Упражнения для развития внимания и памяти у взрослых

Кому пригодятся? Упражнения на развитие внимания и памяти особенно актуальны для тех, кто замечает за собой рассеянность в повседневных делах и рабочих задачах. Совершенствованием концентрации важно заниматься не только детям, но и взрослым.

Кому пригодятся? Упражнения на развитие внимания и памяти особенно актуальны для тех, кто замечает за собой рассеянность в повседневных делах и рабочих задачах.

На что обратить внимание? Внимание бывает произвольным, непроизвольным и даже послепроизвольным. Работать необходимо над первым видом и его поддержанием. Для этого существуют эффективные упражнения, зная которые, вы сможете ежедневно повышать уровень своих когнитивных способностей.

Что такое внимание и как оно проявляется

Это процесс, при котором сознание фокусируется на конкретном объекте.

Этот уникальный когнитивный феномен отличается от других тем, что не обладает собственным содержанием и существует внутри других психических явлений, таких как

  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • движение.

Несмотря на свою «несамостоятельность», внимание играет ключевую роль. Развитие его концентрации оказывает влияние на качество мыслительной деятельности, способность запоминать информацию и анализировать ее.

Эффективность любой активности и безопасность индивидуума напрямую зависят от уровня внимания.

Кому пригодятся? Упражнения на развитие внимания и памяти особенно актуальны для тех, кто замечает за собой рассеянность в повседневных делах и рабочих задачах.-2

Его психофизиологической основой служит доминанта — преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга, возникающий под воздействием сильного или значимого раздражителя, подавляя другие источники и направляя внимание человека на главное, первостепенное.

Для лучшего понимания представьте, что вы читаете увлекательную книгу или смотрите захватывающий фильм. Вы так поглощены процессом, что не замечаете окружающего, даже если вас окликнут по имени. Это пример работы непроизвольного внимания, основанного на интересе. Сильный раздражитель, например, громкий звук хлопнувшей двери, может отвлечь вас от чтения, и происходит переключение интереса на другой объект.

Кому пригодятся? Упражнения на развитие внимания и памяти особенно актуальны для тех, кто замечает за собой рассеянность в повседневных делах и рабочих задачах.-3

Внимание всегда избирательно.

Оно выделяет из окружающего мира объекты, обладающие особым значением для нас:

  • Связанные с нашими интересами и увлечениями.
  • Имеющие отношение к нашим витальным (жизненно важным) потребностям.
  • Сильно раздражающие, такие как громкие звуки, яркие вспышки света, резкие запахи, удары, толчки, боль и так далее.
  • Обладающие свойством новизны, например, резкая и неожиданная смена обстановки, новая мебель в квартире друга, выпавший снег за окном утром, яркий плакат на стене дома.

Это относится к непроизвольному вниманию, которое появляется как бы само собой и не требует усилий для его поддержания. Но как заставить себя сосредоточиться на чтении скучного учебника, официальной бумаги или выполнении нудных и неинтересных, но необходимых действий? Если просто заставить себя концентрировать внимание, то мозг быстро устанет, мысли начнут разбегаться или появится неудержимое желание спать.

Кому пригодятся? Упражнения на развитие внимания и памяти особенно актуальны для тех, кто замечает за собой рассеянность в повседневных делах и рабочих задачах.-4

Важность концентрации внимания в жизни человека

Так называют способность кратковременной памяти сохранять информацию о конкретных объектах. Нарушение этой функции у человека может привести к его рассеянности.

Эта способность играет важную роль при выполнении различных задач, особенно в новых областях деятельности. Рассеянность, вызванная нарушенной концентрацией внимания, проявляется по следующим признакам:

  • Трудности в выполнении привычных задач, например, забывание количества ложек сахара, только что положенных в чай.
  • Проблемы с удержанием внимания при чтении, при которых человек тут же забывает смысл прочитанного.
  • Затруднения в запоминании информации, так как человек отвлекается и не способен полностью усвоить поступающие сведения.
  • Неспособность сосредоточится вне оптимальных условий, например, при наличии множества посторонних звуков.
  • Неудачная завершенность начатого дела, например, отвлечение на телефонный звонок и последующее забывание о работе, к которой уже приступил.

Хорошая концентрация характеризуется следующим:

  • Способностью быстро выполнять задачи с проявлением творческого подхода и повышением общей производительности труда.
  • Более качественной работой с минимальным количеством ошибок.
  • Высокой стрессоустойчивостью и ясным пониманием того, какие задачи можно безопасно доверить другим.

