Здравствуйте,дорогие друзья и уважаемые гости...
Ещё раз поздравляю вас всех со всеми прошедшими праздниками,желаю вам здоровья,счастья и благополучия и представляю вашему вниманию очередной обзор...
"Вернулся я из Ленинграда. Только вошел в квартиру, не успел даже снять пальто, как меня позвали к телефону.
- Звонят с киностудии Горького. Подойдешь? - спросила Таня.
Какой может быть разговор! В то время я на каждый звонок со студии не подходил, а подбегал. В трубке услышал приятный женский голос:
- Юрий Владимирович, сколько вам лет? (Не поздоровалась, не представилась, а прямо так: "Сколько вам лет?") Скажите, пожалуйста, как вы выглядите, старым или молодым?
- Да как сказать, - ответил я в растерянности. - Мне сорок. И я почувствовал, что женщина расстроилась.
- А может быть, вы выглядите под пятьдесят? Нам это очень нужно.
Я спросил, из какой съемочной группы звонят.
- С вами говорят из группы картины "Когда деревья были большими", - ответила женщина. - Вы не могли бы приехать завтра на студию? Мы хотим с вами серьезно поговорить.
На студии мне дали сценарий Николая Фигуровского "Когда деревья были большими". Дома читали сценарий всей семьей, и он всем понравился. В сценарии рассказывалось о судьбе Кузьмы Кузьмича Иорданова."
Именно так, в своей книге воспоминаний "Почти серьёзно" Ю. В. Никулин начал рассказ о своих съёмках в замечательной картине режиссёра Льва Кулиджанова.
Первоначальный сценарий фильма, присланный по почте на киностудию имени Горького, имел название «Благоразумная ведьма». В то время возглавлял киностудию Сергей Герасимов, и он пригласил автора сценария в Москву, где позже, в процессе доработки , Николай Фигуровский изменил название на "Когда деревья были большими", и Кулиджанов приступил к работе над картиной...
Герой фильма Кузьма Кузьмич Иорданов – одинокий, неприкаянный человек. Был на фронте, награжден боевыми наградами, когда-то работал токарем, но жизнь сложилась так, что, будучи уже человеком немолодым, он остался совсем один. Потеряв во время войны жену, Кузьма Иорданов не работает, пьёт, живёт случайными заработками и совершенно опустился.
Случайно услышав рассказ про девушку-сироту Наташу из деревни Селиваново, Кузьма решает покинуть Москву и поехать туда, выдав себя за отца Наташи...
Изначально на роль Иорданова режиссер утвердил питерского артиста Василия Меркурьева, известного по фильмам "Небесный тихоход" и "Летят журавли". Но тот выдвинул целый список требований, которые выполнить было нереально. Например, снимать натурные сцены под Ленинградом, неподалеку от его дачи, поскольку не хотел ехать в экспедицию подмосковную деревню Мамонтово. И от Меркурьева решили отказаться...
Кулиджанов недолго перебирал другие возможные кандидатуры и остановился на Никулине. Юрий Никулин был тогда цирковым клоуном. В кино снялся всего в нескольких картинах в эпизодических ролях. Еще была короткометражка «Самогонщики» из сборника комедийных новелл. По ней актера и запомнили. Но не в качестве драматического артиста, а как комика. Жена режиссера, кинодраматург Н.Фокина вспоминала: «Перед пробами мы пошли с Левой в цирк, где Юра выступал вместе с Карандашом. Юра нам очень понравился. Я с Юрой была хорошо знакома, но мы не пошли к нему за кулисы, решили подождать фото и кинопроб. По существу больше конкурентов у него не было. Решено было его утвердить». После того, как утвердили Никулина, режиссер вместе со всей киногруппой уже не могли представить никакого другого артиста в роли Иорданова. Сценарист с удовольствием переписал некоторые сцены уже специально "под Никулина". Юрий Владимирович сомневался...и боялся не справиться. Ходил по московским рынкам и злачным местам, наблюдая за привычками и характерами людей, потерявших себя. В итоге решился на съёмку...Фильм снимали летом 1961 г. в Москве, затем в Московской области — в деревне Мамонтово Ногинского района. Встречу главных героев, Кузьмы и Наташи, запечатлели на ж/д станции Белокаменная Малого кольца Московской железной дороги (в фильме — станция Селиваново).
Когда Никулин, уже в Москве, загримированный под своего героя (с трехдневной щетиной, в обшарпанном и помятом пиджаке и кепке со сломанным козырьком) возник у мебельного магазина на Ленинском проспекте, который в тот день был закрыт для покупателей, его не пустил на площадку директор этого магазина. Он не поверил, что перед ним артист, и стал прогонять Никулина: "А ну иди отсюда...артист... Я тебя здесь уже пятый день вижу...". Потом, когда всё выяснилось, он конечно, долго извинялся перед Юрием Владимировичем.
