Рецензия на фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
В современных реалиях, когда русский кинематограф обладает далеко не лучшей репутацией, очень важно, по нашему мнению, уделять внимание хорошим проектам, заслуживающим внимания, одним из таких является фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» -картина, которую, пожалуй, можно назвать лучшей из выходивших в России за последнее время. Осторожно, в статье могут быть спойлеры!!!
Реализм
Фильм просто отлично иллюстрирует жизнь определённой прослойки населения в стране, в события этого фильма, в его персонажей охотно верится.
Начинается кино со сцен куч мусора, едущих по конвейерам из одной точки в другую. По - сути таким образом можно описать весь фильм - может, это звучит слишком резко, но главных героев, как раз-таки едущих из одной точки в другую, можно назвать мусором. Витька Чеснок, готовый избавиться своего отца за маленькую квартиру, и сам Лёха Штырь, у которого единственный рассказ о сыне начинается со слов «В девяносто первом, помню, освободился». Суть главного героя раскрывается в первой же сцене, где он хоть что-то говорит, это персонаж, не вызывающий у зрителей сопереживания, и хоть он и оправдывается трудным детством, которое ему запоганил отец, он сам не приносит в свой дом ничего, кроме криков и слез, и уже своему сыну не уделяет времени от слова совсем. За приключениями этого героя зрители наблюдают не из сопереживания, а из чистого любопытства, смотреть за ним смешно, иногда грустно, а в некоторых моментах страшно. Страшно от того, что такие люди имеют место быть в нашем, реальном мире.
Визуал
Фильм обладает довольно необычной визуальной составляющей, несколько нестандартная операторская работа в сочетании с интересным монтажом приводят к занимательному результату. Всех персонажей показывают с разных ракурсов, но не с нескольких статичных, камера часто крутится вокруг героев, многие сцены сняты одним длинным дублем. Когда же в фильме происходит акцент на каком-то предмете, камера ведёт себя по-другому, она абсолютно статична, и этот самый предмет показывается с нескольких разных сторон, из-за чего какой-то элемент интерьера сцены получает много внимания. При том некоторые локации, являющиеся для главного героя промежуточными, показывают нам крайне неохотно, буквально с одного/двух ракурсов, при том скупясь на детали. Отличными примерами являются больница, в которой Лёхе остановили эпилептический припадок, остановка, на которой Витька подобрал попутчицу и дом инвалидов - конечная цель героев. Ни в одном из этих мест Витька не задерживается, они ему не интересны, и если банк, в котором персонаж хочет взять кредит, или квартира, которую герой жаждет заполучить, показываются детально, с разных ракурсов, то места, для Витька не интересные, показаны очень скупо.
Весь фильм в целом не обладает общей цветовой палитрой, у каждой локации свой отдельный характерный оттенок, из-за этого кино воспринимается очень живым.
Музыка
Важной составляющей фильма является его музыкальное сопровождение. Очень редко в кино в качестве основного саундтрека используются независимо существующие песни, имеющие отстранённый от фильма текст, а в этом фильме вовсе отсутствует иная музыка, кроме треков популярных и не очень современных отечественных исполнителей. То бишь композитора у фильма нету, лишь музыкальный редактор. Музыка здесь имеет на себе мощный акцент, ибо большинство композиций узнаваемы в массах, и используется эта музыка в фильме для трёх целей. Первая - банально создать комичную сцену, работающую на контрасте. Смешно видеть как герой не соблюдает очередь, проходит в кабинет вперёд нескольких старушек, делая это с очень уверенным лицом и под пафосный трек «Так и живём» о «пацанах с улицы».
Второе применение музыки - раскрытие персонажа. Герой, танцующий в грязном и темном клубе под трек «Копы» группы «Грибы», посвящённый зажигательным вечеринкам, которые закатывают участники группы - это яркий образ, эта сцена помогает понять суть Витька Чеснока.
Ну и третья цель - создание атмосферы, прямое предназначение музыки в кино. Во время кадров, иллюстрирующих что-то приятное и светлое, играет приятная и светлая композиция «Я буду рядом» группы «Не твоё дело». Когда ситуация, в которой оказались герои, становится печальной, играет анти-утопичная «Панелька» исполнителя «Хаски». А в те моменты, когда абсурдность действий и мышления персонажей начинает по-настоящему пугать, играет агрессивная и давящая «Пуля-дура» от все того-же «Хаски».
Финал
Лучшей составляющей картины Александра Ханта мы считаем ее финал. До последнего момента зрителю кажется, что Витька развернётся, приедет к отцу и заберёт его из дома инвалидов. Это была бы очень очевидная концовка, вероятно, пробивающая на слезу, но совсем нереалистичная, такой герой не мог так быстро исправиться, потому сохраняется надежда, что этого не произойдёт. И этого не произошло, Александр Хант сделал гораздо лучше, он не закончил фильм банально, но и не закончил Чесноком, спокойно уезжающим домой. Он закончил фильм Чесноком, остановившим машину и задумавшимся. Мы не знаем что произойдёт дальше, скорее всего он таки уедет домой без отца, хотя и нельзя быть в этом полностью уверенным. (стоит отметить, что в следующем фильме режиссера «Межсезонье» появляются персонажи, невероятно похожие на главных героев разбираемой картины, живущие вместе в доме в деревне, но это вполне может быть банальной отсылкой, не определяющей канон). Такой финал производит большое впечатление, он не разрушает градус реалистичности фильма, он не обрывает его слишком жестоко, такой финал даёт понять, что все-таки герой изменился после своего приключения, такой финал даёт надежду
В конце хотелось бы еще раз отметить важность таких фильмов для кинематографа в нашей стране, они не только улучшают процентное соотношение хороших и плохих картин, но и помогают людям изменить укоренившееся в множестве голов мнение об ужасности нашего кино, и открыть для себя множество других достойных работ. Посмотрите фильм Александра Ханта, а если уже смотрели – посоветуйте друзьям, данное полотно действительно заслуживает внимания.