Терминология
Термин «гик» («geek») прошел длинный путь эволюционного развития. Слово зародилось в конце XIX века и имеет немецкие корни. В дословном переводе термин означал «сумасшедший, нелепый, дурашливый». Уже в 70е гг. XX века гиками в США стали называть студентов, которые не участвовали в вечеринках и все время посвящали учебе. Позже к гикам стали относиться люди, проводящие все свое время в среде виртуального мира, порой в ущерб социальным контактам. В начале XXI века стало зарождаться современное трактованные термина: происходит отход от негативного смысла к позитивному содержанию: быть гиком становится модным в том числе благодаря вот этим людям:
Вокруг гик-сообщества сложилась особая культура, и если брать официальное определение из словаря, то гик-культура - суперсубкультура цифрового общества, отличительной особенностью последователей которой является увлеченность виртуальными мирами, что становится существенной частью их образа жизни и самоидентификации.
Но, будучи приверженцем данной культуры можно сказать проще: geek-культура – это инструмент для творческого и креативного развития, выстраивания нового культурного мировоззрения.
Принадлежность к гик-культуре – это не только развлечение, но и образовательно-творческий потенциал. Благодаря гик-культуре в обществе происходят существенные изменения: будучи заинтересованным новым миром, человек ищет единомышленников и выстраивает новые социальные связи, делает новые открытия и познает нечто новое. Любой человек, погруженный в свою тему, увлеченный и творческий, смело может называть себя «гиком».
Кто такой гик?
Гик – это человек, воспринимающий то, что он смотрит, читает и слушает (и во что играет), как часть своей идентичности. Не просто набор переживаний и воспоминаний, но важную составляющую личности, влияющую на принятие решений в любых сферах жизни.
Среди типично «гиковских» хобби часто упоминаются фантастика, сериалы и фильмы, компьютерные и настольные игры, комиксы, аниме, моделизм, косплей. У гиков с равной интенсивностью зреет противоречивая потребность быть «таким как все» и в то же время иметь особую идентификацию, уникальную систему «маркеров» культурного деления на «своих» и «чужих».
Глобализация, компьютеризация, информатизация и культурный обмен способствовали преемственности и стандартизации гик–культуры в мире. Стоит подчеркнуть, что уникальная специфическая особенность гик–культуры, способствовавшая ее стремительной институализации и медийности, – это «низкий» порог вхождения в гик–культуру, не предполагающий никаких особых требований – возрастных, образовательных, гендерных, социальных, профессиональных, религиозных и т.д. Однако увлечение гик–культурой в том или ином ее проявлении носит характер демонстрации уникальных ролевых моделей поведения. Неотъемлемая часть самоидентификации гика – знание в узкой сфере и коллекционирование вещественных атрибутов. Интернет–ресурсы являются платформой самоидентификации гиков.
Гики не только обсуждают сериалы в интернете, но привносят в существующую реальность технологии, которые до этого считались областью научной фантастики. Уже было сказано, что самый известный гик на сегодняшний день – это Илон Маск с идеями телепортов и космического туризма. Кроме того, гики делают научные достижения доступными и понятными для массового пользователя. Чего только стоит успех уже «Теории Большого взрыва», где гиков–ученых сделали очаровательными главными героями – сериал пробудил интерес к физике и нейробиологии у сотен тысяч молодых людей по всему миру.
Распространение интернет–технологий вывело гик–сообщества в виртуальный мир: стали возникать социальные сети, новостные рассылки и архивы данных, благодаря которым происходит быстрый информационный обмен между гиками, которые теперь являются не только потребителями готового продукта, но и производят свои культурные элементы, объединенные общей основой – тематикой увлечения.
Гик-культура в России
В нашей стране гик–культура имеет отличительную предысторию. Характерные прообразы явления существовали уже в СССР: «Окна РОСТА» 20–х г. ХХ века; плакатная графика 30–х гг.; «Окна ТАСС» периода Второй мировой войны; советские «комиксы» в журналах «Огонек», «Крокодил», «Фитиль»; «Веселые картинки» с Самоделкином и Карандашом… . именно это не только культивировало изобретательство, но и оказывало влияние на потребительское общество с неоспоримым воспитательным эффектом: интерес к жизни вымышленных персонажей повлиял на создание в СССР системы клубов по интересам: любители шахмат, радиолюбители, авиамоделисты и др., а также всесоюзная сеть Станций Юных техников – эти всесоюзные мероприятия и встречи можно классифицировать на современном языке как гик–конвенты – событийные встречи гиков. Однако изоляционизм советского общества и тотальный контроль государства способствовали долгому отставанию зарождения русского гик–сообщества.
С эпохой перестройки начали приходить перемены, которые затронули и гик сферу. В начале 1980–х стало массовым движение клубов любителей фантастики, а в Свердловске начали проводиться ежегодные фестивали фантастики «Аэлита», пользующиеся популярностью и в наше время. Другие активности с распадом Союза угасли, однако в 2000–х гг. в России появились полноценные гик–фестивали: «Старкон», «Игромир», Comic Con Russia, «Geek Picnic» … движение начиналось с маленьких маштабов – от 100 до 300 человек, но со временем стали собирать по 40 тысяч, а билеты на события раскупаются полностью задолго до начала фестиваля.
