Медицинские работники подвержены стрессу больше, чем кто-либо другой.
Мало кто не согласится с этим утверждением, учитывая характер работы
медицинских работников и стрессы, с которыми они сталкиваются в своей
профессии. Даже тот факт, что они целый день находятся "лицом к лицу" с
пациентом, испытывающим боль и страх, является серьезной
психологической нагрузкой. Медицинские работники, обеспечивающие
эмоциональную и психологическую стабильность пациентов, фактически
"берут на себя" пациента.
Источниками стресса для медицинских работников являются перегрузки и
неудачи в профессиональной деятельности, конфликты с пациентами,
межличностные трудности в рабочей группе, нерешенные вопросы,
связанные с профессиональным ростом и карьерой.
Наиболее подвержены стрессу специалисты с сильно развитыми
личностными качествами, такими как сильное чувство ответственности,
желание помогать пациентам, желание быть нужным, желание оказывать
психологическую поддержку, чувство долга как высококвалифицированного
специалиста, желание соблюдать все этические и в неведомственные
требования, а также беспокойство по поводу профессиональной
компетентности, подвержены стрессу.
По данным британских исследователей, 41% врачей общей практики имели
высокий уровень тревожности и 26%-клинически выраженную депрессию.
Психологи Купер и Маршалл изучили причины стресса у работников
умственного труда, в частности врачей, и выделили следующие группы:
1. Профессиональные стрессоры, связанные с трудовой деятельностью:
* Перегрузка или не догрузка на работе. Перегрузка ставит человека
перед проблемой неспособности справиться со своей работой. Это
обычно приводит к чувству тревоги, разочарования(срыва),
безнадежности и материальным потерям. Однако точно такие же
чувства может вызывать и недостаточная занятость. Сотрудники, не
получающие работу, соответствующую их способностям, обычно
испытывают разочарование, неуверенность в своей ценности и
положении в социальной структуре организации и явно чувствуют себя
недостаточно вознагражденными;
* Плохие физические условия труда, включая отклонения от комнатной
температуры, плохое оборудование и чрезмерный шум;
* Нехватка времени (когда не всегда удается все успеть);
* Необходимость самостоятельного принятия решений;
2. Стрессовые факторы, связанные с ролью работника в организации:
* Ролевая неопределенность - например, недостаточная осведомленность
о должностных обязанностях и связанных сними ожиданиях коллег и
начальства;
* Ролевой конфликт - когда субъект считает, что делает то, что не
должен или не хочет делать;
* Ответственность за других людей или другие вещи (например,
оборудование, бюджет). (Обратите внимание, что ответственность за
других вызывает больший стресс);
* Слишком маленькая ответственность вредит самооценке и снижает
мотивацию к работе;
* Низкий уровень участия в принятии организационных решений.
3.Стрессовые факторы, связанные с отношениями на рабочем месте:
* Отношения с руководителями, подчиненными и коллегами;
* Трудности с делегированием полномочий (например, подчиненные не
выполняют приказы руководителя).
4.Факторы, связанные с деловой карьерой:
* Два основных фактора стресса-профессиональная "неспособность
добиться успеха" и страх перед ранним выходом на пенсию;
* Фрустрация из-за несоответствия требованиям, медленного или
быстрого продвижения по службе и достижения карьерных "пределов";
* Отсутствие стабильности в работе (постоянное ожидание перемен и
нестабильность);
* Несоответствие между желаемым уровнем и профессиональным
статусом.
5.Факторы, связанные с организационной структурой и
психологическим климатом:
* Неэффективное консультирование (невозможность получить
своевременную и квалифицированную помощь по многим важным
вопросам);
* Ограничение свободы действий, интриги ит. д.
6.Источники стресса вне организации
* Основные проблемы сотрудника, связанные с домашней жизнью:
распределение времени (сотрудник борется между домом и работой,
поэтому ему самому "нужна социальная поддержка, чтобы справиться
с подводными камнями домашней жизни");
* Кризисные переходы от одной ситуации к другой;
* Бессонница;
* Мобильность сотрудника приводит к обострению конфликтов в семье,
например, если ему приходится менять местожительства.
7.Различия в психометрических данных:
* Экстраверты более склонны адаптироваться к различным ситуациям,
чем интроверты;
* "Ригидные" люди чаще реагируют на "чрезмерные" сюрпризы со
стороны начальства;
* "Мобильные" люди часто перегружены работой;
* Работники, ориентированные на достижения, более не зависимы и
вовлечены в работу, чем работники, ориентированные на безопасность
и спокойствие.