Британский музей – второй по посещаемости после Лувра и одна из самых значительных музейных институций мира, где собраны выдающиеся произведения мировой культуры и науки. Он обладает крупнейшим в мире собранием мумий и саркофагов за пределами Египта, крупнейшим собранием древностей Междуречья за пределами Ирака, одной из статуй, вывезенной с острова Пасхи, древнегреческими мраморами, включая фризы известнейших храмов с Афинского акрополя. Там же хранится знаменитый Розетский камень и представительная коллекция живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рембранта и др.
В общем, в музее отражена вся мощь Британской Империи в XIX – ХХ столетии, когда ее представители могли себе позволить вывозить культурные ценности из колоний и порабощенных стран.
Происхождение многих вещей в коллекции музея до сих пор вызывает множество вопросов и международных споров.
В постоянной экспозиции музея русское искусство представлено довольно скудно и фрагментарно, но тем не менее оно там есть и вызывает несомненный интерес.
1. Коллекция русских икон представлена произведениями XV – XIX вв.
Формировалась она из случайных поступлений уже в ХХ столетии и не превышает вместе с греческими и византийскими памятниками церковной живописи 100 единиц хранения.
Жемчужиной коллекции, находящейся в постоянной экспозиции Британского музея является образ Георгия Победоносца, выполненный в первой половине XV в. на Русском Севере.
Икона происходит из храма Ильинского погоста на реке Пинеге, где в советское время ее приспособили в качестве оконной створки. Обнаружила ее искусствовед, писатель и публицист Мария Васильевна Розанова в 1959 году. Вместе с мужем – литературоведом, диссидентом Андреем Донатовичем Синявским они ездили на брошенный Русский Север и привозили оттуда черные доски – сокровища древнерусского искусства, которые позже реставрировались. В те времена этим промышляли многие представители московской интеллигенции, охотившиеся за шедеврами церковного искусства в заброшенных деревнях Архангельской и Вологодской, Новгородской областей. Кстати, есть мнением, что своего единственного сына – Егора (французский журналист и писатель Егор Гран), родившегося в 1964 году они назвали в честь обретенного образа Георгия (Егория).
В 1960-м году в мастерских Грабаря находку Розановой расчистил известный реставратор Адольф Овчинников. В ходе кропотливой работы выяснилось, что икона находится в поздних записях. Под слоем XVIII века скрывался образ - XVII, а под ним прятался более ранний XIV век! Так образ был признан безусловным шедевром древнерусской иконописи и даже выставлялся в Третьяковской галерее.
В 1973 году Розанова и Синявский покидают Советский Союз и обосновываются в Париже. Так Пинежский образ иконы «Чудо Георгия о змие» покинул Отечество. В 1986 году эмигрантам удалось выгодно продать икону на аукционе «Axia Art Islamique et Byzantin» (dealer/auction house; Liechtensteiner). Образ выкупил Британский музей.
2. Часть Киевского клада.
Клад древнерусских золотых и серебряных украшений и слитков был обнаружен в 1906 году при земляных работах на прокладке водопроводной линии по Трехсвятительской улице в Киеве.
К великому сожалению, уникальная находка была полностью расхищена, а большая её часть тайно вывезена и продана за границу. Вместо того, чтобы обратиться в полицию, подрядчик работ Иван Быстров отнес клад киевскому антиквару Моисею Золотницкому. Не сойдясь в цене с покупателями в России, Золотницкий, опасаясь изъятие клада, найденного на городской, а не частновладельческой земле, он спешно вывозит его в Европу и продает там. Позже суд привлек к ответственности только подрядчика работ, а успешный антиквар вышел сухим из воды.
Обладателем клада стал американский банкир Джон Пирпотн Морган (1837 -1913), собиравший русско-византийское искусство. Менее ценные серебряные украшения из клада были переданы по запросу в Британский музей в 1907 году, а львиная доля золотых украшений попали в американский музей Метрополитен после смерти банкира. Клад включал в себя височные украшения: цепи-рясна с птицами и кринами, колты с декоративными композициями и изображениями святых, серебряный колты с ажурной каймой, а также наручи с фантастическими птицами и лилиями, перстни, браслеты, бусы, монеты и с слитки. Все это относится к домонгольскому периоды XII столетия.
3. Агитационный фарфор
Русский авангард – это то, что наша культура дала миру. То, что повлияло на развитие искусства в ХХ столетии. Поэтому неудивительно, что в Британском музее уделили особое внимание советскому агитационному фарфору, произведенному в 1920-е гг. на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам выдающихся художников: Сергея Чехонина, Рудольфа Вильде, Виталия Власова, Марии Лебедевой, Михаила Адамовича и Александры Щекотихиной-Потоцкой.
В продолжение темы стоит также обратить внимание на неочевидное присутствие русского наследия в интерьерах и экстерьерах Британского музея. Сетчатая оболочка – перекрытие, выполненное по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера накрыло атриум музея в 2000 году и относит нас к творчеству выдающегося русского архитектора Владимира Шухова.
Именно он в 1896 году впервые ввел в мировую практику и запатентовал это инженерное решение. Фостер не скрывает своего восхищения нашим прославленным архитектором и повсеместно использует шуховские сетчатые оболочки.