Это убедительно доказывает, русские гики заявили о себе как о мощной культурной силе, с которыми считаются как бизнес–сообщество, так и общество в целом. Массовое потребление и мейнстримый характер сделали гиков серьезными двигателями современной массовой культуры. Выходцы из технических энтузиастов создали первые стартапы, IТ–фирмы и стали первыми рыночниками. Благодаря им появились первые форумы, имиджборды, файлообменники и многое другое. Все это являлось прообразом современных «фандомов» – сообщества фанатов, однако лишь прообразом, поскольку советские поп–культурные произведения (мультфильмы, научная фантастика, журнальный нон–фикш и пр.) являлись штучным товаром, цельными и качественными историями, но не подкрепленными смежными произведениями (комиксами и играми), не создавали «миров», не имели большого «бэкграунда».
Если в советскую эпоху о возможности глобальной прибыли, коммерциализации увлечений и хобби советских людей в командно–административной системе хозяйства никто и не помышлял, то в современной России процесс коммерциализации идет полным ходом.
Уже упомянутый сериал «Теория большого взрыва», который шел с 2007 по 2019. По мнению культурологов Г.М. Казакова, Е.А. Андреев, И.Д. Тузовский, способствовал волне формализированости и догматизированости «гик–культуры» в целом: исследователи выявили прямую закономерность с рейтингами сериала и появлением специальных товаров, интернет сайтов и магазинов с отметкой «для гиков». В качестве примера авторы приводят магазин ««Чук и Гик», в Москве, однако если взглянуть более широко, мы заметим, что параллельно с выходом сериала «Теория большого взрыва», в российском сегменте стали открываться комикс–магазины и онлайн–магазины с гик–атрибутикой. Эта тенденция касается не только Москвы и Санкт–Петербурга, но и других городов России. Например в Тюмени с 2014 г. работает комикс–магазин «Space Cow», с 2017 г. гик-магазин «ГИКОМАНИЯ» и аниме магазин «Kawaii».
Анализируя рынок, используя формулу «спрос рождает предложение», можно заметить, что с каждым годом растет популярность комиксов и видеоигр в России, оформляется рынок гик–мерчандайза. Также в последнее время появился спрос на атрибутику с корейскими персонажами. При выходе очередного фильма от DC или Marvel – раскупаются практически все продукты данной тематики. И это не удивительно, ведь комикс–культура является основополагающей для гик–аудитории, но далеко не единственной: миры «Гарри Поттера», «Звездных войн», сай–фай и аниме, компьютерные игры, настольные игры, настольно–ролевые игры – на каждую вселенную найдется свой потребитель.
В современной России гик–сообщество активно развивается, постоянно расширяя свои границы. В 2017 году на информационном портале Life был презентован отечественный фильм «Майор Гром», созданный на основе комиксов, – этот факт говорит о том, что гик–культура в России постепенно выходит на более широкое сообщество.
Как и у любого явления, geek-культура имеет положительные и отрицательные черты, которые характерны для ее представителей. Как вы думаете, какие? На самом деле есть много вариантов ответа на этот вопрос, но для статьи мы выбрали топ-3.
Минусы
- Уход в виртуальный мир
- Чрезмерная «увлеченность» идеей
- Массовое, и, порой, бездумное потребление товаров
Плюсы:
- Огромный вклад в технологическое развитие общества
- Ускоряет экономическое развитие
- Оказывает позитивное культурное влияние
Их подробно разберем в следующей статье.
Характерные черты гик-культуры
Атрибуты помогают идентификации гика, а системообразующие черты культуры позволяют говорить об устойчивом субкультур ом явлении, для которого характерны следующие черты:
- Массовость, вызванная низким порогом входа для сторонников гик–культуры и отсутствием возрастного ценза как определяющего приверженность к гик–культуре;
- Потребительский характер культуры;
- Концентрация на какой–либо теме социальной конформности; противоречивая связь с культурным мейнстримом;
- Предпочтение интеллектуальной и/или креативной деятельности
- Высокий уровень академических и/или практических знаний по выбранной тематике;
- Участие не только в потреблении, но и в создании культурных и технических продуктов, связанных с тем вариантом гик–культуры, носителем которой он является.
- Для ценностного ядра гик–культуры характерны техническая одержимость приверженцев, их соучастие в производстве артефактов культуры, потенциал социального взаимодействия, мода на интеллектуальную и/или творческую деятельность и мода на потребление инновационных технологических продуктов.
- Еще одна важная черта гик–культуры, которую стоит кратко обозначить – потребление не только визуального контента, но приобретение атрибутов, идентифицирующих их как гика: комиксы, книги, одежду, значки и прочее. Коммерциализация культуры имеет местные особенности (гик–магазины в городах РФ), а также онлайн платформы, на которых фанаты заказывают себе новые товары. Характерная особенность: для заказов используются зарубежные интернет магазины, что показывает желание российского потребителя приобрести аутентичный товар.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном понимании гик–культура отражает техничный, динамичный аспект эпохи потребления, являясь неотъемлемой частью цивилизации, в которой зародилась данная культура. Гик–сообщество расширяется стремительными, впечатляющими темпами, а гик–культура быстро достигает необходимости ее концептуализации.