37 подписчиков

Да он это! Он! Он самый!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Здравствуйте,дорогие друзья и уважаемые гости...
Ещё раз поздравляю вас всех со всеми прошедшими праздниками,желаю вам здоровья,счастья и благополучия и представляю вашему вниманию очередной обзор...
"Вернулся я из Ленинграда. Только вошел в квартиру, не успел даже снять пальто, как меня позвали к телефону.
- Звонят с киностудии Горького. Подойдешь? - спросила Таня.
Какой может быть разговор! В то время я на каждый звонок со студии не подходил, а подбегал. В трубке услышал приятный женский голос:
- Юрий Владимирович, сколько вам лет? (Не поздоровалась, не представилась, а прямо так: "Сколько вам лет?") Скажите, пожалуйста, как вы выглядите, старым или молодым?
- Да как сказать, - ответил я в растерянности. - Мне сорок. И я почувствовал, что женщина расстроилась.
- А может быть, вы выглядите под пятьдесят? Нам это очень нужно.
Я спросил, из какой съемочной группы звонят.
- С вами говорят из группы картины "Когда деревья были большими", - ответила женщина. - Вы не могли бы приехать завтра на студию? Мы хотим с вами серьезно поговорить.
На студии мне дали сценарий Николая Фигуровского "Когда деревья были большими". Дома читали сценарий всей семьей, и он всем понравился. В сценарии рассказывалось о судьбе Кузьмы Кузьмича Иорданова."
Именно так, в своей книге воспоминаний "Почти серьёзно" Ю. В. Никулин начал рассказ о своих съёмках в замечательной картине режиссёра Льва Кулиджанова.
Первоначальный сценарий фильма, присланный по почте на киностудию имени Горького, имел название «Благоразумная ведьма». В то время возглавлял киностудию Сергей Герасимов, и он пригласил автора сценария в Москву, где позже, в процессе доработки , Николай Фигуровский изменил название на "Когда деревья были большими", и Кулиджанов приступил к работе над картиной...

Герой фильма Кузьма Кузьмич Иорданов – одинокий, неприкаянный человек. Был на фронте, награжден боевыми наградами, когда-то работал токарем, но жизнь сложилась так, что, будучи уже человеком немолодым, он остался совсем один. Потеряв во время войны жену, Кузьма Иорданов не работает, пьёт, живёт случайными заработками и совершенно опустился.
Случайно услышав рассказ про девушку-сироту Наташу из деревни Селиваново, Кузьма решает покинуть Москву и поехать туда, выдав себя за отца Наташи...

