Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости канала! Предлагаю вашему вниманию второй выпуск в новом году, посвящённый ещё одному дому, расположенному на Васильевском остров, а именно на 18-ой линии, под номером 9.
Направляемся по указанному адресу.
Сам дом 6-ти этажный, с фасадом, решённым в стиле "Модерн", был построен в период с 1905-го по 1906-ой годы, по проекту военного инженера Александра Ивановича Тилинского.
Почти вся площадь фасада облицована декоративным неглазурованным кирпичом "кабанчиком".
Главный парадный вход расположен в центре здания. Вход оформлен порталом. Двери зажаты между каннелированными пилястрами и консолями, а пространство над дверью украшено модерновым десюдепортом, с цветком по центру.
Красота. Модерн!
В главной парадной на 5-ти этажах размещено 10 квартир.
Проездная воротная арка спроектирована и устроена сбоку от парадного входа.
На уровне первого этажа архитектор спроектировал торговые или под контору помещения. Фасад первого этажа украшен гладкой штукатуркой.
На уровне второго этажа, прямо над парадный входом, видим оригинальные оконные заполнения, сверху объединённые рельефным изображением кадуцея.
Пространство вокруг кадуцея оформлено раковиной и мощными стеблями.
Остальные оконные проёмы на всё том же втором этаже богато оформлены..
Перейдём к осмотру фасада третьего этажа.
Здесь, в пространстве между третьим и четвёртым этажами красуется массивный картуш, обрамлённый флоральными мотивами. Рассмотрите небольшие решёточки, прикрывающие вентиляционные отверстия, ведущие в квартиры.
Цветочный орнамент составлен из бутонов лилия.
Боковые оконные проёмы содержат в себе широкие, из трёх частей, оконные заполнения, с мелкой расстекловкой в области фрамуги.
Пространство над окном занято панелью, декорированной внутри цементной шубой.
Переходим к осмотру
На четвёртом этаже боковые окна такого же размера, как и этажом ниже.
Жаль, что оконные проёмы четвёртого этажа заменены на современные, пластиковые.
Оконные проёмы четвёртого и пятого этажей сверху оформлены кирпичными бровками.
Осмотрим боковые окна пятого и шестого этажей. Шестой этаж от пятого отделён карнизом. Консоли, лепные украшения, панели гладкой штукатурки - декор пятого этажа.
Под карнизом пятого этажа можно разглядеть панели высотой в два кирпича, белого цвета. Оконные заполнения современные. Из-за снега невозможно рассмотреть убранство подоконников.
На уровне последнего, шестого этажа, фасад оформлен декоративным кирпичом трёх цветов.
Кровля увенчана скруглённым щипцом, с обеих сторон забранным парапетами.
Осмотрев фасад главного дома, давайте заглянем в его внутренние дворы.
Направляемся в арку.
Жаль, не сохранились ворота. Интересно, кому они помешали и что с ними сделали.
Заходим в первый двор. Как раз вдалеке виднеется вход в дворовую парадную.
Вид на двор-колодец. Неплохой вид.
Слева, в ризалите скрывается одна из нескольких служебных лестниц.
Посетим второй, последний двор.
Высота дворовых флигелей небольшая - в четыре этажа.
Многоярусный, многоэтажный переход между дворовыми флигелями.
Общий план второго двора.
Заглушенные оконные проёмы первого этажа.
Осмотревшись снаружи, перейдём к самому интересному - знакомству с историей участка, на котором был построен исследуемый нами дом.
План 1738 года. Интересующий нас участок ещё не обжит. В то время здесь располагался небольшой лесной массив.
План 1753 года. Вероятно на плане мы видим ошибку.
И вот почему!
Смотрим аксонометрический план, датированный 1765-1773 годами. Со стороны 18-ой линии территория, ещё не разделённая на две части, представляет собой пустырь или огород. Главные постройки располагаются со стороны 17-ой линии.
Сенатский атлас 1798 года показывает нам всё тот же пустопорожний участок.
Он же ближе.
Справочник 1804 года владельцем участка указывается коллежский советник Иван Соколов.
Впрочем и в 1809 году он же.
Спустя 13 лет, в 1822 году, следующим домовладельцем, вернее, владелицей представлена дочь капитана-командора Толокняева.
Вероятно, супругом Матрёны Дмитриевны, был капитан-командор, а с 1804-го года, вплоть до своей смерти в 1820-ом году генерал-майор Пётр Алексеевич Толокн(е)(я)ев. Алексей Петрович, служивший в чине прапорщика, являлся сыном.
План 1828 года. Участок уже застроен, но ещё деревянными зданиями, плюс имеется сад.
В период между 1824 и 1836 годами, снова сменится хозяин, а может и не раз сменится, но увы нет никакой документации, чтобы это подтвердить. Надворный советник по фамилии Гофман.
1844-ый год. Гофман!
Ещё через 10 лет, в 1854-ом году - он же!
В период между 1854 и 1862 годами следующим домовладельцем станет жена подполковника Шкатова.
План участка, датированный 1860-м годом.
В течение следующих 5 лет, с 1862 по 1867 годы снова смена владельца. Жена канцеляриста Вера Лашина выступит в роли хозяйки.
