Русский авангард: неопримитивизм

История, влияние на искусство, известные художники неопримитивизма и их произведения

"Неопримитивизмом называют художественное течение начала ХХ века, которое опиралось на традиции народного и архаического искусства.

Неопримитивизм считается первым течением русского авангарда. Его появление связывают с деятельностью художников, организовавших выставку «Бубновый валет» в декабре 1910 года.

Каталог выставки "Бубновый валет" 1910-1911 гг. (декабрь - январь)
Каталог выставки "Бубновый валет" 1910-1911 гг. (декабрь - январь)

Представленные на ней работы произвели настоящий скандал: художники, названные затем неопримитивистами, демонстративно отрицали главные явления как классического, так и современного им русского искусства."

История, влияние на искусство, известные художники неопримитивизма и их произведения "Неопримитивизмом называют художественное течение начала ХХ века, которое опиралось на традиции народного и...-2

Первая выставка «Бубнового валета», организованная Михаилом Ларионовым и Аристархом Лентуловым, проходила в доме Левинссона с 10 декабря 1910 по 16 января 1911 года.
Помимо Малевича, следившего тогда за общей стилевой направленностью раннего русского авангарда, в выставке приняли участие такие художники, как Петр Кончаловский, Наталия Гончарова, Илья Машков, Роберт Фальк, Василий Кандинский и другие мастера. Участвовали и французские художники – например, Альбер Глез и Анри Ле Фоконье. Творчество этих художников легло в основу раннего русского авангарда.

Оригинальная картина маслом известного русского художника Михаила Ларионова. Абстрактная экспрессионистская композиция. Ранее стоила $ 6500,00, сейчас можно приобрести за $ 3600,00 на сайте https://artagentsinternational.com/
Оригинальная картина маслом известного русского художника Михаила Ларионова. Абстрактная экспрессионистская композиция. Ранее стоила $ 6500,00, сейчас можно приобрести за $ 3600,00 на сайте https://artagentsinternational.com/
Аристарх Васильевич Лентулов. Старый замок в Крыму. Алупка. 1916
Аристарх Васильевич Лентулов. Старый замок в Крыму. Алупка. 1916

«Бубновый валет» — самое крупное общество авангардистов начала XX века.

Название художественного объединения отсылает к карточным азартным играм: бубновая масть обозначает страсть, а валет — молодого человека. Из-за этого одни современники ругали художников «Бубнового валета», а другие подшучивали:
«славны бубны за горами», «не с чего, так с бубен» — или называли их «Червонным валетом».

Это название нравилось большинству... тем, что оно вызвало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости... Некоторые... находили в этом названии молодость, юность, задор... Я представлял арестанта, на спине которого был бубновый знак. Мне казалось, что этот бубновый арестант не должен в то время никого признавать, ничего бояться.

Илья Машков, художник"

Илья Машков. «Портрет дамы в кресле» (1913)
Илья Машков. «Портрет дамы в кресле» (1913)

Яркими участниками «Бубнового валета» были художники Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Наталия Гончарова, Александр Куприн. Их вдохновляли постимпрессионизм, фовизм, кубизм, экспрессионизм. Для работ этих авторов были характерны экспрессия и эпатаж.

Наталия Гончарова. Триптих «Спас» (1910–1911)
Наталия Гончарова. Триптих «Спас» (1910–1911)

Гончарова со своей религиозной живописью раздражала церковь по многим причинам, но в первую очередь унизительным было упо­доб­ление иконописи лубку, который ассоциировался с пародией и карикатур­но­стью. Тем не менее интерес Гончаровой к православной иконописи вовсе не был поверхностным: ее работы демонстрируют превосходное знание религиозных сюжетов, а визу­альные характеристики полотен имитируют стиль разных иконописных школ средневековой Руси.

Первую выставку участников будущего «Бубнового валета» в 1910 году посетители не оценили. Газета «Петербургский листок» писала: «О «произведениях» «гг. валетов» нам не приходится говорить, так как мы можем рассматривать хорошие или дурные художественные произведения, а все, что выставлено «бубновыми валетами», нельзя даже считать художественными произведениями — это просто испорченные куски полотна, замазанные красочной грязью».

