14,7K подписчиков

Дебюты артистов Мариинского театра в миниатюрах Леонида Якобсона

114 прочитали

15 января балетный Петербург отметил 120-летие со дня рождения Леонида Якобсона: труппа имени выдающегося балетмейстера представила на сцене Мариинского театра свой «Блестящий дивертисмент». Премьера возобновлённых миниатюр состоялась в апреле 2023 года на сцене Александринского театра. Выбор программы вечера вполне закономерный: Якобсон очень любил малую форму и достиг в ней совершенства.

В изобретательной хореографии Мастера блистали не только артисты Театра им. Якобсона, но и ведущие солисты Мариинского театра. Более того, это были их дебюты: Оксана Скорик исполнила «Лебедя», Виктория Терёшкина и Роман Беляков – «Минотавра и Нимфу».

Вечная борьба чёрной птицы

Новость о том, что прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик выступит с труппой Якобсона, появилась в официальных источниках за несколько дней до даты. Если учесть, что в последнее время у Оксаны Скорик не так много спектаклей со своей труппой, это не стало большой неожиданностью. Неизвестно, с чем связаны такие решения, но в любом случае, прима-балерина может позволить себе подобные эксперименты.

«Лебедь» Леонида Якобсона – это упрямая, волевая черная птица. Оксана Скорик – обладательница красивейших линий – появилась в черном, что изначально расставило акценты в новом образе балерины. Черный цвет будто стал незримой стеной между зрителем и внутренним миром её Лебедя, еще глубже запрятав переживания. Птица выпорхнула из-за кулисы резким движением и сразу бросилась в схватку за жизнь… Бесконечные руки-крылья не взмахивали, а коротко захватывали последние глотки воздуха открытыми ладонями с плотно сжатыми пальцами. Здесь Лебедь не плывет – он то и дело сильными рывками поднимается над водной гладью, чтобы взлететь, задержаться в жизни, но это уже не в его власти. Оксана Скорик прекрасно передала это состояние фиксацией каждой позы и точными положениями говорящих рук, которые то замирали в ожидании следующей перипетии, то продолжали цепляться за воздух, за жизнь.

Прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик в миниатюре «Лебедь»
Прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик в миниатюре «Лебедь»

Осознание обреченности пришло к Лебедю только ближе к финалу, и он уже боролся… потому что привык бороться. В эмоциональном плане Лебедь Оксаны Скорик остался слегка равнодушен к происходящему. Осталось ощущение, что птица лишь уснула и еще обязательно вернется, чтобы забрать принадлежащее ей по праву. Здесь промелькнуло что-то от героических образов Оксаны Скорик в классических балетах, что, возможно, отражает творческую судьбу самой балерины.

«Минотавр и Нимфа»

Виктория Терёшкина танцует много, всегда и везде – удивительный пример неиссякаемой энергии, хорошей формы и готовности открываться новому. И это при условии, что балерина неуклонно приближается к моменту, когда ей придется оставить сцену. Прима Виктория Терёшкина и первый солист Роман Беляков исполнили миниатюру «Минотавр и Нимфа» из цикла «Роден».

Роман Беляков и Виктория Терёшкина. 15 января 2024
Роман Беляков и Виктория Терёшкина. 15 января 2024

Появление Минотавра-Белякова с первых секунд было убедительным: удалось подчеркнуть неистовый характер мифологического существа деталями внешности. Высокий, широкий в плечах, с диковато растрепанными черными волосами, Беляков одним своим видом создал опасность для хрупкой, почти прозрачной Нимфы-Терёшкиной. А когда он поднимал свои мощные руки-рога, у жертвы не оставалось шансов. Минотавр буйствовал, наслаждался своей силой, играл чувствами Нимфы, казалось, смеялся в голос над её доверчивостью, снова и снова настигая, чтобы покорить.

И пусть Роману Белякову больше к лицу образы положительных героев, фактура и вовлеченность артиста в создание образа сделали его Минотавра безобразным во власти над беззащитным существом. Именно это и предполагает выразительная «грохочущая» пластика, которую нашёл Якобсон.

Виктория Терёшкина и Роман Беляков. 15 января 2024
Виктория Терёшкина и Роман Беляков. 15 января 2024

Нимфа-Виктория Терёшкина в огромных руках Минотавра едва успевала отражать новые всплески жестокости по отношению к ней, принимать любую форму, словно глина, лишь бы выжить. В движениях и в глазах Нимфы-Терёшкиной была заметна сила, которая возможна только на грани жизни и смерти. Она таяла на глазах, и её внутренняя мощь, которая прорывалась в самом начале, буквально утонула в безумных глазах, а потом и смертельных объятиях Минотавра.