260 подписчиков

Миллиардер Маргулан Сейсембаев про Привычки

Я понимаю то, что в целом, сказать, что внедрил привычку - это одно дело. А другое дело - в действительности её внедрить в жизнь.

Я понимаю то, что в целом, сказать, что внедрил привычку - это одно дело. А другое дело - в действительности её внедрить в жизнь. Вот у меня создалось ощущение, как будто в вас от природы это заложено, что вы просто принимаете для себя решение, выбираете: - «Я хочу вот это в своей жизни» - и полетели. И нет там никакого трения. Нет там никаких проблем - оно просто берётся и делается.0 Как это на самом деле происходит? Что заложено с детства? Или это определенный формат мышления? Как это работает?

Дело в том, что учёные доказали, что процентов 90 времени человек в течение дня проводит на основе привычек. То есть на привычках. Мы практически живем же эту жизнь на автопилоте, поэтому очень важна осознанность. Понимать в единицу времени, чем ты конкретно занимаешься. Так вот, если представить, что у вас сто лет жизни, то 90 лет жизни Вы живете по привычке.

А ту жизнь, когда вы проживаете по привычке на автопилоте, вы её не помните. А то, чего вы не помните, того не было. Потому что ваша личность и ваша жизнь есть не что иное, как ваша память. И если сейчас забрать у вас память, то вы превратитесь в растение, вы потеряете свою личность, не будете знать кто вы, что вы, где вы и так далее. Поэтому основа личности - это память. Так вот, когда вы перестаёте жить по привычке, тогда вы возвращаете по сути себе жизнь. Теперь мы определили, что самое важное - это привычка. 90 процентов нашего времени. Как изменять привычки?

Многие пытаются менять привычки, и как правило, самый простой путь - люди начинают использовать для этого волю. Ну, эта воля краткосрочный инструмент, на воле далеко не уедешь. На самом деле, нужно понимать, откуда все происходит, как вообще меняется жизнь человека. Смотрите, как происходит в начале.

С рождения если брать, вот, вспомните. Наверное, наверняка вы до 4 лет себя не помнили, до 3-4 - это тот период, когда у человека начинает формироваться память. Знаете, это до этого как бы диск был не отформатированный. Диск памяти. Он есть, но он не отформатированный. К пяти годам он форматируется, и первые биты, которые туда закладывается - это убеждения.

Сначала у человека формируются убеждения. Потому что технология такая - человек соприкасается с реальностью, получает обратную связь от реальности, и он начинает формировать убеждения. Тронул чайник горячий - ага, чайник трогать нельзя, он горячий - первое убеждение.

Дальше. Идёт в детский садик, новый детский садик. Заходит - там большой мальчик подзывает его, бьёт, отбирает конфету. «Так,» - он думает – «миром правит сила». Ну, так не думает, что миром правит сила. - Первый камушек…- Если мальчик сильнее меня, то он отберёт у меня конфетку. Значит, начинает делать выводы: - я должен конфеты прятать.

Таким образом, у человека формируется убеждение. Вот, например, то, что касается бизнесменов, расскажу. Вы знаете, почти 65%, согласно последним исследованиям, 65% людей первый опыт имели, первый опыт с деньгами имели такой, что они воровали мелочь у родителей либо с карманов, либо с вазы, либо на столе лежит мелочь бесконтрольно.

И вот дети берут эту мелочь (и это их первый опыт соприкосновения с деньгами), из-за этого у них формируется опыт, что деньги - это чувство вины. Второе: - «деньги - это плохо». И, соответственно, деньги - это объект преступления, и от них надо избавиться. Да, то есть у всех детей.

От денег надо избавиться. Соответственно, он идёт и покупает конфеты, леденцы и так далее, так далее. А потом, когда во взрослой жизни он научился зарабатывать, он не понимает, почему у него деньги в руках не держатся. Потому, что на подсознательном уровне, в прошивке у него написано, что деньги - это улика, от них надо избавиться.

И, таким образом, у человека с детства формируются убеждения. На основе убеждений формируется картина мира. Картина мира - это очень важная вещь. Это практически зеркало этого мира, наше представление об этом мире, потому что, вы знаете, на самом деле, мы большую часть жизни проживаем внутри себя. Мы рисуем этот мир. Формируется картина мира, на основе картины мира выстраивается система ценностей. Приоритетов и ценностей.

На основе ценностей формируются наши принципы. На основе наших принципов формируются правила. Правила - это поведение в конкретной ситуации. На основе правил у нас формируется навык. На основе навыков у нас формируются характер и привычки.

Так вот. Менять привычки бессмысленно, вы не сможете их поменять. Если вы не измените правила, на основе которых вы действовали. Правила вы не измените, пока не измените принципы. Принципы вы не измените, пока не измените ценности. Ценности не измените, пока вы не измените убеждения, которые лежат в основе вашего мировоззрения.

И вот когда вы измените убеждения, как правило, привычки меняются, правила меняются, ценности меняются. Поэтому нужно четко понять природу происхождения каждой привычки. Каждая привычка нам даётся не просто так - она выполняет очень важную функцию, она снимает огромную энергетическую нагрузку с нашего мозга.

Потому что мозг - это супер энергозатратный инструмент, он потребляет до 80% энергии нашего тела. Но проблема в том, что он не работает целый день, поэтому 80% не потребляет. Но когда он работает, то потребляет огромное количество энергии, поэтому мозг наш запрограммирован таким образом, чтобы его использовать как можно меньше, только для решения новых задач

Когда вы повторяете действие второй раз, 50% идёт на автоматизме. Для того, чтобы изменить какую-то привычку, надо сначала себе ответить на вопрос: «Зачем?». Когда мне было там 18 лет, мне было очень сложно. Не то, чтоб даже сложно, я даже в большинстве своём об этом не думал. Я плыл по течению. Я что-то делаю - у меня что-то получается, что-то не получается. Вот как то так.

И только в какой-то момент, когда мне там первый кризис по голове прилетел, я начал задумываться о том, что нужно что-то поменять и как-то более осознанно подойти к вопросу. Тем не менее, у вас, у меня создалось ощущение, что вот там та же история со словарём и там вообще с каким-то подходом ещё там в студенческие времена. Что это какие-то базовые принципы, которые были заложены еще с детства, которые позволяли подходить вот именно таким образом к вещам.

Не просто «ну попробую, получилось - не получилось», а вот «всё - я себе дал слово - я начал это делать». Я вам скажу такой момент. Вы знаете, самый умный, самый лучший и самый жестокий учитель - это жизнь. Потому что жизнь второй шанс не даёт. Она всегда жестко спрашивает.

Я это отношу к тому, что я жил в глубинке, и соответственно, мне приходилось много работать по дому. Мне приходилось много пасти скот, мне приходилось очень много…Я ходил на охоту, и соответственно, все это я делал один. Соответственно, я научился у природы основам выживания, принятия решений, тому, чтобы не паниковать и отсутствию жалости к себе абсолютной. Пониманию, что «если не я, то кто?»

Ну, какие-то такие базовые вещи, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Это все те законы жизни, которые в социуме нивелируются. Человеческое общество, в отличие от эволюции и законов природы, построено на том, что слабый имеет такой же шанс, что и сильный. В природе такого нету, в природе слабые отмирают.

Мы детей опекаем, мы оберегаем их, не даем им самим обжигаться, и соответственно, накапливать опыт. Так как я жил в такой среде, где я был вплотную в соприкосновении с природой, я очень много охотился, пешком ходил один, я пас баранов, занимался физическим трудом, Ну, все что в ауле там есть, все делал, я очень много обжигался, получал уроки, делал выводы.