Объём и распределение внимания

Говорят, что Юлий Цезарь мог эффективно управлять несколькими делами одновременно. Это не является чем-то сверхъестественным; даже неподготовленный человек в области своего внимания способен удерживать 5–9 разнообразных и независимых объектов. Если эти элементы имеют логическую связь или объединяются в целостную структуру, их количество может быть гораздо больше. Например, при чтении текста мы воспринимаем не отдельные буквы, а слова или даже целые предложения.

Кому пригодятся? Упражнения на развитие внимания и памяти особенно актуальны для тех, кто замечает за собой рассеянность в повседневных делах и рабочих задачах.-5

Действительно существуют ограничения: управлять мыслительной деятельностью вместе с внешней, предметной — реально, но одновременное решение двух задач, требующих разной умственной работы, представляется значительно более сложным, а порой и невозможным. Например, можно разрабатывать план статьи и заниматься мытьем посуды одновременно, но читать книгу и параллельно выполнять арифметические действия, увы, не всегда удается.

Чтобы расширить объем внимания, необходимо соблюдать два условия:

  • Научиться воспринимать объекты, требующие контроля, взаимосвязано, создавая из них воображаемые композиции или объединяя их общими признаками и логическими связями.
  • Важным условием является включение объектов внимания в деятельность и развитие профессиональных навыков. Например, опытный водитель за рулем одновременно следит за дорогой впереди и в зеркале заднего вида, обращает внимание на приборы и звуки мотора, слушает пассажиров. А квалифицированный учитель не только преподает материал, но и пристально следит за поведением 30 учеников в классе.

Распределение внимания тесно связано с его объемом. Чем лучше мы умеем делать это между разными объектами, тем больше его охват. Эта способность позволяет нам эффективно выполнять несколько задач одновременно.

Умение распределять внимание зависит не только от тренировки и профессионализма, но и от индивидуальных психологических особенностей:

  • Это легче даётся человеку с подвижной нервной системой и быстрой реакцией, но он может столкнуться с проблемами концентрации и устойчивости.
  • Индивидуум с флегматическим темпераментом может долго поддерживать высокую фокусировку внимания, но ему сложнее справляться с распределением и переключением.

Тем не менее существуют методики, которые помогут развивать все необходимые навыки.

3 простых упражнения на развитие внимания и памяти у взрослых в повседневной жизни

Их легко внедрить в повседневную практику и выполнять по вашему усмотрению, в тот момент, когда это будет вам удобно.

Читайте и пересказывайте

Когда мы размышляем над чем-то, мы формируем образ в памяти. В повседневной жизни важно уметь выражать свои мысли ясно. Для помощи в этом существует эффективное упражнение: прочтите короткий текст и перескажите его суть. Это может быть, например, небольшая газетная статья. После этого возьмите книгу и прочтите ее в течение 20 минут. Затем остановитесь и запишите на бумаге фрагмент того, что вы только что прочли.

Кому пригодятся? Упражнения на развитие внимания и памяти особенно актуальны для тех, кто замечает за собой рассеянность в повседневных делах и рабочих задачах.-6

Сначала возможно, что не все детали зафиксируются в памяти. Но с повторением упражнения вы сможете все более детально пересказывать прочитанный текст. Постепенно, с увеличением концентрации, ваше изложение будет становиться более подробным.

Если у вас ограничено время, начните с чтения короткого предложения и попробуйте пересказать его дословно. Продолжайте упражнение, увеличивая количество текста по мере тренировок.

Переворачивайте слова задом наперед

Многие помнят эту забаву из детства, но мало кто знает, что это отличное упражнение для тренировки внимания. Для начала составьте список из коротких и несложных слов, затем произносите их наоборот: «рыба» становится «абыр», «стол» — «лотс» и так далее. Постепенно переходите к более сложным словам, продолжая тренироваться. Это не только увлекательная игра, но и отличный способ развивать ваше внимание и лингвистические навыки.

Сосредоточьтесь на часах

Присаживайтесь за стол и расположите перед собой настольные часы с секундной стрелкой. Следите взглядом за этой стрелкой, пока она не завершит ровно пять минут (пять полных оборотов). Все ваши мысли должны быть сосредоточены исключительно на ней. Проводите это упражнение ежедневно, выделяя указанные пять минут. Задача достаточно сложная, так как секундная стрелка не вызывает явных ассоциаций. Именно поэтому ваши усилия придают этому упражнению особую ценность.

6 глубоких упражнений на развитие внимания

Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 секунд. Затем перечислите детали (предметы), которые запомнились вам.

Оценка:

  • Запомнили менее пяти деталей — плохо.
  • Запомнили от пяти до девяти деталей — хорошо.
  • Запомнили более девяти деталей — отлично.

