Найти тему

Екатеринбург – столица конструктивизма!

Оглавление

Конструктивизм как направление зародился в 1915 году и успешно существовал в течение первой половины 30-х годов XX века. Конструктивизм в стране Советов стал доминирующим архитектурным стилем, который сочетал  форму и функцию. Екатеринбург (Свердловск) считается столицей советского конструктивизма.

Специально для туристов и поклонников архитектурного стиля конструктивизм в юбилейный для Екатеринбурга год была выпущена карта-путеводитель. Горожане и гости города могут самостоятельно изучить наследие уральской столицы.

В мегаполисе сохранены не менее 200 зданий и комплексов, построенных с 1927 до середины 1930-х годов в авангардной стилистике, называемой конструктивизмом. Карта-путеводитель содержит обзорный туристический маршрут: с ее помощью можно познакомиться с многофункциональными архитектурными комплексами эпохи первых пятилеток в центре мегаполиса, а также с конструктивизмом соцгорода Уралмаш, Втузгородка и ВИЗа.

Кроме того, при поддержке сервиса 2ГИС маршрут конструктивизма добавлен в онлайн и мобильную версии карты Екатеринбурга, его легко найти в 2ГИС по запросу «Туристический маршрут по объектам конструктивизма».

Получить карту можно у нас в ТИЦ Екатеринбурга в креативном кластере «Домна» (улица Вайнера, 16).

Чтобы узнавать еще больше полезной информации о Екатеринбурге, следи за новостями на официальном сайте ТИЦ Екатеринбурга, а также подписывайся на наше сообщество Вконтакте и Telegram-канал!


А теперь посмотрим некоторые объекты из карты-путеводителя!

Главпочтамт

Проспект Ленина, 39
Годы постройки: 1929 – 1934

-2

В 1933 году архитекторы Вениамин Соколов и Константин Соломонов спроектировали главное почтовое ведомство Свердловска.

В здании размещались почтовое отделение, междугородняя телефонная станция на 10 тысяч абонентских номеров, телеграф, детский сад, ясли, комнаты для кружковой работы и радиотеатр на 800 мест, где можно было культурно отдохнуть и послушать последние известия.
Главпочтамт продолжает работать до сих пор.

Спортивный комплекс «Динамо»

ул. Еремина, 12
Годы постройки: 1931 – 1934

-3

Выпускник Санкт-Петербургской академии художеств Вениамин Соколов в начале 30-х годов спроектировал знаменитый кораблик спортивного комплекса «Динамо». Дом физкультуры «Динами» имеет округлый фасад со сплошным застеклением, что добавляет сходства с кораблем. Остроугольный выступ эркера напоминает нос судна, глухие балконы боковых фасадов — спасательные шлюпки, а надстройка над главным павильоном выглядит так, как будто это капитанский мостик.

В 1980 году существовал план по сносу Дома физкультуры и строительству на стрелке городского пруда памятника погибшим в Великой Отечественной войне.  Но городской общественности удалось отстоять один из символов города.

Дом печати

Проспект Ленина, 51
Годы постройки: 1929 – 1930

-4

Проект здания принадлежит Георгию Голубеву, выходцу из Москвы, позже ставшему главным архитектором Свердловска. Георгий Голубев задействовал многие особенности конструктивизма, ставшие классическими для стиля: широкие ленточные окна по всей длине здания, закругленный фасад, лестничные клетки, вынесенные за пределы здания в полукруглые  застекленные «стаканы». Конструкция обусловливалась назначением здания: цеха типографии должны быть отлично освещены в течение всего дня. Три нижних этажа занимала типография «Уральский рабочий», на четвертом размещались издательство и редакции газет: «Уральский рабочий», «Вечерний Свердловск», «На смену!», а также фотохроника ТАСС.

Во время Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован Союз писателей СССР. В легендарном конструктивистском доме работали Лев Кассиль, Мариэтта Шагинян, Агния Барто, Алексей Новиков-Прибой и Ольга Форш. По инициативе секретаря Союза писателей Александра Фадеева в типографии разместился Литературный центр организации.

В 2010-м году  в Доме печати проходила первая Уральская индустриальная биеннале. Сегодня в атмосферном здании Дома печати располагаются книжный магазин, кафе, рестораны и фотостудии.

Городок чекистов

Квартал ул. Ленина – Луначарского – Первомайская – Кузнечная
Годы постройки: 1929 – 1936

-5

Одно из самых знаменитых произведений архитекторов Вениамина Соколова и Ивана Антонова в Свердловске-Екатеринбурге — «жилой комбинат НКВД»,  названный в народе «городком чекистов».

