Философия смерти. Часть 3

220 прочитали
 Автор: Дарья Гунько Часть 1 Часть 2
 Красный танатос В самом начале ХХ века российский и советский психоаналитик СабИна ШпильрЕйн в своей докторской диссертации описывает феномен «влечения к смерти».

Автор: Дарья Гунько

Часть 1

Часть 2

Красный танатос

В самом начале ХХ века российский и советский психоаналитик СабИна ШпильрЕйн в своей докторской диссертации описывает феномен «влечения к смерти». По мнению ШпильрЕйн, человек неосознанно стремится к разрушению собственного я, растворению в неком общем «мы». Позже вокруг этого понятия Фрейд построит свою концепцию о двух главных движущих силах человеческой жизни: сексуальном влечении и влечении к смерти. Фрейд писал, что мы осознаем ценность явлений только тогда, когда понимаем, что они не вечны. Эта идея вошла в историю как «Эрос и танАтос», хотя сам Фрейд влечение к смерти «тАнатосом» не называл: позднее это сделал австрийский психоаналитик ВильгЕльм ШтЕкель.

Современные исследователи советской культуры описывают особенное отношение к смерти, которое получило название «красный танатос». Под этим понимают стремление к героической смерти во имя общей цели. Как писал советский поэт Константин ФЕдин: «Смерть со славой и с честью — не жертва, а подвиг».

Ужасы Первой и Второй мировых войн, сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки, Холокост – все это кардинальным образом изменило представление о смерти не только в русской философии. Пожалуй, никто из философов не уделял так много внимания теме смерти, как экзистенциалисты. В 1945 году Жан-Поль Сартр прочитал лекцию «Экзистенциализм — это гуманизм», в которой утверждал: в столкновении с отчаянием и смертью человек обретает настоящую свободу и понимает, что для него действительно важно. Именно поэтому экзистенциалисты учат нас чаще думать о смерти.

Смерть сегодня

Сегодня смерть становится скорее медицинской загадкой. Философы-трансгуманИсты считают, что это не обязательный этап жизни и не экзистенциальная категория, а проблема, которую предстоит решить науке. Но для начала нужно понять – а что такое смерть? По каким критериям мы можем точно сказать, что человек мертв? Этот простой на первый взгляд вопрос – причина активной дискуссии в рамках биоэтики. Сегодня смерть становится в том числе вопросом технологий: можно поддерживать жизнь человека в коме или в вегетативном состоянии. Можно искусственно поддерживать работу сердца, легких, но как быть с мозгом? Живы ли эти люди, если их сознание больше не функционирует? Отсюда появляется главный на сегодня критерий смерти – прекращение работы сознания.

Значит ли это, что смерть можно победить, сохранив сознание? Здесь есть два основных решения. Первый – усовершенствовать тело, сделать его бессмертным, то есть стать киборгом. Заменить сердце бесперебойным механизмом, а руки и ноги – совершенными бионИческими протезами. Сегодня уже никого не удивить искусственным хрусталиком или напечатанным на 3D-принтере коленным суставом. Может быть, научная фантастика не так далека от реальности, как кажется?

Второй вариант появляется в связи с тем, что еще одним важным признаком жизни, по крайней мере социальной, является участие в коммуникации. Так, известные люди могут делать заявления после своей смерти, а мы начинаем волноваться, если наш знакомый давно не появлялся онлайн. Возникает идея цифрового бессмертия или переноса сознания на внешний носитель. У цифрового бессмертия есть 2 программы. Программа максимум связана с сильным искусственным интеллектом и настоящим переносом сознания; сегодня над этой задачей бьются ведущие ученые всего мира. А программа минимум – задержаться в коммуникации после физической смерти – реальна уже сейчас. Технологии машинного обучения позволяют присоединить к мЭссенджеру человека специальный софт, который фиксирует его лексические особенности. После смерти человека программа может отвечать за него так, что никто не заметит подмены. Это возможно технически, а связанные с этим этические проблемы еще предстоит решить.

Помни о смерти

К кому приходит старуха с косой и что хочет забрать? Как показывает история, представление о смерти меняется каждый раз, когда по-новому решается вопрос природы человека. Но зачем мы вообще думаем о смерти?

Страх смерти в отличие от других чувств и переживаний всегда только мой, особенный и неповторимый. Именно смерть помогает нам понять собственную уникальность. Смерть других для нас трагична и печальна, но только собственная означает гибель всего мира. Можно, конечно, отрицать смерть и жить так, будто это будет длиться вечно. Но часто именно осознание смертности позволяет почувствовать себя живым и наполнить жизнь смыслом.

Думаете об обидных словах мамы даже спустя 15 лет? Мама была не права, вы нормальный человек. Убедитесь в этом с саммари «Как проработать детские травмы» от практикующего психолога.

Саммари Интроверта – это видеокурсы от экспертов, которые заменят вам десятки книг и сэкономят миллион часов в интернете. Мы собрали за вас самую новую и достоверную информацию по самым разным темам – от искусства до мемов. Подписка на платформу Интроверта обойдется всего в 300 руб/мес. По промокоду TELEGA30 вы сможете смотреть все саммари бесплатно в течение 30 дней – введите промокод после данных карты, оплата спишется только через месяц.

А чтобы всегда быть на связи, подписывайтесь на наш Телеграм-канал.