Изначально на роль Иорданова режиссер утвердил питерского артиста Василия Меркурьева, известного по фильмам "Небесный тихоход" и "Летят журавли". Но тот выдвинул целый список требований, которые выполнить было нереально. Например, снимать натурные сцены под Ленинградом, неподалеку от его дачи, поскольку не хотел ехать в экспедицию подмосковную деревню Мамонтово. И от Меркурьева решили отказаться...
Кулиджанов недолго перебирал другие возможные кандидатуры и остановился на Никулине. Юрий Никулин был тогда цирковым клоуном. В кино снялся всего в нескольких картинах в эпизодических ролях. Еще была короткометражка «Самогонщики» из сборника комедийных новелл. По ней актера и запомнили. Но не в качестве драматического артиста, а как комика. Жена режиссера, кинодраматург Н.Фокина вспоминала: «Перед пробами мы пошли с Левой в цирк, где Юра выступал вместе с Карандашом. Юра нам очень понравился. Я с Юрой была хорошо знакома, но мы не пошли к нему за кулисы, решили подождать фото и кинопроб. По существу больше конкурентов у него не было. Решено было его утвердить». После того, как утвердили Никулина, режиссер вместе со всей киногруппой уже не могли представить никакого другого артиста в роли Иорданова. Сценарист с удовольствием переписал некоторые сцены уже специально "под Никулина". Юрий Владимирович сомневался...и боялся не справиться. Ходил по московским рынкам и злачным местам, наблюдая за привычками и характерами людей, потерявших себя. В итоге решился на съёмку...Фильм снимали летом 1961 г. в Москве, затем в Московской области — в деревне Мамонтово Ногинского района. Встречу главных героев, Кузьмы и Наташи, запечатлели на ж/д станции Белокаменная Малого кольца Московской железной дороги (в фильме — станция Селиваново).
Когда Никулин, уже в Москве, загримированный под своего героя (с трехдневной щетиной, в обшарпанном и помятом пиджаке и кепке со сломанным козырьком) возник у мебельного магазина на Ленинском проспекте, который в тот день был закрыт для покупателей, его не пустил на площадку директор этого магазина. Он не поверил, что перед ним артист, и стал прогонять Никулина: "А ну иди отсюда...артист... Я тебя здесь уже пятый день вижу...". Потом, когда всё выяснилось, он конечно, долго извинялся перед Юрием Владимировичем.
А сам артист был счастлив...ведь это значило, что он сумел попасть в образ Кузьмы Иорданова очень точно...По воспоминаниям Никулина, внешний облик помог обрести замечательный художник - гример Александр Иванов.
Для съёмок студия закупила две стиральных машины, к слову, большой в те времена дефицит. Чтобы не напугать весь дом, а снимали эпизод в доме на проспекте Мира, из одной машины извлекли двигатель.Но звукорежиссеру показалось, что стиральная машина без двигателя упала не слишком впечатляюще. И тогда в пролет сбросили вторую, с двигателем. Раздался такой грохот, что выскочили жильцы и приехала милиция.
Кстати, цирковая профессия Никулина произвела впечатление и на Инну Гулая, для которой роль Наташи в этой картине стала самой значительной в ее актерской карьере. "Как интересно, — сказала она, внимательно разглядывая своего партнера при первой встрече. — Ни разу в жизни не видела живого клоуна."
Впрочем, ей самой тоже удалось удивить Юрия Владимировича. На пробах снималась сцена разговора их персонажей, и чтобы актеры помимо беседы были чем-то заняты, Кулиджанов предложил, мол, пусть Наташа ест борщ. Сделали пять дублей подряд, и за это время Инна съела пять тарелок борща, причем уплетала с таким аппетитом, что у партнера даже слюнки потекли. Но когда удивленный Никулин спросил её, почему она так много ест, Инна ответила: "...Я волнуюсь..."
"Более счастливой экспедиции не было больше в нашей жизни, — вспоминала Н.Фокина съемки в Мамонтово. — Группа была семейная, Юра Никулин привез с собой жену Таню, сына Максима и любимую тещу Марию Петровну. Съемки проходили или в самой деревне, или совсем близко от нее. И дети, несмотря на настоятельные просьбы родителей не ходить на площадку, просачивались туда. Конечно, главным центром притяжения очень скоро стал Юра. Его веселый, дружелюбный и очень контактный характер, гитара, всегдашняя спутница досуга, как магнитом, притягивали к нему людей».
После утверждения на роль Ю.Никулина ,стали подбирать исполнителей других ролей.... Анастасию Борисовну сыграла замечательная актриса Е. Мазурова,
Л. Куравлев до фильма "Когда деревья были большими" сыграл у М.Швейцера в фильме "Мичман Панин" острохарактерную роль. В фильме ему предстояло стать героем-любовником. В.Шукшин был тоже уже известен по фильму
М. Хуциева «Два Федора». Одна только Людмила Чурсина, тогда еще студентка Щукинского училища, играла в кино свою первую роль...

Дочь Инны Гулая Дарья Шпаликова в интервью рассказала: "В картине "Когда деревья были большими" есть эпизод, на котором я всегда плакала. Тот, где Наташа встречает отца. Мама говорила, что режиссер Кулиджанов требовал: -Инна...ты должна бежать ему навстречу почти не касаясь земли — лететь!".
Но актриса пошла по перрону нелепо косолапя, будто ноги вдруг стали ватными. Очень трудно шла...и режиссер понял, что она права — этот эпизод нужно играть именно так. И он стал самым сильным, самым пронзительным в фильме". На показе фильма худсовету и государственной комиссии присутствовала советская "железная леди", министр культуры Е. А. Фурцева...Так вот, на просмотре этого эпизода она так расплакалась, что сидевший рядом Сергей Апполинарьевич Герасимов с трудом успокоил её...Возможно, поэтому, в декабре 1961 года, когда против картины резко выступили Г.Мдивани и М.Донской, мэтры и лауреаты сталинских премий, обвинив авторов в очернении быта и антисоветчине, именно Екатерина Алексеевна Фурцева сказала своё решающее слово "за"...

После этого фильма у кинематографистов изменилось отношение к Никулину. Режиссёр открыл для кино удивительное свойство его таланта: органическое сочетание комедийного и драматического. Единственное, что не нравилось артисту, так это название картины: длинное, к тому же в театрах шла пьеса «Деревья умирают стоя», и фильм путали со спектаклем. Однажды буфетчица молочного кафе на площади Пушкина, узнав Никулина, крикнула официантке: "Маша, Маша, иди сюда скорее!.. Артист пришёл из картины „Когда деревья стоя гнулись“.

Премьера фильма состоялась 26 марта 1962 года. После премьеры на студию и лично Никулину пришли тысячи писем, в которых люди делились такими же печальными историями. Народ полюбил картину и её героев, и неприкаянного Кузьму Кузьмича, и душевную тётю Настю, и милую наивную Наташу, и нерешительного, но доброго Лёньку...
А уж, знаменитую фразу Иорданова: "Помнят руки-то... Помнят, родимые!" и сейчас, спустя почти 60 лет, повторяют очень часто...

Вот и всё на сегодня,дорогие друзья...Приятного просмотра и...до новых встреч...
https://yandex.ru/video/preview/15284634639243752361

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма