218 подписчиков

Живопись Василия Сурикова. Юбилейная выставка – 175 лет.

Творчество художника пропитано настоящей любовью к жизни, истории, человеку! Картины художника рассказывают о любви и жажде познания, щедро дарят потомкам особый свет. Можно брать пример от его стремления к совершенству и требовательности к своим работам.

175 лет со дня рождения Сурикова Василия Ивановича – одного из великих мастеров русской живописи, исторического жанра, автора портретов и пейзажей, библейской живописи. Историю жизни художника можно увидеть в его картинах.

На юбилейной выставке к этой знаменательной дате можно увидеть более 120 работ художника из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска. Впервые в жизни у меня появилась возможность увидеть творения мастера а таком масштабном объеме.

Это грандиозная выставка – настоящий подарок для жителей и гостей Санкт-Петербурга в 2024 году!

Автопортрет   1915 
Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Автопортрет 1915 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

В 1869 году Суриков начал обучение в Академии художеств Санкт-Петербурга и учился по 1875 год у П.П.Чистякова. Золотопромышленник Павел Кузнецов по просьбе губернатора, который заметил талант юноши, оплатил образование. Первая работа художника "Вид памятника Петру I на Сенатской площади" была приобретена Кузнецовым и в настоящее время хранится в Красноярском художественном музее им.В.И.Сурикова. Интересно, что второй вариант картины хранится в Русском музее и представлен на выставке.
Первые награды - четыре серебряных медали и денежные премии получил в период обучения в Академии.

Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище "Композитор".

Вид памятника Петру I на Сенатской площади   1870
Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Вид памятника Петру I на Сенатской площади 1870 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

Интересные исторические факты о жизненном пути Василия Сурикова и событиях в стране, которые оказывали влияние на формирование личности.

✅ Историческая живопись

  • "Покорение Сибири Ермаком"
  • "Степан Разин"
  • "Переход Суворова через Альпы"
  • "Боярыня Морозова"
  • "Меншиков в Березове"
  • "Взятие снежного городка"

Исторические картины художника вовлекают в поток прошлых событий, которые вызывают настоящий интерес и переживания. Изучение документальных источников помогало рождению образов, которые переносились на картины и воспринимались как подлинные. Это чувствуем и мы в настоящее время, когда смотрим на полотна талантливого художника.

Василий Суриков изучил историю подвигов Ермака и своих предков, которые воевали в его дружинах и участвовали в содании Красноярска. Он писал пейзажи в суровых сибирских краях, где "даже сам воздух старинным казался", а на Дону искал настоящие казацкие лица. Старался передать сопротивление двух стихий и энергию решающей битвы казачьей дружины Ермака за Сибирь с войском татарского хана Кучума в 1852 году.

Степан Разин в XVII веке стал знамениты казачьим атаманом и возглавил народное восстание. Это нашло отражение в легендах и песнях, затронуло и душу художника. В путешествиях по Волге искал характерные лица.

.

В 1912 году Суриков написал последнее значительное полотно "Посещение царевной женского монастыря" . Видимо повлияла книга историка И.Е. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI–XVII веков". Девушки из царской семьи не могли выйти замуж и им предстояло стать христовыми невестами и уйти в монастырь.

Посещение царевной женского монастыря   1912
Государственная Третьяковкая галерея Москва
Посещение царевной женского монастыря 1912 Государственная Третьяковкая галерея Москва

История знаменитой боярыни Морозовой в середине XVII века, которая твердо отстаиваила свои убеждения, сопротивлялась церковным реформам и умерла в заточении, широко известна. На картине Суриков показал реальный исторический сюжет, когда закованную в цепи боярыню везут на допрос.

Владимир Стасов восторгался: "Подобной исторической картины у нас не бывало во всей нашей школе...Тут и трагедия , и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал".

Над этюдами к картинам Суриков много трудился в поисках ярких образов. Художник хранил любимые "холстики" в большом сундуке в мастерской. Все знали о легендарном сундуке с этюдами. Знатоки ценили наброски и акварели так же высоко, как и сами картины. Максимилиан Волошин писал: "Когда раскрывался сундук — раскрывалась его душа".

Времена Петра I заинтересовали Сурикова, когда он работал над картиной "Утро стрелецкой казни" 1881 год. К сожалению этой знаменитой картины, которою Илья Репин назвал могучей, на выставке в Санкт-Петербурге не было.

Художник Михаил Нестеров называл полотно "Меншиков в Березове" самой любимой картиной Сурикова.

