Философия смерти. Часть 2

105 прочитали
 Часть 1 Автор: Дарья Гунько Смерть в Средневековье Культура европейского Средневековья совсем иначе говорит о смерти.

Часть 1

Автор: Дарья Гунько

Смерть в Средневековье

Культура европейского Средневековья совсем иначе говорит о смерти. Всю суть средневекового взгляда на смерть отражает Dance macabre (Данс Макабр), или «Пляска смерти». Речь идет о знаменитом сюжете в живописи и литературе: Смерть ведет к могиле хоровод из людей самых разных чинов и сословий. Так передается неотвратимость смерти и равенство всех перед ее лицом.

Для христианства характерно представление о двойственной природе человека. У нас есть бессмертные души и бренные тела. А после смерти Господь воскресит души в новых, более совершенных и молодых телах. Такой подход к смерти отразился и на похоронном обряде. Если мы приедем, например, в Париж, то увидим, что средневековые кладбища – погосты – находились в центре города, например, на рыночных площадях. Это не были индивидуальные захоронения, в основном хоронили в общих могилах. Тело не так важно: человеку следует больше думать о спасении души.

Философский камень

После Реформации отношение к человеку и смерти снова меняется. Начинается Новое время, эпоха расцвета светской науки, особенно физики, биологии, медицины. Смерть тоже осмысляется через естествознание как часть природы и закономерный процесс распада, которому подвержено все живое. Развивается анатомический театр, распространяются практики бальзамирования. Смерть становится научной проблемой, а ученые снова обращаются к поиску философского камня - эликсира бессмертия. Вспомните сюжет первой книги о Гарри Поттере, в которой алхимик благодаря этому камню дожил до конца XX века. С развитием медицины люди замечают, что мертвое тело – источник заражения, и с тех пор кладбища оказываются за чертой города.

Однако смерть в Новое время рассматривается не только как биологический, но и как социальный феномен. Этот процесс хоть и интимный, но чаще всего совершается «на виду» у других. Отсюда в искусстве и культуре Нового времени появляется представление о «достойной» смерти: без боли, в собственной постели, в окружении родственников. Или доблестная гибель за честь, долг или любовь. Вместе с тем у философов Нового времени звучит новая идея социального или символического бессмертия, напрямую не связанная с воскрешением. Продолжать жить можно в своих потомках, учениках, благих делах, творчестве, памяти.

В философии Нового времени утверждается безусловная ценность человеческой жизни. Это становится переломным моментом в развитии всей европейской мысли. Так, благодаря философии мы сегодня можем говорить о проблемах социального неравенства, правах человека на жизнь и смерть.

Думаете об обидных словах мамы даже спустя 15 лет? Мама была не права, вы нормальный человек. Убедитесь в этом с саммари «Как проработать детские травмы» от практикующего психолога.

Саммари Интроверта – это видеокурсы от экспертов, которые заменят вам десятки книг и сэкономят миллион часов в интернете. Мы собрали за вас самую новую и достоверную информацию по самым разным темам – от искусства до мемов. Подписка на платформу Интроверта обойдется всего в 300 руб/мес. По промокоду TELEGA30 вы сможете смотреть все саммари бесплатно в течение 30 дней – введите промокод после данных карты, оплата спишется только через месяц.

А чтобы всегда быть на связи, подписывайтесь на наш Телеграм-канал.