Советский человек должен был обедать в фабрике-кухне. Именно поэтому в Советском Союзе в квартирах городка чекистов не было кухонь. По задумке, местные жители могли получить все услуги — от доставки продуктов до услуг прачечной — в пределах одного квартала.

Городок состоит из девяти жилых корпусов, два из них высотные — 11-этажное общежитие в форме подковы (позже здесь открыли гостиницу «Исеть»)  и восьмиэтажный корпус. Они находятся на противоположных сторонах квартала  и «уравновешивают» друг друга. По периметру располагаются секционные дома-пятиэтажки.

Архитектурная доминанта комплекса — полукруглая одиннадцатиэтажная гостиница «Исеть» — с высоты птичьего полета напоминает серп, а окаймляющий ее Музей истории и археологии Урала (бывший ДК им. Дзержинского) исполняет роль «молота».

-6

Комплекс зданий «Городок чекистов» является объектом культурного наследия федерального значения, а здание гостиницы «Исеть» — один из самых известных памятников конструктивизма.

Музей истории и археологии Урала

Проспект Ленина, 69/10
Годы постройки: 1929 – 1936

-7

Раньше в музее находились Дом культуры  им. Дзержинского и столовая. Жильцы «городка чекистов» попадали туда из своих домов по специальному переходу и необычной винтовой лестнице, которая является особенностью здания — перекрытие над мраморной винтовой лестницей украшено пятиконечной звездой. Сама лестница направлена против часовой стрелки. Говорят, что меню столовой зачитывали по внутреннему радио, а сам клуб был местом для свидания молодых служащих НКВД.

Сейчас в здании находится Музей истории и археологии Урала. И именно здесь можно увидеть старейшую в мире деревянную скульптуру — Шигирского идола, чей возраст составляет около 11 тысяч лет.

Торговый комплекс «Сити-центр»

Проспект Ленина, 50
Годы постройки: 1929 – 1933

-8

Напротив «Городка чекистов» находится другой памятник конструктивизма — здание торгового комплекса «Сити-центр». Здесь когда-то располагался Клуб строителей и помещения Свердловской киностудии. Здание типично для 20-х годов: плоская крыша, широкие лестницы, переходы из помещения в помещение.

Клуб имел кинотеатр, театр, буфет, секции и кружки, лоджии, служившие смотровыми площадками. Во время войны сюда «заселилась» юная Свердловская киностудия, выпустившая в военном 1944 году первый художественны —  музыкальную комедию по мотивам австрийской оперетты «Сильва».

Здание бывшего акционерного общества «Союзхлеб»

пер. Банковский, 9
Годы постройки: 1928 – 1929

Совсем недалеко от Екатеринбургской мэрии располагается здание бывшего «Союзхлеба». Последним обитателем объекта культурного наследия был Свердловский завод медпрепаратов, но уже довольно долго здание пустует.

Входные помещения расположены диагонально, центральная лестница ведет на второй этаж с коридорным типом планировки. Внешне дом напоминает танк или корабль, что также характерно для конструктивистских построек. Современный художник Тимофей Радя поместил в окнах бывшего «Союзхлеба» свою композицию «Вечный огонь», посвященную воевавшим в Великой Отечественной войне.

Дом обороны или ДОСААФ

ул. Малышева, 31Д
Годы постройки: 1930 – 1934

-9

Гости города всегда обращают внимание на маленький самолетик (спортивный ЯК-55) на крыше необычного круглого здания. Бывший Дом обороны или ДОСААФ (Добровольное содействие армии и флоту) был построен рядом с бывшей «толкучкой» возле церкви Максимилиана Лейхтенбергского или Большого Златоуста, взорванного в 30-е годы.  Планировалось, что комплекс займет весь квартал, а архитектурной доминантой станет стадион, расположенный под гигантским куполом. Возвести смогли только клуб, который напоминает корабль, и учебный корпус.

Общежитие «УралОблСовнархоза»

ул. Малышева, 21/1
Годы постройки: 1930 – 1933

Дом построен по проекту легендарного архитектора с мировым именем Моисея Гинзбурга.  Каждому екатеринбуржцу хорошо знаком комплекс зданий Уралоблсовета — пять домов с ленточными окнами и плоской кровлей  на улице Малышева.

В 30-е здесь, в общежития для малосемейных, воплощались идеи жилища нового типа с  максимально упрощенным и обобществленным бытом. Экспериментальные дома-коммуны включали в себя все необходимое: столовые, прачечные, ясли и детсады. Это должно было избавить жильцов от домашней рутины.

