617 подписчиков

Как системы оценки записей в соцсетях влияют на мышление пользователей?

 Практически на всех платформах сейчас доминирует оценка записей через лайки – по критерию «нравится / не нравится».

Практически на всех платформах сейчас доминирует оценка записей через лайки – по критерию «нравится / не нравится». С недавних пор её доработали и расширили смайликами, и теперь вам предлагают не просто оценивать посты с уровня эмоций, но ещё и выбирать, какая эмоция наиболее точно описывает прочитанное сообщение или просмотренное видео: грусть, радость, печаль, восторг, злость и так далее.

Такая система оценки характерна, как для иностранных платформ по типу признанных в России экстремистскими Фейсбука и Инстаграма, так и для российских – Вконтакте, Одноклассники, Дзен.

Законодателем мод в этой сфере, конечно, являются западные площадки и соцсети. Они первыми ввели лайки и первыми расширили их до набора смайликов. «Наши» платформы (хотя, насколько они наши, – это большой вопрос) просто копируют этот западный подход и внедряют его в России. И при этом ни у кого не возникает вопроса: правильно ли оценивать информацию с уровня эмоций? Либо как минимум этот вопрос публично нигде не обсуждается.

 Практически на всех платформах сейчас доминирует оценка записей через лайки – по критерию «нравится / не нравится».-2

Но сам вопрос ведь важный – каждый день миллиарды людей по всему миру по сто раз на дню делают одно и то же действие: оценивают различную информацию от вопросов мировой политики и до выбора утюга с уровня эмоций. Такое многократное повторение одного и того же действия обязательно влияет на психику людей и на их привычку думать.

Думать ведь можно по-разному.

Предположим, что листая ленту соцсети, вы встречаете публикацию с таким анекдотом:

«Стоит мужчина на крыше небоскрёба и курит. К нему подходит другой и говорит:
– Сколько вы курите?
– 16 лет.
– За время и деньги, потраченные на сигареты, вы могли бы построить небоскрёб.
– А вы курите?
– Нет.
– А у вас есть небоскрёб?
– Нет.
– А я курю, и это мой небоскрёб…»

Шутка достаточно смешная, поэтому многие, прочитав её, могут поставить отметку «Мне нравится» и даже дополнить её реакцией со смеющимся смайликом. Благодаря такой оценке запись продвинется в общих лентах и её увидит больше людей.

А теперь представим ту же ситуацию – вам попался всё тот же анекдот про курение и небоскрёб, но оценивать вам его предлагают не смайликами, а по критерию «полезности/вредности». Можно ли назвать данную шутку полезной? Или её следует назвать вредной?

Задумавшись над этим вопросом, вы поймёте, что этот анекдот с одной стороны доводит до абсурда и дискредитирует достаточно правильный аргумент про то, что «отказ от сигарет позволяет экономить деньги», а с другой – поощряет курение, показывая, что можно курить и быть при этом очень обеспеченным. Курящий человек в анекдоте выставляется в положительном свете, а тот, кто призывает отказаться от вредной привычки, наоборот высмеивается.

Очевидно, что публикацию с анекдотом надо оценить как вредную за её смыслы, несмотря на то, что шутка действительно смешная и может вызывать положительную реакцию при поверхностном знакомстве. Благодаря правильной системе оценки запись с анекдотом не продвинется в общих лентах и её увидит гораздо меньше людей.

 Практически на всех платформах сейчас доминирует оценка записей через лайки – по критерию «нравится / не нравится».-3

Можно рассмотреть ситуацию с публикацией другой тематики.

Например, вы увидели заметку про то, что в производство запущен новый автомобиль, и скоро он поступит в продажу. В описании расхваливается дизайн машины, её показатели скорости и манёвренности. Можно посмотреть на эту заметку и на красивое фото новой машины, сказать «она мне нравится», поставить лайк или восторженный смайлик и идти дальше.

