Насколько вырос общепит за два года

Аналитики Маркета собрали данные Контур.Фокуса о ликвидациях и регистрациях организаций общепита в течение двух лет: с января 2022 года по декабрь 2023 года включительно. Род деятельности организаций определяли по основному коду ОКВЭД. На основе данных расскажем, как численно менялась отрасль.

За два года число зарегистрированных организаций общепита выросло на 9,8%

В России за 2022 год число организаций общепита возросло на 5 088, то есть на 2,91% относительно 2021 года. А за 2023 год организаций стало больше на 12 005, то есть на 6,68%, чем в 2022.

За два прошедших года численность общепитных организаций возросла на 9,8%. В таблице показана динамика.

Аналитики Маркета собрали данные Контур.Фокуса о ликвидациях и регистрациях организаций общепита в течение двух лет: с января 2022 года по декабрь 2023 года включительно.

Чтобы увидеть долю разных форматов заведений, ориентировались на основные коды ОКВЭД, которые позволяют выделить сегмент ресторанов, баров и кафе. Доля ресторанов не меняется в течение двух лет и составляет 78,5% от всех организаций общепита. Доля кафе — 15,9%, а баров — 5,6%.

В таблице показано, как менялась доля различных типов заведений относительно всего объема действующих общепитных организаций.

Аналитики Маркета собрали данные Контур.Фокуса о ликвидациях и регистрациях организаций общепита в течение двух лет: с января 2022 года по декабрь 2023 года включительно.-2

Сделаем оговорку, что по факту деятельность точки общепита не всегда совпадает с ОКВЭД. Например, ресторан фактически может работать как бар и наоборот. Кроме того, фактически рынок делится на более узкие сегменты: кофейни, закусочные, столовые, фастфуд.

Число регистраций общепита растет, поскольку остается всё меньше возможностей пренебрегать требованиями законодательства. Они ужесточаются. Например, в 2023 году стала обязательной маркировка воды и молочной продукции. Чтобы соблюдать нормы, нужны онлайн-кассы и соответствующее программное обеспечение. Статистика отражает, как увеличивается спрос на ККТ и системы, которые помогают работать с маркировкой и Честным знаком. Ожидаем, что тренд на «обеление» отрасли продолжится и в 2024 году.

Динамика по регионам: в лидерах — Красноярский край

По сравнению с 2022 годом, в 2023 году в нескольких регионах зарегистрировали меньшее количество организаций общепита. К таким регионам относятся Москва, Санкт-Петербург, Свердловской, Ленинградская и Нижегородская области. В среднем снижение произошло в пределах 5%, максимальное сокращение в 12% показала Ленинградская область. Несмотря на отрицательную динамику регистраций, в массе число заведений в перечисленных местностях растет каждый год.

В ряде регионов, наоборот, в 2023 году зарегистрировали больше организаций, чем в 2022. Рост в среднем составил два — три процента. К примеру, в Краснодарском крае, в Татарстане, в Тюменской области, Московской, Челябинской и Новосибирской. Максимальный показатель 16,7% у Красноярского края. На отраслевых мероприятиях Красноярск часто называют одним из наиболее перспективных регионов для гастротуризма, теперь это подтверждает и статистика.

В таблице смотрите динамику количества организаций в наиболее крупных регионах России. Регионы распределены по убыванию процента динамики по данным за 2023 год (правый столбец).

Аналитики Маркета собрали данные Контур.Фокуса о ликвидациях и регистрациях организаций общепита в течение двух лет: с января 2022 года по декабрь 2023 года включительно.-3
Аналитики Маркета собрали данные Контур.Фокуса о ликвидациях и регистрациях организаций общепита в течение двух лет: с января 2022 года по декабрь 2023 года включительно.-4

В 2023 году россияне потратили около 3 трлн ₽ на заказы различных блюд. При этом в 2020 году граждане потратили на общепит 1,4 трлн ₽, в 2021 — 1,9 трлн, а в 2022 — 2,9 трлн. Растущие траты частично связаны не только с подорожанием блюд, но и с постепенным увеличением спроса на готовую еду.

Несмотря на повышение закупочных цен и новые законодательные требования общепит продолжает не просто держаться на плаву, но и расти как отрасль. Мы видим, что потребительский спрос на ресторанную еду остается высоким. Кроме того, в отрасли открыли свои заведения крупные поставщики, например, «Мираторг», который запустил сеть ресторанов.

Чтобы подогреть интерес публики, заведения налаживают сотрудничество с медийными персонами и другими сферами бизнеса, например, заказывают брендированную одежду местным производителям одежды. Общепит развивает дополнительные каналы сбыта — розничные магазины и дарксторы, а зачастую заведения сами начинают торговать своими товарами в розницу. Доставка продолжает развиваться, агрегаторы позволили снизить порог входа на рынок общепита. В целом начинать бизнес с нуля стало несколько проще.