-10

Изначально  первого этажа в общежитии не было, здание как бы висело на железобетонных колоннах. На последнем этаже находилась терраса для принятия солнечных ванн. К 1940-м и первый этаж лишился своей оригинальности: его построили и отдали площади театру «Волхонка» и магазину. В 70-е не стало и террасы-солярия. Здание стало более обычным домом. Однако, лишь внешне.

Моисей Гинзбург разработал и применил сначала в Москве, в доме Наркомфина, а затем и в Свердловске «жилую ячейку типа F» — двухъярусные квартиры.

Здание заводоуправления Уралмаш

ул. Машиностроителей, 19а
Годы постройки: 1933 – 1935

-11

Конструктивизм широко представлен в архитектуре Уралмаша. Само здание заводоуправления построено группой архитекторов во главе с Петром Оранским, молодым выпускником Ленинградского архитектурного института. Петр Оранский старался создать соцгород  в городе, где лучи улиц сходятся на площади Первой Пятилетки, у проходной завода.

Заводоуправление представляет собой сложную композицию из параллелепипедов в виде буквы F. Фасад ассиметричен, внутренняя планировка коридорная, с залами. Вопреки канонам стиля, здание возведено из кирпича, а не из железобетона. Со временем заводоуправление было соединено переходами с комплексом НИИ Тяжмаш и обрело внутренний двор.

Дом культуры «Уралмашзавода»

Бульвар Культуры, 3
Годы постройки: 1929 – 1935

Идея создания фабрики-кухни для рабочих Уралмашзавода принадлежала первому директору, управляющему «Уралмашиностроем» Александру Банникову. Он мечтал построить огромную фабрику питания на 100000 блюд в сутки. К концу строительства необходимость в такой фабрике отпала.

Отказавшись от идеи фабрики-кухни, Валерий Парамонов и Моисей Рейшер при участии Белы Шефлера перепроектировали здание под ДИТР (Дом инженерно-технических работников) со зрительным залом на 1000 мест, помещениями для клубных занятий, танцзалом, детским клубом, библиотекой и кинозалом.

ДИТР был открыт в 1937-м году и вскоре был переименован в Клуб имени Сталина. В 1956 году его переименовали в Дом культуры «Уралмашзавода».

В 2008 году здание горело, сегодня выжившие его части отданы под кружки и секции. В здании сохранились хрустальные люстры, картины в стиле соцреализма и лестница из положенного мозаикой мрамора.

Гостиница «Мадрид»

Бульвар Культуры, 1
Годы постройки: 1928 – 1935

-12

Немецкий архитектор еврейского происхождения Бела Шефлер, выпускник немецкой архитектурной академии Баухаус, участвовал в проектировании знаменитой гостиницы «Мадрид».

Архитектор приехал в СССР на рубеже 20-30-х годов, чтобы помогать в строительстве рабочих поселков при крупных заводах. В 1942 году Шефлера расстреляли как «агента» спецслужб Германии.

Фасад «Мадрида» выходит скошенным углом на Площадь Первой Пятилетки. Здание неизменно притягивает к себе взоры, выделяясь как архитектурными «изысками» на фоне прочих суровых конструктивистских построек, так и цветом. Здесь необычный главный вход и поэтажные балконы. Во второй половине 30-х годов конструктивистский фасад дооформили элементами неоклассики: пилястрами, декоративными элементами, а комнаты внутри украсили советской символикой.

«Белая башня»

Перекресток ул. Донбасской и Культуры
Дата постройки: 1929 г.

«Белую башню», расположенную на Уралмаше, знают не только в Екатеринбурге. Это знаковое сооружение в стиле конструктивизма и знаковый объект для Екатеринбурга. Водонапорная башня, спроектированная  24-летним Моисеем Рейшером в 1929 году, стала первой железобетонной конструкцией на Урале. При производстве бака впервые использовалась электросварка. Бак к моменту постройки был самым большим в мире.

В 1960-м году  башню прекратили использовать по назначению.

Теперь летом здесь устраивают лекции, концерты, экскурсии, фестиваль архитектуры «Белая башня». Городское творческое сообщество продолжает искать варианты использования уникального памятника архитектуры.

О конструктивистком наследии Екатеринбурга часто пишут мировые СМИ, подтверждая, что Екатеринбург — столица конструктивизма. Например, гид по конструктивизму Екатеринбурга опубликован в известном британском издании The Guardian.