В справочнике 1868 года вероятно представлен муж Веры Лашиной - титулярный советник Иван Афанасьевич, служащий в Николаевской инженерной академии, располагавшейся в Михайловском замке.
План двора 1870 года.
Главный дом в те времена, фасадом выходивший на 18 линию. Дом одноэтажный с мезонином.
Справочник 1875 года.
В период с 1875 по 1888 годы в очередной раз сменится хозяин.
Купеческая книга на 1888 год рассказывает нам о 45-ти летнем купце Солнцеве Алексее Ивановичу, проживающем на Разъезжей улице. Содержит чайный магазин. При нём жена Евдокия Максимовна и четверо детей.
Само владение, примерно с середины 1880-х годов и до 1903 года будет записано за Евдокией Максимовной Солнцевой.
Фасад дома почти не изменился, только увеличилось количество входов.
В 1903 году в права владельца вступит известный не только в России книжный издатель Николай Павлович Карбасников, проживавший на улице Жуковского.
Купеческая книга на 1905 год.
Один из примеров издания.
Или вот ещё один!
В журнале "Зодчий" 1905 года каменную 6-ти этажную постройку спроектировал и начал строить для издателя Карбасникова военный инженер Александр Иванович Тилинский.
План двора на 1905 год.
Один из предложенных заказчику фасадов. Подпись на проекте - А. Тилинский.
В справочнике "Весь Петербург" на 1906 год, в качестве владельца представлен Александр Иванович Телинский.
В это время Александр Иванович Тилинский проживает на Выборгской стороне.
Годом позже, в 1907 году участок со скорее всего ещё строящимся домом снова сменит владельца. Им станет акционерное общество "Строитель", в частности Георгий Абрамович Бернштейн.
На сайте citywalls указано, что достраивал здание и вероятно по-своему проекту известный архитектор и акварелист Александр Сергеевич Хренов, выполнявший для Бернштейна работы.
Портрет Георгий Абрамовича Бернштейна.
Лист с рекламой "Строительная и техническая контора Бруно Бендер и инженера Бернштейна".
Рекламный проспект АО "Строитель".
Эмигрировавший после революции во Францию Георгий Абрамович Бернштейн погиб в Париже в конце октября 1938 года под колёсами автомобиля.
И наконец, с 1910 года и до самой национализации частной собственности в пределах города, у дома был единственный владелец - великий князь Кирилл Владимирович.
Портрет великого князя, провозгласившего себя Императором Российским в эмиграции. конечно же, великий князь вряд ли бывал в этом доме. Для него это было очередным удачным вложением.
Много владельцев сменилось у участка и история всех их очень важна для Петербурга.
Фффух! Пришла пора заглянуть в главную парадную. Заходим!
Роскошные артефакты во множестве сохранились здесь.
Оригинальный входной тамбур.
Когда-то филёнки были со стёклами внутри.
Заходим в вестибюль.
Нижняя часть стен облицована керамической плиткой.
В центральной части стены устроен камин.
Над ним жильцы разместили зеркало. Какой пластичный рельеф с цветами красуется сверху зеркала.
Напольная плитка необычная и очень стильная. Модерн!
Общий план на тамбур.
Деревянное заполнение тамбура с растительным орнаментом.
Оригинальные двери.
Верхняя часть стен поделена на панели.
Фриз с лилиями и кувшинками, как оказалось не полностью оригинальный. Часть фриза была изготовлена уже в наши дни петербургской компанией "Паллада Афина".
Одна из стеновых панелей.
Керамический фриз под самым потолком с изображением лебедя.
Изображение с лебедями ближе.
Один из арочных проёмов ведёт к лестнице.
Картуш с флоральными мотивами.
Оглянемся назад!
Лестница, по которой мы начинаем подниматься на верхние этажи.
На всех остальных этажах напольная плитка двухцветная.
На межэтажных площадках сохранились оригинальные оконные заполнения.
Двустворчатые исторические двери фирменной стилистики архитектора Хренова.
"Хреновские" двери узнаваемы, если уже посещал дома, построенные по проектам архитектора.
В части оконных проёмов даже сохранились витражи.
Витражи с растительными орнаментами.
Ещё одна квартирная площадка с оригинальными дверями. Почти все квартиры в парадной коммунальные.
Некогда люксовые квартиры заселены множеством чужих друг другу людей.
Не звонки а пускатели реактивных ракет.
Живут же люди!
Ещё несколько звонков.
Кованные лестничные ограждения.
Бутоны цветов на длинных стеблях.
Поднимемся на шестой этаж.
Самые большой оконный проём с витражом.
Маки или тюльпаны?
Выглянем в окошечко, смонтированное в нижней части рамы.
Вид на первый двор-колодец
Вот и всё! Мы осмотрели дом снаружи и изнутри (хотя уверяю вас, что и в дворовой парадной есть что посмотреть, но пост растянется ещё больше), а также, что самое ценное, мы кратко изучили историю дома.
Очень благодарю Вас, уважаемые подписчики и гости моего канала за интерес к моим постам и к истории Петербурга!
До новой встречи!