Блеск и величие морской стихии. На выставке картин Айвазовского

424 прочитали

По древним поверьям, основу сущего Бытия составляли 4 стихии - Огонь, Земля, Воздух и Вода. С непревзойденным мастерством изображал кипучую стихию Воды российский художник Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).

Морской вид при луне. 1878. Собрание Государственного Русского музея
Морской вид при луне. 1878. Собрание Государственного Русского музея

Конечно, прекрасные морские виды рисовали и до него. К 19-му веку в мировой живописи сложился целый жанр «марины» (морского пейзажа). Но право, работы знаменитых европейских маэстро меркнут пред творениями Айвазовского. Неистовая морская бездна в его передаче подобна океану страстей, обуревающих душу человеческую.

Пётр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу, для подачи сигнала гибнущим судам своим. 1846. Собрание Государственного Русского музея
Пётр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу, для подачи сигнала гибнущим судам своим. 1846. Собрание Государственного Русского музея

Другие же его картины, сродни чуду Господнему наполнены тишиной и покоем, блеском водной лазури.

Облака над морем. