне подсознания я почувствовала, что услышу сегодня что-то необычное.
Галя с восхищением рассказывала мне о Николае Эргашеве, простом парне, проходившем лечение в госпитале после ранения. Мне вдруг тоже захотелось познакомиться с ним, обнять по-матерински, сказать спасибо защитнику Родины, погладить его сильные руки, которые могут и от врага защитить, и чудо сотворить… Именно о таких людях писал наш знаменитый писатель Борис Васильев в своём известнейшем произведении о Великой Отечественной войне «А зори здесь тихие»: «Мне вообще нравятся люди, которые негромко живут, но, если надо, идут в бой,…, знают, во имя чего спасают тонущего, мчатся в ночь к больному, строят город в пустыне».
Три дня не решалась набрать номер Николая: как, с какой стати какая-то «тётенька со Псковщины» вдруг зачем-то звонит 30-летнему молодому человеку. Любопытство? Нет, не любопытство вовсе вело меня, а чувство восхищения, долга, ответственности перед такими смелыми парнями. Они – там… далеко… за нас… на той страшной «передовой», а мы здесь… благодаря им… под мирным небом… в тёплых постелях…
В трубке раздался спокойный уравновешенный голос, умная правильная речь выдавала образованного интеллигентного человека, абсолютно чётко понимающего, зачем он на той страшной «передовой». Экран видеосвязи показал не просто молодого человека, а красавца с карими глазами, утончёнными чертами лица, совсем не вяжущимися с грубой тяжёлой, очень опасной работой военного человека, как оказалось, сапёра.
Время летело мгновенно. Не замечая того, мы проговорили почти час. Николай поведал мне, что родом из г. Россошь Воронежской области. Ушёл на СВО по мобилизации. В арсенале его жизненного опыта незаконченный Воронежский университет по специальности «радиотехника», работа в рекламной компании, связанная с IT-деятельностью. Также в прошлом незаконченная музыкальная школа по классу «скрипка».
И вот тут-то самое главное скрывалось, что в итоге всё равно вырвалось наружу. Как говорится, натуру не изменишь. Всё дело в том, что (чем и удивил меня этот парень!), что Николай сам, да-да, сам мастерит скрипки! Прямо-таки «российский Страдивари»!
Негусто осыпанная материальными благами многодетная семья смогла приобрести для сына дешёвый музыкальный инструмент. Скрипочка звучала не очень: как-то тускло, с хрипотцой, с надрывом прорывался её слабый голосок на свет божий…Скорее всего, по этой причине не впечатлился юный музыкант неладным пением скрипки и забросил занятия в «музыкалке».
Но в душе музыка продолжала звучать, поэтому на втором курсе университета у Николая появилось отчаянное желание вновь взять в руки инструмент: привычно «примостить» фигурно изогнутое «тело» скрипки между плечом и щекой и легко прикоснуться к нему тонким смычком. Дорогую скрипку студент, конечно, позволить себе не мог. Соответственно, звук снова не устроил музыканта. Но в этот раз Николай решил доработать инструмент сам, довести его до «голоса».
А потом пошло, поехало… Заказывал инструменты в Китае, смотрел, изучал, даже разбирал, как мальчишки в детстве машинки. Стал приобретать полуготовые скрипки и доводить их, что называется, до ума, то есть до нужного звучания. Следующим этапом стала реставрация скрипок. Заказы поступали от знакомых, находил в интернете. Пригодились знания, полученные в годы учёбы в техническом вузе. Чтобы мы, обычные люди, без музыкального образования, услышали красивую мелодию, увидели замечательные изгибы инструмента, его полированные поверхности, изящно изогнутый гриф с лёгким завитком, мастеру необходимо применить далёкие от лирики знания законов физики, геометрии; знать, что у скрипки есть «тело», верхняя и нижняя дека. А боковые части инструмента называются звучным словом «обечайки». И все эти части производятся из разных твёрдых пород дерева: ели, клёна, - которые должны быть по правилам подготовлены, высушены, обработаны, и которых (ирония судьбы!) в нашей богатой лесами стране не отыщешь, поэтому опять же выручают заказы российского подготовленного материала из Китая.
Николай с теплотой и благодарностью вспоминает об ушедшем из жизни отце и посаженной его руками в далёком детстве ели. Когда дерево совсем состарилось, отец сделал из него заготовки, которым сохнуть, конечно, ещё много лет. Но они обязательно пригодятся сыну в изготовлении скрипок.
У каждой скрипки свой голос, который задаётся в соответствии с техническими параметрами резонатора, что также достигается талантливыми руками мастера, его любовью к своему делу.
Полтора года назад Николай собрал свою первую скрипку. На сегодняшний день увлечение молодого человека находится в стадии роста мастерства, трансформации в высокопрофессиональное дело. Две скрипки он подарил родной школе. Также свои инструменты мастер дарит благотворительным фондам.
Понятно, что смастерить скрипку – это не предмет мебели соорудить, пусть даже самый сложный, в стиле рококо и барокко. Для профессионального роста Николаю необходима и моральная, и материальная поддержка, средства и материалы для скрипок. Рынок сбыта – немаловажная составляющая. Так хочется, чтобы молодого человека, отличного бойца на фронте и рукастого мастеровитого парня на «гражданке», заметили, оценили по-достоинству, чтобы нашлись заинтересованные в его таланте люди. Начинающий мастер по праву награждён дипломом «Победителя Всероссийского конкурса «Герои времени Z» в номинации «Творчество, опалённое войной». Пусть звучат скрипки, вышедшие «из-под пера» Николая, дарят наслаждение своей красивой музыкой!
Моя встреча с Николаем Эргашевым, пусть и виртуальная, в очередной раз подтверждает мысли о том, что самая лучшая страна в мире – Россия - будет жить, процветать, пока в ней есть такая талантливая молодёжь. И строки, рождённые российским великим учёным, поэтом, философом М.В. Ломоносовым в непомерно далёком 1747 году, «…может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать» актуальны по сей день.
Кухтикова Маргарита Михайловна, доброволец фонда
P.S. Мое заочное знакомство состоялось с Николаем в конце июня 2023 года. Мы помогали ему с лечением. Естественно я не знал об увлечении Николая.
Когда в ноябре Николай прислал на конкурс видеоролик с результатом своих работ - я возразил ему. Разве это относится к конкурсной программе? И я оказался не прав. Относится! Есть раздел "декоративно-прикладное искусство". И члены жюри единогласно выбрали Николая победителем этого конкурса.
На сцене театра российской армии Николай передал одну из своих скрипок в дар театру. Скрипка в руках профессионала восхитила своим звуком полторы тысячи человек, находившихся в зале.
Николай, брат-сапер, я знаю, что позавчера ты вернулся на фронт. Скорейшей победы! Береги себя! Твои скрипки нужны людям! Война — это всё приходящее, а музыка вечна ...
С уважением, директор фонда "Своих не бросаем"
Сергей Забегаев