Если вы хотите получить ответ на этот вопрос из Книги рекордов Гиннесса, то не спешите листать её страницы. Книга, как и некоторые другие мировые общественные организации, весьма ангажирована, а британскую редакцию не раз ловили на изменении правил в отношении того или иного рекорда по политическим мотивам. Так произошло и с рекордом самого длинного в мире деревянного пешеходного моста, который сейчас закреплён за японским мостом Хорай через Ои в городе Симада. Его длина 897 метров.
Однако, в мире существует более длинный деревянный мост. И находится он в Мьянме, в городе Амарапура, который фактически уже слился с Мандалаем. Мост носит имя Убэйн, его длина 1200 метров. Он на 300 метров длиннее моста Хорай. Но не был внесён в Книгу рекордов Гиннесса из-за политической и экономической изоляции Мьянмы, которая до 1948 года была английской колонией и до 1989 года называлась Бирмой.
Я приехал в Мандалай, чтобы увидеть этот мост и показать его вам.
Самый старый, самый длинный
Мост Убэйн (У-Бейн, U Bein) не только самый длинный, но и самый старый деревянный мост в мире. Он был построен в 1851 году и соединил два берега озера Таунтоме.
В качестве свай для моста был использован тиковый материал, который остался после разборки королевского дворца в городе Иньва (Ава), разрушенном землетрясением в 1830-х годах.
Долговечность древесины тика обеспечивают содержащиеся в ней тектол, действующий как фунгицид, и тектохинон, обеспечивающий устойчивость против насекомых, особенно термитов. А высокое содержание кремния в ней придаёт просто каменную прочность.
Тем не менее, за более, чем 170 лет часть свай пришла в негодность и их заменили на бетонные. Кстати, тоже самое произошло и с мостом Хорай.
Без гвоздей
Строительство было начато в 1849 году и завершено в 1851 году. Инженеры-строители пользовались только традиционными методами проектирования и измерения. Согласно историческим свидетельствам, длину моста тогда измеряли просто шагами.
Мост состоит из двух сегментов, поставленных под углом друг к другу для устойчивости под порывами ветра и ударом волн. Несущие тиковые сваи были вбиты в дно озера на глубину семь футов (2 метра). Мост был построен без единого гвоздя — все части были перевязаны тросом и верёвками.
Первоначально мост держался на 984 тиковых сваях. Начинался и заканчивался он двумя каменными пролётами, которые позже были заменены на тиковые. На мосту через равные интервалы построили деревянные беседки. Таким образом, количество свай увеличилось до 1089.
В 2000-х годах часть свай пришлось заменить на бетонные, потому что они полностью сгнили в своей нижней части. Некоторые такие же сваи, которые ещё не успели поменять, сейчас держатся только за счёт боковых перекладин. Подгнивать сваи начали после того, как запустили программу по разведению рыбы в озере, что привело к застою воды.
Пролёты моста сделаны высокими для того, чтобы под ними могли свободно проходить лодки. Максимальная высота пролётов — 4,5 метров. А ещё предусмотрено девять пролётов с поднимающимися перекрытиями для прохода негабаритных барж. Всего мост состоит из 482 пролетов.
Мост, который построил У Бэйн
Своё название мост получил в честь высокопоставленного бирманского чиновника Маунг Бейна (почётное имя У Бэйн), построившего его. Маунг Бейн обладал огромной властью и пользовался благосклонностью короля. Но, несмотря на благое дело, Маунг Бейн вместе со своим патроном, правителем Амарапуры Бхаи Сааба, вошёл в историю как коррупционер и преступник, который преследовал людей в угоду своим амбициям. В конце концов король признал их проступки и приказал казнить.
Символ Мьянмы
Моcт Убэйн стал одним из символов Мьянмы, как Тауэрский мост в Лондоне, и изображается на обложках путеводителей по стране. Ежедневно сотни туристов собираются у моста на закате, чтобы покататься на лодке и с воды сделать уже ставшие классическими снимки. Особенно оживленно здесь в июле и августе, когда уровень воды в озере достигает наивысшей точки.
Аренда лодки стоит примерно 10000-20000 кьят, что в пересчёте на доллары около $3-6.
Жизнь у моста перед закатом просто кипит. Мост — точка притяжения и самое популярное место в этом пригороде Мандалая. За порядком на мосту следят 8 полицейских. Рядом расположился небольшой рынок с сувенирами и уличной едой. Свои услуги предлагают несколько фотографов — молодые люди частенько снимают здесь свои love strory и делают снимки для instagram.
К сожалению, мост не вошёл ни в Книгу рекордов Гиннесса, ни в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Средств на его поддержание выделяется крайне мало. Но жители Амарапуры по мере сил и возможностей поддерживают мост и постоянно ремонтируют его. Ведь он является не только популярной туристической достопримечательностью, приносящей доходы, но и всё ещё служит по прямому назначению, связывая два района города.
***
Автор: Алексей Мараховец
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx — несколько интересных историй уже ждут своей очереди! И заглядывайте ко мне в Telegram :)