13,3K подписчиков

Кризис в гражданской авиации можно преодолеть только следуя примеру Китая

Чиновники хорошо понимают к чему могут привести санкции "коллективного Запада", в отношении российской гражданской авиации. А именно, к полному коллапсу в области перевозок посредством воздушного транспорта. Для огромных пространств России - это удар ниже пояса. Страна окажется разорванной на части и вернется на сто лет назад, во времена только что построенного "Транссиба".

В связи с этим, неудивительно и появление государственной программы по строительству 1080 отечественных самолетов к 2030 году. МС-21, SSJ New, Ту-214, Ил-114−300 и малоразмерные воздушные суда призваны заменить "Боинги", "Эрбасы" и прочие "Эмбрайеры" на всех внутри-российских и международных рейсах.

Чиновники хорошо понимают к чему могут привести санкции "коллективного Запада", в отношении российской гражданской авиации.

Программа по возрождению отечественного самолето-строения написана правильно, с точки зрения закрытия всех слабых мест, образовавшихся в результате санкционной политики Запада. Отечественные 1080 самолетов, наверное, решили бы все проблемы. Вопрос в другом, насколько реально исполнение этой программы? Сдается, что с настоящим положением вещей, не то что тысячи новых самолетов, но и половины этого количества летательных аппаратов, гражданской авиации РФ не видать к критическому сроку, коим обозначен 2030 год.

Корни проблемы уходят в начало 90-х, когда новый премьер российского правительства Егор Гайдар придерживался вот таких взглядов:

Самолетостроение — это очень сложный процесс для государства. Требует много средств, конструкторов, инженеров, изобретателей, учёных. А я договорился с Boeing, что он нам даст любое количество самолетов.

Все, прошедшие с той поры годы, лозунг "заграница нам поможет" был основоопределяющим для властных структур. Даже после первых тревожных звоночков, прозвучавших в 2014 году, коренным образом ничего не изменилось.

Беда ещё и в том, что параллельно с авиастроением разрушались и прочие отрасли, необходимые для производства комплектующих. Нет электроники, нет специального оборудования, нет современных станков, нет квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов. Остались только "эффективные менеджеры", которые, кроме как "пилить бюджеты" ничего не умеют.

Чиновники хорошо понимают к чему могут привести санкции "коллективного Запада", в отношении российской гражданской авиации.-2

Взять бы пример с Китая. Проект среднемагистрального Comac C919 стартовал вместе с российским МС-21, но уже запущен в широкое серийное производство и выполняет коммерческие рейсы. Не имея никакого авиастроительного опыта, без громких заявлений, китайские инженеры в короткие сроки осуществили импортозамещение. Через пару лет C919 начнет полноценную конкуренцию на внешнем рынке с западными аналогами. Можно не сомневаться, что и широкофюзеляжный Comac C929 в ближайшем будущем начнет осуществлять регулярные рейсы.

А что же будет через некоторое время в России, когда оставшиеся "Боинги" и "Эрбасы" начнут вырабатывать свои ресурсы и один за другим выходить из строя? Программа по строительству за шесть лет более тысячи самолетов явно не осуществима. Видимо, все как было, так и останется. Зависимость от импорта самолетов только лишь поменяет свое направление с западного на восточное, вслед за изменением потоков российских энергоресурсов.