Князь и граф Александр Меншиков был ближайшим соратником Петра I.
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге на Университетской набережной Васильевского острова демонстрирует высокий уровень и достижения русской культуры. В этом доме первый президент военной коллегии Меншиков занимался делами по организации армии и флота, строительству города.
После смерти Петра I Меншиков фактически управлял страной в течение 2,5 лет из этого дома и по меткому выражению А.С.Пушкина стал "полудержавным властелином". После ареста Меншикова в 1727 году дворец был конфискован в пользу царского дома и начался новый этап истории дворца.
Попав в опалу после былого величия, Меншиков был лишен всех титулов, имущества и сослан в Сибирь. В Березове жил в холодной избе, которую собственноручно срубил в суровых условиях. Это отобразил Суриков на картине. Жизненный путь Меншикова и его старшей дочери Марии завершится в Березове.


Подвиг суворовских войск в сентябре 1799 года стал темой для картины "Переход Суворова через Альпы".
Суворов — великий русский полководец, победитель, патриот, герой, просвещенный человек с блестящим умом. Военный гений. 60 побед в военных сражениях и ни одного поражения.
Перевел солдат через самую высокую альпийскую систему в Европе. Никто и никогда кроме Суворова не совершал такого перехода в холодное время года. Суриков считал, что главное в картине — движение и храбрость беззаветная, вера в полководца.

Николаю II приобрел картину для музея имени Александра III — сегодня это Государственный Русский музей.

Переход Суворова через Альпы   1899
Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Переход Суворова через Альпы 1899 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

✅ Портретная живопись
Выдающиеся по художественному уровню портреты и уникальная галерея этюдов к картинам раскрывает черты русского национального характера. "Каждого лица хотел смысл постичь"

На портрете Сурикову 31 год - расцвет творческих сил, желание созидать и много работать.
На портрете Сурикову 31 год - расцвет творческих сил, желание созидать и много работать.

Анфиса   1900
Красноярский государственный художественный музей им.В.И.Сурикова
Анфиса 1900 Красноярский государственный художественный музей им.В.И.Сурикова

Сибирская красавица   1891
Государственная Третьяковкая галерея
Сибирская красавица 1891 Государственная Третьяковкая галерея

Портрет О.В.Суриковой в детстве   1888
Государственная Третьяковкая галерея Москва
Портрет О.В.Суриковой в детстве 1888 Государственная Третьяковкая галерея Москва

С гитарой. Портрет княгини С.А.Кропоткиной   1882
Государственная Третьяковкая галерея Москва
С гитарой. Портрет княгини С.А.Кропоткиной 1882 Государственная Третьяковкая галерея Москва

Старшая дочь Меншикова   1882
Государственная Третьяковкая галерея Москва
Старшая дочь Меншикова 1882 Государственная Третьяковкая галерея Москва

Сибирячка   1909
Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Сибирячка 1909 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

✅ Библейская живопись Отдельный раздел выставки посвящен выдающимся полотнам, исполненным на сюжеты из Библии и истории Церкви. Особое внимание заслуживают большие полотна художника – "Милосердный самаритянин" и "Благовещение", привезенные из Красноярска – родины художника, а также картина "Исцеление слепорожденного" из коллекции Московской Духовной Академии. Дополняют экспозицию предметы народного прикладного искусства, а также чудесный и увлекательный медиаконтент на большом экране.

В год смерти 30-летней супруги, спустя всего 10 лет брака, художник впал в тяжелую депрессию. Суриков написал картину "Исцеление слепорожденного", которая не была предназначена для публики. Два года после этого он не мог работать и брать в руки кисть.

Исцеление слепорожденного   1888
Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская область
Исцеление слепорожденного 1888 Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская область

Милосердный самарянин   1874
Красноярский государственный художественный музей им.В.И.Сурикова
Милосердный самарянин 1874 Красноярский государственный художественный музей им.В.И.Сурикова

Фрагмент картины "Милосердный самарянин"   1874
Красноярский государственный художественный музей им.В.И.Сурикова
Фрагмент картины "Милосердный самарянин" 1874 Красноярский государственный художественный музей им.В.И.Сурикова

Потрясенный смертью жены Василий Суриков с дочерьми поехал в Красноярск, где его очень поддержал младший брат Александр, который хотел, чтобы он продолжал свое художество и подал мысль написать картину "Взятие снежного городка". Это была любимая забава сибиряков и с детства остались сильные воспоминания.

Взятие снежного городка   1891 
Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Взятие снежного городка 1891 Государственный Русский музей Санкт-Петербург