или Холодный душ Вселенной.
(из разряда рекомендаций)
Пьеса "звучание 11 тысяч струн", исполненная на 50 микротонально настроенных фортепиано и камерного оркестра.
Композитор Georg Friedrich Haas
Были приглашены 50 пианистов из международных музыкальных академий и оркестр Академии Малера.
Мировая премьера состоялась 1 августа 2023 г. на фестивале в Больцано/Боцен (Италия)
***
Фортепиано расставлены по кругу вокруг публики. Каждый инструмент настроен на две сотых полутона выше, чем предыдущий.
По замыслу композитора все 11 000 струн пятидесяти фортепиано должны восприниматься как один инструмент
и создать "самый жгучий, самый холодный ветер из глубин Вселенной".
Слушайте в наушниках.
Фрагмент... минут на 40...
для ясности происходящего:
и видео
с уточнениями композитора и участников действа:
На 27 минуте у меня холодок побежал по лбу...
(куда не знаю.)
Концовка фрагмента расстроила... всё же это похоже на хаос... а так красиво начиналось.
Реально... это музыкальный эксперимент,
представление музыки будущего, когда человек на слух сможет воспринимать нюансы микротонов.
Как пишет комментариях один из пианистов @alirezakhiabani:
В этом спектакле я играл под номером 30, и на фото я – тот, что посередине, в очках внизу! 😄
Это был невероятный опыт! У меня была возможность обсудить все с господином Хаасом.
Самым сложным аспектом создания этого произведения было его сочинение: сто слоев, каждый из которых функционирует индивидуально, в небольших группах и в конечном итоге шаг за шагом превращается в более крупные ансамбли.
Гармония и спектр не были необычными, но очень неожиданными.
Это был своего рода трехмерный слуховой опыт, определяющий, когда играть в движущейся последовательности.
Эта композиция не статична; она довольно динамично и постоянно меняется, непостоянно, как живое тело.
+
Организация мероприятия, управление транспортом, тюнингом и многим другим было масштабной задачей. Они даже специально разработали приложение для пианистов.
Я верю, что эта композиция проложит путь к новым возможностям записи и откроет захватывающие пути в музыке.
Даже экономически это было важно. Возможно, это был первый случай в истории, когда более 50 фортепиано были отправлены из Китая в Италию для одного концерта, причем совершенно бесплатно.
Кроме того, в Европе не было ни одной фортепианной компании, готовой предоставить или арендовать пианино для этого проекта.
Идея создания данного проекта принадлежит руководителю ансамбля "Klangforum Wien", пианисту Питеру Пауль Кайнрат.
В 2018 году он был на экскурсии на фабрике по производству фортепиано в Китае. Владелец фабрики пригласил его в помещение, где готовые изделия проходили автоматизированное тестирование.
Когда Кайнрат услышал одновременное звучание сотни НЕ настроенных инструментов, он тут же позвонил композитору Георгу Фридриху Хаасу с предложением написать особенную пьесу.
Спасибо Океану за наводку.