Сегодняшняя моя публикация будет о Кругобайкальской железной дороге.
Свое повествование разделю на две части:
- в первой расскажу о том, что такое Кругобайкальская железная дорога и где она находится;
- во второй поделюсь впечатлениями от своей поездки по ней.
Итак, что такое Кругобайкальская железная дорога?
Тут нужно вспомнить, что в 1891-1916 годы в России была построена Транссибирская железнодорожная магистраль (сокращенно - Транссиб), историческое название Великий Сибирский Путь - железная дорога между Челябинском и Владивостоком, соединяющая европейскую часть России с крупнейшими промышленными городами в Сибири и на Дальнем Востоке. Длина магистрали по окончании строительства составила около 7 тыс. км, что сделало ее самой длинной в России и в мире железной дорогой.
Про Транссиб и какой толчок он дал развитию восточных регионов России можно говорить много, достаточно сказать, что город Новосибирск (до 1926 года - Ново-Николаевск) - ныне третий по численности населения город России, крупнейший торговый, деловой, культурный, транспортный, образовательный и научный центр Сибири возник 30 апреля 1893 года в связи с постройкой железнодорожного моста через реку Обь при проведении Транссибирской железнодорожной магистрали.
Но об этом как-нибудь в другой раз, сегодня разговор о другом.
Транссибирская железнодорожная магистраль (или Сибирская железная дорога) делилась на 7 строительных отрезков, самым коротким из которых был Кругобайкальский - от города Иркутска до пристани Мысовой - 292 версты (1 верста - это 1066,8 метров). Построить Сибирскую железную дорогу планировали в три этапа, два из которых предполагали завершить к 1900 году, а последний (Кругобайкальский участок) - к 1905 году. Первый путь Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) сдали в эксплуатацию, как и намечалось по графику. Второй путь был построен позже - в 1911-1915 годах.
Берег Байкала на данном участке представлял собой каменистую гряду, возвышающуюся над урезом озера на высоту до 400 метров. В связи с возможным негативным влиянием вод озера была рассчитана минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 метра. По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом - на баржах, зимой - на лошадьми по льду). Сложный рельеф берега, сложенного практически везде скальными породами, вынудил строителей подавляющую часть маршрута дороги прокладывать в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скалах; откосы дороги приходилось укреплять подпорными стенками. Строительство велось практически вручную; трудности и лишения, терпимые рабочими, усугублялись жарким летом и суровой зимой. На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ, а также было проведено земляных работ по объёму, примерно равному 400 вагонам. Насыпи составили 28,7 % длины пути, выемки — 71,3 % (причём большая часть — в скальных грунтах). Верхнее строение пути на дороге пришлось утяжелить: были использованы более мощные рельсы, увеличено количество шпал В связи со сложным рельефом пришлось уменьшить минимальный радиус кривых в поворотах. В строительстве КБЖД участвовали иностранцы — албанцы, поляки, особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 итальянских мастеров-тоннелестроителей. Память об этом сохранилась в названии одной из подпорных стенок - Итальянской.
Со вводом в строй всей трассы КБЖД маршрут Транссиба вокруг Байкала был полностью замкнут, по магистрали пошли грузы, пассажирские вагоны. Кругобайкальскую железную дорогу называли «Золотой пряжкой стального пояса России». С 1934 года участок КБЖД входит в Восточно-Сибирскую железную дорогу.
Территориально КБЖД расположена в Иркутской области, огибает южную часть уникального природного объекта - озера Байкал, включенного ЮНЕСКО в 1996 году в Список всемирного наследия.
По всей Кругобайкальской железной дороге (Иркутск - Байкал -Слюдянка - Мысовая) до 1949 года проходил основной ход Транссибирской магистрали, который:
- от станции Иркутск-Пассажирский до станции Слюдянка-II был переведен на новопостроенный дублирующий участок дороги от Иркутска до Слюдянки напрямую через Олхинское плато;
- а участок Слюдянка-II - Мысовая является частью Транссибирской магистрали по настоящее время.
После ввода в эксплуатацию в 1949 году дублирующего участка через Олхинское плато линия Иркутск — Байкал — Слюдянка потеряла былое значение. Участок от Иркутска до станции Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, в 1956 году был разобран и полностью затоплен в 1958 году водами Иркутского водохранилища после строительства Иркутской ГЭС.
Таким образом, участок Байкал — Слюдянка-II стал тупиковым.
Поэтому в настоящий момент под КБЖД подразумевается тупиковый с 1956 года участок Байкал - Слюдянка-II (желтый цвет на карте)
Сегодня проходящий по берегу озера Байкал вдоль подножия Олхинского плато участок КБЖД от города Слюдянки до посёлка Байкал - это грандиозный комплексный историко-культурный, инженерно-ландшафтный памятник федерального значения, заповедный участок действующей (тупиковой) железнодорожной ветки в составе Восточно-Сибирской железной дороги.
Выдающийся памятник инженерного дела входит в перечень объектов культурного наследия России федерального значения. Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.
Уникальность места заключается еще и в том, что таким огромным количеством рукотворных объектов, как КБЖД, не обладает ни одна железная дорога в России. На особо насыщенном постройками участке Байкал - Култук на протяжении всего 85 километров сохранились до нашего времени, практически без утрат, памятники инженерного искусства вековой давности:
- 39 тоннелей;
- 16 отдельно стоящих галерей;
- около 470 водопропускных сооружений (виадуков, мостов, труб);
- порядка 280 отдельных и комплексов подпорных стенок различного назначения.
И все это - на фоне впечатляющих своей мощью мысов и утесов, обнаженных при строительстве дороги, скальников, живописных долин рек.
Это замечательное место в Прибайкальском национальном парке, где удивительным образом, благодаря таланту и трудовому подвигу создателей Кругобайкальской железной дороги инженерные и архитектурные сооружения безупречно вписались в суровый и ранимый Байкальский ландшафт.
21 декабря 1982 года решением Иркутского облсовета участок КБЖД Байкал — Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану. В 1980-1990-х годах была проведена некоторая реконструкция дороги, проведён ряд мероприятий по укреплению сооружений, переложен новый путь на всём протяжении. В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) четыре раза в неделю туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой.
Продолжение следует.......
Подписывайтесь!