Гробницы спартанских царей

490 прочитали

В античные времена многие царские династии имели свои обособленные некрополи. Комплекс гробниц персидских царей находился в окрестностях Персеполя, некрополь македонских царей располагался на территории первой столицы Македонии в городе Эги, мавзолей династии Птолемеев был возведен в центре Александрии, а гробницы понтийских царей были вырублены в известняковой скале в Амасии. Имела два царских некрополя и древняя Спарта, но на сегодняшний день археологами не обнаружено ни одной могилы спартанских царей.

Произведенные в 1892 году раскопки на территории древней Спарты выявили любопытное сооружение. Здание было построено из крупных блоков известняка и датируется V веком до новой эры. Производивший раскопки археолог Вальдштейн первоначально сделал предположение, что это храм или святилище, но другие ученые считают данное сооружение гробницей царя Леонида, погибшего при обороне Фермопильского ущелья. Согласно сведениям летописца Павсания именно сюда спустя сорок лет после гибели были перенесены и захоронены останки спартанского царя. Сооружение имеет форму храма с размерами 12.5 х 8.3 метров и его интерьер разделен на две соединенные камеры. Восточная камера длиной 3.15 метра, имела форму вестибюля и была богато украшена колоннами. Большинство современных исследователей считает, что это кенотаф (пустая гробница) царя Леонида, но отдельные ученые полагают, что здание является храмом Аполлона Карнейского.

Спартанская царская диархия (двоевластие) существовала почти на протяжении всего периода истории древнего Лакедемона в виде независимого государства. Возникший институт двоевластия был обусловлен первоначальной территориальной структурой Спарты, состоящей из двух пар деревень: западных (Питана и Месоя) и восточных (Лимны и Киносуры). После добровольного объединения общин мирным путем их вожди получили соответственно и равный статус.

По свидетельству Павсания в Спарте на территории западных деревень Питаны и Месои: «На самом конце улицы Афетаиды, рядом со стеною, находится святилище Диктинны и царские гробницы так называемых Эврипонтидов. Есть в Спарте место, которое называется Феомелидами. В этом месте города находятся могилы царей из рода Агиадов, а поблизости Лесха Кротанов (место собраний). Рядом с теми надгробными памятниками, которые поставлены Агиадам, можно увидеть стелу с названиями побед, которые одержал лакедемонянин Хионид в беге на Олимпийских играх».

По свидетельству Геродота, после смерти спартанского царя наследник прощал своим соотечественникам все долги, которые они имели по отношению к общине или самому царю. После похорон царя эфорами объявлялся десятидневный траур, и на этот срок отменялось ведение всех общественных дел. В Спарту приходили пэриэки и илоты и присоединялись к спартанцам в погребальной церемонии. После смерти царя в течение трех дней прекращалась всякая торговля, а территория агоры посыпалась мякиной.

По Ксенофонту похороны спартанских царей отличались пышностью и высокими почестями. Законы Ликурга обязывали чтить царей не как обыкновенных людей, а как героев. После смерти царя гонцы разносили по территории всего государства печальное известие, а женщины ходили по улицам Спарты, ударяя при этом в медные тазы. В каждом доме мужчина и женщина должны были облечься в траурные одежды под страхом сурового наказания. Кроме спартиатов, все пэриэки и илоты были обязаны явиться в Спарту и принять личное участие в похоронах царя. После погребения царственной особы траур продолжался в течение десяти дней, на период которых полностью приостанавливалось ведение всех государственных дел.

Тела погибших или умерших на чужбине спартанских царей при возвращении на родину предварительно натирались воском или медом. Царь Агесилай умер в Египте в возрасте 84 лет и его набальзамированное тело привезли в Спарту для совершения похорон. Иногда у спартанцев отсутствовала возможность предать в Спарте прах царя, как это было в случаях с погибшими в Южной Италии Архидамом и Клеоменом в Александрии Египетской. В подобных ситуациях производилась имитация погребения царских тел в землю, а на месте погребения устанавливался кенотаф.

Таким образом, из свидетельств летописца Павсания мы знаем, что царские гробницы в Спарте находились на самой окраине города, но археологи до сих пор не могут локализировать их точное местонахождение. Единственную и уже упомянутую мною выше подсказку, которая может хотя бы приблизительно определить месторасположение гробниц Эврипонтидов, я нашел у Павсания: «На самом конце улицы Афетаиды, рядом со стеною, находится святилище Дикстинны и царские гробницы так называемых Эврипонтидов». То есть, царский некрополь почти вплотную примыкал к крепостной стене древней Спарты, возведенной при Набисе. Согласно археологическим отчетам, остатки крепостной стены Набиса визуально отслеживаются на ее большей части, и это позволяет нам хотя бы приблизительно установить местонахождение гробниц Эврипонтидов относительно границ защитных сооружений города.

Исходя из общей численности царей, правивших древней Спартой почти за тысячелетний период ее истории, некрополи Агиадов и Эврипонтидов являлись внушительными по своим размерам. Учитывая, что царские гробницы находились на окраине города, данные некрополи не должны иметь большую плотность застройки каменными обелисками. Специально занимающиеся хронологией исследователи за бесспорно историческую информацию принимают ту часть списка спартанских царей, которая начинается с середины VI века до новой эры, то есть со времен правления царей Анаксандрида (Агиад) и Аристона (Еврипонтид). Упомянутые же ранее Геродотом и Павсанием цари Спарты могут являться мифическими фигурами. О правивших до середины VI века до новой эры спартанских царях ничего не известно кроме их имен и продолжительности правления. Исходя из исключительно достоверных сведений, мы можем предположить, что общее количество гробниц спартанских царей из рода Агиадов и Эврипонтидов составляло, как минимум, пять десятков погребений.

В 395 году полуостров Пелопоннес подвергся опустошительному нашествию германцев под предводительством Алариха. Аргос, Коринф и Спарта были полностью разрушены, а жители городов истреблены или взяты в плен. Спарта обезлюдела и в византийское время была вновь заселена населением, которое не знало истории города. Я полагаю, что именно в этот период были полностью уничтожены гробницы спартанских царей из рода Агиадов и Эврипонтидов. Мраморные блоки царских гробниц были использованы жителями города в качестве добротного строительного материала при возведении новых каменных сооружений, а территории двух древних некрополей были преданы людскому забвению и оказались застроены жилищными зданиями. Поэтому шансы археологов найти могилы спартанских царей Леонида I, Агесилая, Клеомброта I и Агиса III ничтожны, и я бы даже предположил, что отсутствуют полностью. В Спарте развалины построек византийского периода в настоящее время также частично погребены многометровым слоем земли или на них находятся здания современного города.

Предполагаемая гробница царя Леонида в Спарте
Предполагаемая гробница царя Леонида в Спарте
В античные времена многие царские династии имели свои обособленные некрополи.-2
В античные времена многие царские династии имели свои обособленные некрополи.-3
В античные времена многие царские династии имели свои обособленные некрополи.-4
В античные времена многие царские династии имели свои обособленные некрополи.-5