175 подписчиков

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (часть 1).

Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.

Свое повествование разделю на две части:

- в первой расскажу о том, что такое Кругобайкальская железная дорога и где она находится;

- во второй поделюсь впечатлениями от своей поездки по ней.

Итак, что такое Кругобайкальская железная дорога?

Памятная стела "Кругобайкальская железная дорога" на станции Култук (архитектор Юрий Зинченко)
Памятная стела "Кругобайкальская железная дорога" на станции Култук (архитектор Юрий Зинченко)

Тут нужно вспомнить, что в 1891-1916 годы в России была построена Транссибирская железнодорожная магистраль (сокращенно - Транссиб), историческое название Великий Сибирский Путь - железная дорога между Челябинском и Владивостоком, соединяющая европейскую часть России с крупнейшими промышленными городами в Сибири и на Дальнем Востоке. Длина магистрали по окончании строительства составила около 7 тыс. км, что сделало ее самой длинной в России и в мире железной дорогой.

Про Транссиб и какой толчок он дал развитию восточных регионов России можно говорить много, достаточно сказать, что город Новосибирск (до 1926 года - Ново-Николаевск) - ныне третий по численности населения город России, крупнейший торговый, деловой, культурный, транспортный, образовательный и научный центр Сибири возник 30 апреля 1893 года в связи с постройкой железнодорожного моста через реку Обь при проведении Транссибирской железнодорожной магистрали.

Но об этом как-нибудь в другой раз, сегодня разговор о другом.

Транссибирская железнодорожная магистраль (или Сибирская железная дорога) делилась на 7 строительных отрезков, самым коротким из которых был Кругобайкальский - от города Иркутска до пристани Мысовой - 292 версты (1 верста - это 1066,8 метров). Построить Сибирскую железную дорогу планировали в три этапа, два из которых предполагали завершить к 1900 году, а последний (Кругобайкальский участок) - к 1905 году. Первый путь Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) сдали в эксплуатацию, как и намечалось по графику. Второй путь был построен позже - в 1911-1915 годах.

Берег Байкала на данном участке представлял собой каменистую гряду, возвышающуюся над урезом озера на высоту до 400 метров. В связи с возможным негативным влиянием вод озера была рассчитана минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 метра. По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом - на баржах, зимой - на лошадьми по льду). Сложный рельеф берега, сложенного практически везде скальными породами, вынудил строителей подавляющую часть маршрута дороги прокладывать в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скалах; откосы дороги приходилось укреплять подпорными стенками. Строительство велось практически вручную; трудности и лишения, терпимые рабочими, усугублялись жарким летом и суровой зимой. На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ, а также было проведено земляных работ по объёму, примерно равному 400 вагонам. Насыпи составили 28,7 % длины пути, выемки — 71,3 % (причём большая часть — в скальных грунтах). Верхнее строение пути на дороге пришлось утяжелить: были использованы более мощные рельсы, увеличено количество шпал В связи со сложным рельефом пришлось уменьшить минимальный радиус кривых в поворотах. В строительстве КБЖД участвовали иностранцы — албанцы, поляки, особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 итальянских мастеров-тоннелестроителей. Память об этом сохранилась в названии одной из подпорных стенок - Итальянской.

Итальянская стенка
Итальянская стенка

Со вводом в строй всей трассы КБЖД маршрут Транссиба вокруг Байкала был полностью замкнут, по магистрали пошли грузы, пассажирские вагоны. Кругобайкальскую железную дорогу называли «Золотой пряжкой стального пояса России». С 1934 года участок КБЖД входит в Восточно-Сибирскую железную дорогу.

Территориально КБЖД расположена в Иркутской области, огибает южную часть уникального природного объекта - озера Байкал, включенного ЮНЕСКО в 1996 году в Список всемирного наследия.

По всей Кругобайкальской железной дороге (Иркутск - Байкал -Слюдянка - Мысовая) до 1949 года проходил основной ход Транссибирской магистрали, который:

- от станции Иркутск-Пассажирский до станции Слюдянка-II был переведен на новопостроенный дублирующий участок дороги от Иркутска до Слюдянки напрямую через Олхинское плато;

- а участок Слюдянка-II - Мысовая является частью Транссибирской магистрали по настоящее время.

После ввода в эксплуатацию в 1949 году дублирующего участка через Олхинское плато линия Иркутск — Байкал — Слюдянка потеряла былое значение. Участок от Иркутска до станции Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, в 1956 году был разобран и полностью затоплен в 1958 году водами Иркутского водохранилища после строительства Иркутской ГЭС.

Таким образом, участок Байкал — Слюдянка-II стал тупиковым.

Поэтому в настоящий момент под КБЖД подразумевается тупиковый с 1956 года участок Байкал - Слюдянка-II (желтый цвет на карте)

Карта-схема Кругобайкальской железной дороги
Карта-схема Кругобайкальской железной дороги
                                                   Условные обозначение к карте
Условные обозначение к карте

Сегодня проходящий по берегу озера Байкал вдоль подножия Олхинского плато участок КБЖД от города Слюдянки до посёлка Байкал - это грандиозный комплексный историко-культурный, инженерно-ландшафтный памятник федерального значения, заповедный участок действующей (тупиковой) железнодорожной ветки в составе Восточно-Сибирской железной дороги.

Выдающийся памятник инженерного дела входит в перечень объектов культурного наследия России федерального значения. Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.

Уникальность места заключается еще и в том, что таким огромным количеством рукотворных объектов, как КБЖД, не обладает ни одна железная дорога в России. На особо насыщенном постройками участке Байкал - Култук на протяжении всего 85 километров сохранились до нашего времени, практически без утрат, памятники инженерного искусства вековой давности:

- 39 тоннелей;

- 16 отдельно стоящих галерей;

- около 470 водопропускных сооружений (виадуков, мостов, труб);

- порядка 280 отдельных и комплексов подпорных стенок различного назначения.

Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-5

Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-6
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-7
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-8
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-9
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-10
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-11
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-12

И все это - на фоне впечатляющих своей мощью мысов и утесов, обнаженных при строительстве дороги, скальников, живописных долин рек.

Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-13

Это замечательное место в Прибайкальском национальном парке, где удивительным образом, благодаря таланту и трудовому подвигу создателей Кругобайкальской железной дороги инженерные и архитектурные сооружения безупречно вписались в суровый и ранимый Байкальский ландшафт.

Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-14
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-15
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-16
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-17
Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-18

21 декабря 1982 года решением Иркутского облсовета участок КБЖД Байкал — Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану. В 1980-1990-х годах была проведена некоторая реконструкция дороги, проведён ряд мероприятий по укреплению сооружений, переложен новый путь на всём протяжении. В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) четыре раза в неделю туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой.

Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.-19

Продолжение следует.......

Подписывайтесь!