А сам артист был счастлив...ведь это значило, что он сумел попасть в образ Кузьмы Иорданова очень точно...По воспоминаниям Никулина, внешний облик помог обрести замечательный художник - гример Александр Иванов.
Для съёмок студия закупила две стиральных машины, к слову, большой в те времена дефицит. Чтобы не напугать весь дом, а снимали эпизод в доме на проспекте Мира, из одной машины извлекли двигатель.Но звукорежиссеру показалось, что стиральная машина без двигателя упала не слишком впечатляюще. И тогда в пролет сбросили вторую, с двигателем. Раздался такой грохот, что выскочили жильцы и приехала милиция.
Кстати, цирковая профессия Никулина произвела впечатление и на Инну Гулая, для которой роль Наташи в этой картине стала самой значительной в ее актерской карьере. "Как интересно, — сказала она, внимательно разглядывая своего партнера при первой встрече. — Ни разу в жизни не видела живого клоуна."
Впрочем, ей самой тоже удалось удивить Юрия Владимировича. На пробах снималась сцена разговора их персонажей, и чтобы актеры помимо беседы были чем-то заняты, Кулиджанов предложил, мол, пусть Наташа ест борщ. Сделали пять дублей подряд, и за это время Инна съела пять тарелок борща, причем уплетала с таким аппетитом, что у партнера даже слюнки потекли. Но когда удивленный Никулин спросил её, почему она так много ест, Инна ответила: "...Я волнуюсь..."
"Более счастливой экспедиции не было больше в нашей жизни, — вспоминала Н.Фокина съемки в Мамонтово. — Группа была семейная, Юра Никулин привез с собой жену Таню, сына Максима и любимую тещу Марию Петровну. Съемки проходили или в самой деревне, или совсем близко от нее. И дети, несмотря на настоятельные просьбы родителей не ходить на площадку, просачивались туда. Конечно, главным центром притяжения очень скоро стал Юра. Его веселый, дружелюбный и очень контактный характер, гитара, всегдашняя спутница досуга, как магнитом, притягивали к нему людей».
После утверждения на роль Ю.Никулина ,стали подбирать исполнителей других ролей.... Анастасию Борисовну сыграла замечательная актриса Е. Мазурова,
Л. Куравлев до фильма "Когда деревья были большими" сыграл у М.Швейцера в фильме "Мичман Панин" острохарактерную роль. В фильме ему предстояло стать героем-любовником. В.Шукшин был тоже уже известен по фильму
М. Хуциева «Два Федора». Одна только Людмила Чурсина, тогда еще студентка Щукинского училища, играла в кино свою первую роль...
Дочь Инны Гулая Дарья Шпаликова в интервью рассказала: "В картине "Когда деревья были большими" есть эпизод, на котором я всегда плакала. Тот, где Наташа встречает отца. Мама говорила, что режиссер Кулиджанов требовал: -Инна...ты должна бежать ему навстречу почти не касаясь земли — лететь!".
Но актриса пошла по перрону нелепо косолапя, будто ноги вдруг стали ватными. Очень трудно шла...и режиссер понял, что она права — этот эпизод нужно играть именно так. И он стал самым сильным, самым пронзительным в фильме". На показе фильма худсовету и государственной комиссии присутствовала советская "железная леди", министр культуры Е. А. Фурцева...Так вот, на просмотре этого эпизода она так расплакалась, что сидевший рядом Сергей Апполинарьевич Герасимов с трудом успокоил её...Возможно, поэтому, в декабре 1961 года, когда против картины резко выступили Г.Мдивани и М.Донской, мэтры и лауреаты сталинских премий, обвинив авторов в очернении быта и антисоветчине, именно Екатерина Алексеевна Фурцева сказала своё решающее слово "за"...
После этого фильма у кинематографистов изменилось отношение к Никулину. Режиссёр открыл для кино удивительное свойство его таланта: органическое сочетание комедийного и драматического. Единственное, что не нравилось артисту, так это название картины: длинное, к тому же в театрах шла пьеса «Деревья умирают стоя», и фильм путали со спектаклем. Однажды буфетчица молочного кафе на площади Пушкина, узнав Никулина, крикнула официантке: "Маша, Маша, иди сюда скорее!.. Артист пришёл из картины „Когда деревья стоя гнулись“.
Премьера фильма состоялась 26 марта 1962 года. После премьеры на студию и лично Никулину пришли тысячи писем, в которых люди делились такими же печальными историями. Народ полюбил картину и её героев, и неприкаянного Кузьму Кузьмича, и душевную тётю Настю, и милую наивную Наташу, и нерешительного, но доброго Лёньку...
А уж, знаменитую фразу Иорданова: "Помнят руки-то... Помнят, родимые!" и сейчас, спустя почти 60 лет, повторяют очень часто...
Вот и всё на сегодня,дорогие друзья...Приятного просмотра и...до новых встреч...
https://yandex.ru/video/preview/15284634639243752361