Со временем «Бубновый валет» выработал манеру живописи, которую художник
Александр Бенуа назвал «русским сезаннизмом». Их натюрморты и портреты участвовали в выставках вместе с произведениями Анри Матисса, Пабло Пикассо, Поля Синьяка и других экспрессионистов.

В 1916 году из «Бубнового валета» вышли его основатели — Илья Машков и Петр Кончаловский, а в следующем — прошла последняя выставка общества. После распада некоторые участники ненадолго объединились на «Выставке картин» в 1923 году, а спустя четыре года в
Третьяковской галерее состоялась ретроспектива работ художников «Бубнового валета».

Впервые употребил термин неопримитивизм и сформулировал основные принципы направления художник-авангардист Александр Шевченко. В 1913 году в брошюре «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения» он писал:

"Мы берем за точку отправления нашего Искусства лубок, примитив, икону, т.к. находим в них наиболее острое, наиболее непосредственное восприятие жизни, притом чисто живописное."

Александр Шевченко - Город, 1919 г.
Александр Шевченко - Город, 1919 г.

Увлечённый рассказами Коровина о новой западной живописи, в 1905 уехал в Париж посмотреть старых мастеров в Лувре и изучать импрессионистов. Сначала учился в Академии Жюлиана у Жан-Поля Лорана; позже, не удовлетворённый системой преподавания, перешёл в академию Карьера. Посещал мастерские французских художников, в том числе Анри Матисса, регулярно встречался с А.Н.Бенуа, М.А.Волошиным, Д.И.Митрохиным. (Источник: Энциклопедия русского авангарда https://rusavangard.ru/online/biographies/shevchenko-aleksandr-vasilevich/)

Кроме того, неопримитивисты черпали вдохновение в торговых вывесках и афишах, культуре городских низов и работах художников-любителей. А также использовали мотивы из росписей китайского фарфора, японских гравюр и персидских миниатюр. Произведения неопримитивистов соединяли в себе и высокое, и обыденное искусство, а иногда и разные культуры и эпохи.

Гончарова Наталья Сергеевна. Курильщик. 1911
Гончарова Наталья Сергеевна. Курильщик. 1911

"Например, картина Наталии Гончаровой «Курильщик» соединила в себе черты современного западного искусства и русского народного творчества: намеренно уплощенная фигура одновременно отсылает и к работам Поля Сезанна, и к стилю «подносной живописи» какого-нибудь анонимного художника-любителя."

Для картин неопримитивистов были характерны плоскостные фигуры, черные контуры, грубая живописная манера, яркие краски, обыденные сюжеты и юмористичность. Поэтому их работы напоминали детские рисунки.

"При этом каждый художник разрабатывал собственный круг сюжетов и мотивов. Например, Михаил Ларионов изображал сцены в кабаках и парикмахерских, солдат в казармах и провинциальных франтов. Илья Машков писал красочные натюрморты с самоварами и портреты людей в расшитых рубашках, а Наталия Гончарова работала в области религиозной живописи, заимствуя из языка иконописи лаконичность и ясность силуэтов."

Почему же неопримитивизм так называется? Оно характеризуется использованием простых форм и иллюзорной ненаучной вымышленной стороны искусства, или "примитивизма". Именно поэтому этот стиль получил название "неопримитивизм".

В истории искусства неопримитивизм оказал огромное влияние. В своей сущности он нарушает правила классического искусства, игнорируя академическое обучение и техники, что делает его таким эмоциональным и сочным. Благодаря неопримитивизму художники стали более свободными в выражении своих идей, смелее и нестандартнее подходить к созданию произведений.

Известные художники неопримитивизма прославились своими экспрессивными и непредсказуемыми работами. Среди них можно выделить Иоанна Михайлова, чьи картины уникальны по своей примитивной, но яркой символике, и Айвазовского Аркаше, работы которого отличаются изысканной грубостью и чувственностью.