Это упражнение направлено на развитие визуальной памяти. Попробуйте повторить его с разными изображениями, чтобы постепенно улучшить свои результаты.

  • Найдите количество групп из трех последовательных цифр в данной последовательности: 489561348526419569724, сумма которых равна 15.
  • Определите, сколько цифр одновременно делятся на три и на два в следующем наборе чисел: 33, 74, 56, 66, 18.
  • Упражнение 4:Возьмите два фломастера.
    Попробуйте одновременно рисовать обеими руками, начиная и заканчивая одновременно. Одной рукой нарисуйте круг, другой — треугольник. Обратите внимание, что круг должен быть с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов.
    Теперь попробуйте нарисовать максимальное количество кругов и треугольников за одну минуту.
    Оценка:Меньше пяти — плохо.5–7 — средне.8–10 — хорошо.Больше 10 — отлично.

Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

  • Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!

Спрятанное имя: Аня.

  • Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

Спрятанное имя: Маша.

  • Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

Спрятанное имя: Рита.

  • Ковал я железо ярким днем.

Спрятанное имя: Женя.

Упражнение 6:

  • Поставьте какой-нибудь предмет перед собой.
  • Внимательно и спокойно смотрите на него несколько минут.
  • Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях.
  • Откройте глаза и найдите «пропущенные» элементы.
  • Закройте глаза.
  • Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не сможете абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти.

Это упражнение направлено на улучшение визуальной памяти и концентрации внимания. Постепенно увеличивайте время наблюдения за предметом для усиления эффекта тренировки.

Упражнение для развития концентрации внимания и его устойчивости

Выберите небольшой и не слишком сложный объект, такой как карандаш или даже ваш собственный палец. Запустите таймер и фокусируйте свое внимание на его кончике.

Постарайтесь не допускать отвлечений. Если почувствуете, что внимание начинает переключаться (например, появляется посторонняя мысль), прервите упражнение и запишите время с момента его начала.

Теперь повторите это упражнение, фокусируясь на деталях, например, на карандаше. Рассмотрите его внимательно и осмысленно, обращая внимание на:

  • заточенность грифеля;
  • его цвет;
  • наличие оттенков;
  • цвет рубашки;
  • наличие сколов, царапин и так далее.

Чем больше деталей и нюансов вы обнаружите, тем дольше удастся удерживать концентрацию внимания. Обратите внимание на изменение времени, в течение которого удается сохранять устойчивое внимание.

Упражнение на развитие слухового внимания

Устроившись удобно, исключив возможные помехи, расслабьтесь, закройте глаза и обратите внимание на звуки вокруг вас.

Даже если кажется, что в комнате полная тишина, не торопитесь с выводами — полной беззвучности не существует. Будьте внимательными, и вы обнаружите звуки. Постарайтесь их распознать, сконцентрировав внимание на одном из них.

Часто задаваемые вопросы об упражнениях на развитие внимания

От чего зависит развитие внимания человека?

Оно тесно связано с возрастом, направленностью усилий, интересом к изучаемому объекту или явлению, а также регулярным выполнением специальных упражнений.

Что такое послепроизвольное внимание?

Аналогично произвольному, оно является подсознательным процессом, но отличается тем, что не требует особых волевых усилий. Это вид внимания, который чаще всего управляется интересом. Например, при чтении книги человек сначала фокусируется на сюжете с использованием волевых усилий, но по мере углубления в процесс интерес поглощает читателя, и ему уже не требуется прилагать дополнительных усилий для завершения чтения.

Какое упражнение помогает улучшить объём внимания?

Например, вот одно такое. В течение нескольких секунд фокусируйтесь на каком-то предмете или человеке. Затем повернитесь в сторону и попытайтесь подробно описать объект вашего наблюдения в каждой детали. Затем вернитесь к исходному положению и определите, какие детали ускользнули от вашего внимания.

Кому пригодятся? Упражнения на развитие внимания и памяти особенно актуальны для тех, кто замечает за собой рассеянность в повседневных делах и рабочих задачах.-7

Это упражнение эффективно способствует развитию и улучшению кратковременной памяти. А она, в свою очередь, влияет на объем внимания.

Итак, данные упражнения способствуют улучшению характеристик вашего внимания. Однако важно помнить, что развитие навыков требует постоянных и упорных тренировок. Поэтому упражнения следует выполнять многократно, предпочтительно ежедневно, чтобы достичь значимого прогресса.

Попробуете вместе с нами?

С вами школа осознанного развития личности "Арканум"