История, влияние на искусство, известные художники неопримитивизма и их произведения
"Неопримитивизмом называют художественное течение начала ХХ века, которое опиралось на традиции народного и архаического искусства.
Неопримитивизм считается первым течением русского авангарда. Его появление связывают с деятельностью художников, организовавших выставку «Бубновый валет» в декабре 1910 года.
Представленные на ней работы произвели настоящий скандал: художники, названные затем неопримитивистами, демонстративно отрицали главные явления как классического, так и современного им русского искусства."
Первая выставка «Бубнового валета», организованная Михаилом Ларионовым и Аристархом Лентуловым, проходила в доме Левинссона с 10 декабря 1910 по 16 января 1911 года.
Помимо Малевича, следившего тогда за общей стилевой направленностью раннего русского авангарда, в выставке приняли участие такие художники, как Петр Кончаловский, Наталия Гончарова, Илья Машков, Роберт Фальк, Василий Кандинский и другие мастера. Участвовали и французские художники – например, Альбер Глез и Анри Ле Фоконье. Творчество этих художников легло в основу раннего русского авангарда.
«Бубновый валет» — самое крупное общество авангардистов начала XX века.
Название художественного объединения отсылает к карточным азартным играм: бубновая масть обозначает страсть, а валет — молодого человека. Из-за этого одни современники ругали художников «Бубнового валета», а другие подшучивали: «славны бубны за горами», «не с чего, так с бубен» — или называли их «Червонным валетом».
“Это название нравилось большинству... тем, что оно вызвало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости... Некоторые... находили в этом названии молодость, юность, задор... Я представлял арестанта, на спине которого был бубновый знак. Мне казалось, что этот бубновый арестант не должен в то время никого признавать, ничего бояться.
Илья Машков, художник"
Яркими участниками «Бубнового валета» были художники Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Наталия Гончарова, Александр Куприн. Их вдохновляли постимпрессионизм, фовизм, кубизм, экспрессионизм. Для работ этих авторов были характерны экспрессия и эпатаж.
Гончарова со своей религиозной живописью раздражала церковь по многим причинам, но в первую очередь унизительным было уподобление иконописи лубку, который ассоциировался с пародией и карикатурностью. Тем не менее интерес Гончаровой к православной иконописи вовсе не был поверхностным: ее работы демонстрируют превосходное знание религиозных сюжетов, а визуальные характеристики полотен имитируют стиль разных иконописных школ средневековой Руси.
Первую выставку участников будущего «Бубнового валета» в 1910 году посетители не оценили. Газета «Петербургский листок» писала: «О «произведениях» «гг. валетов» нам не приходится говорить, так как мы можем рассматривать хорошие или дурные художественные произведения, а все, что выставлено «бубновыми валетами», нельзя даже считать художественными произведениями — это просто испорченные куски полотна, замазанные красочной грязью».
Со временем «Бубновый валет» выработал манеру живописи, которую художник Александр Бенуа назвал «русским сезаннизмом». Их натюрморты и портреты участвовали в выставках вместе с произведениями Анри Матисса, Пабло Пикассо, Поля Синьяка и других экспрессионистов.
В 1916 году из «Бубнового валета» вышли его основатели — Илья Машков и Петр Кончаловский, а в следующем — прошла последняя выставка общества. После распада некоторые участники ненадолго объединились на «Выставке картин» в 1923 году, а спустя четыре года в Третьяковской галерее состоялась ретроспектива работ художников «Бубнового валета».
Впервые употребил термин неопримитивизм и сформулировал основные принципы направления художник-авангардист Александр Шевченко. В 1913 году в брошюре «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения» он писал:
"Мы берем за точку отправления нашего Искусства лубок, примитив, икону, т.к. находим в них наиболее острое, наиболее непосредственное восприятие жизни, притом чисто живописное."
Увлечённый рассказами Коровина о новой западной живописи, в 1905 уехал в Париж посмотреть старых мастеров в Лувре и изучать импрессионистов. Сначала учился в Академии Жюлиана у Жан-Поля Лорана; позже, не удовлетворённый системой преподавания, перешёл в академию Карьера. Посещал мастерские французских художников, в том числе Анри Матисса, регулярно встречался с А.Н.Бенуа, М.А.Волошиным, Д.И.Митрохиным. (Источник: Энциклопедия русского авангарда https://rusavangard.ru/online/biographies/shevchenko-aleksandr-vasilevich/)
Кроме того, неопримитивисты черпали вдохновение в торговых вывесках и афишах, культуре городских низов и работах художников-любителей. А также использовали мотивы из росписей китайского фарфора, японских гравюр и персидских миниатюр. Произведения неопримитивистов соединяли в себе и высокое, и обыденное искусство, а иногда и разные культуры и эпохи.
"Например, картина Наталии Гончаровой «Курильщик» соединила в себе черты современного западного искусства и русского народного творчества: намеренно уплощенная фигура одновременно отсылает и к работам Поля Сезанна, и к стилю «подносной живописи» какого-нибудь анонимного художника-любителя."
Для картин неопримитивистов были характерны плоскостные фигуры, черные контуры, грубая живописная манера, яркие краски, обыденные сюжеты и юмористичность. Поэтому их работы напоминали детские рисунки.
"При этом каждый художник разрабатывал собственный круг сюжетов и мотивов. Например, Михаил Ларионов изображал сцены в кабаках и парикмахерских, солдат в казармах и провинциальных франтов. Илья Машков писал красочные натюрморты с самоварами и портреты людей в расшитых рубашках, а Наталия Гончарова работала в области религиозной живописи, заимствуя из языка иконописи лаконичность и ясность силуэтов."
Почему же неопримитивизм так называется? Оно характеризуется использованием простых форм и иллюзорной ненаучной вымышленной стороны искусства, или "примитивизма". Именно поэтому этот стиль получил название "неопримитивизм".
В истории искусства неопримитивизм оказал огромное влияние. В своей сущности он нарушает правила классического искусства, игнорируя академическое обучение и техники, что делает его таким эмоциональным и сочным. Благодаря неопримитивизму художники стали более свободными в выражении своих идей, смелее и нестандартнее подходить к созданию произведений.
Известные художники неопримитивизма прославились своими экспрессивными и непредсказуемыми работами. Среди них можно выделить Иоанна Михайлова, чьи картины уникальны по своей примитивной, но яркой символике, и Айвазовского Аркаше, работы которого отличаются изысканной грубостью и чувственностью.