Но что если вместо этого вас просят оценить полезность статьи? Фотография вроде бы красивая, и скорость и манёвренность – это хорошо, но разве этого достаточно, чтобы быть уверенным в высоком качестве автомобиля? Ведь скорость и управляемость – не единственные важные характеристики. Поэтому не изучив подробностей, сложно назвать статью полезной.

Дальше возможны варианты – к примеру, можно открыть сайт производителя авто и узнать, что у новой модели большой расход топлива, маленький салон, стоит она очень дорого, при этом половина функций в ней включаются удалённо и за отдельную плату, и, по сути, вы и владельцем этого авто не будете, потому что в любой момент кто-то дистанционно его сможет полностью выключить.

Получается, что та заметка, которую вы прочитали, – была просто рекламой и манипуляцией, в которой рассказывались одни важные детали, но замалчивались другие. А значит, статью стоит оценить, как вредную, а не как полезную. И тогда запись не продвинется в общих лентах и её увидит гораздо меньше людей. Меньше зрителей – меньше покупателей плохого авто, а значит, у производителя будет больше стимула разрабатывать иные машины с более оптимальными характеристиками.

 Практически на всех платформах сейчас доминирует оценка записей через лайки – по критерию «нравится / не нравится».-4

Эти примеры здесь приведены, чтобы показать, что мыслить можно по-разному. И вроде бы похожие вопросы «вам нравится статья?» и «статья полезная?» запускают абсолютно разные алгоритмы мышления. Первый стимулирует к более быстрой, поверхностной и эмоциональной реакции. Второй стимулирует задуматься, разобраться в содержании, понять главное, узнать больше. Разные процессы мышления приводят к качественно разным результатам.

И это мы рассмотрели простые вопросы с автомобилем и шуткой. А теперь переложите то же самое на уровень политики, истории, образования, воспитания, здоровья, культуры. Ведь на всё это вам тоже предлагают смотреть через призму лайков и смайликов.

Конечно, кто-то и на вопрос «вам нравится?» начнёт размышлять системно и давать оценку исходя из вдумчивого анализа, а кто-то и «полезность» будет оценивать больше по внешнему виду и картинке. Люди разные и некоторых не подвигнешь ни в худшую, ни в лучшую сторону системой оценки. Но ведь речь про статистику миллионов событий и людей, и в одном случае процент системно думающих людей будет постепенно расти, а в другом – наоборот снижаться. Не зря ведь говорят, что «правильно поставленный вопрос – это половина ответа».

А теперь задумайтесь – то, что во всём мире на самых крупных интернет-платформах, созданных даже враждующими друг с другом странами, всех приучают оценивать информацию с уровня эмоций – это случайность? Никто из высокопоставленных разработчиков и владельцев платформ не понимает того, что написано выше? Или всё же есть те, кто понимают и сознательно проводят такую политику, пользуясь тем, что большинство не задумывается над влиянием алгоритмов или не может влиять на эти процессы?

Ответы на поставленные вопросы ищите сами.

 Практически на всех платформах сейчас доминирует оценка записей через лайки – по критерию «нравится / не нравится».-5

Мы лишь скажем, что в текущих условиях невозможно заставить руководство ВКонтакте, Одноклассников, Дзена, Ютуба, Рутуба, Фейсбука и других медиаплатформ изменить алгоритмы оценки информации. Но можно создать альтернативу и показать, что она работает лучше, чем то, что есть сейчас. Альтернатива даст десяткам тысяч людей практическое понимание того, что написано выше. И тогда разработчики новых сайтов смогут встраивать в свои системы не только привычные смайлики, но и иные алгоритмы оценки.

Поэтому мы и ведём разработку блогплатформы «Думайте», на которой информация будет оцениваться в первую очередь по критерию полезности.

Если вам интересно вместе с нами «создавать новую норму», то следите за новостями проекта, комментируйте, делитесь записями, присылайте свои идеи и «Думайте» вместе с нами.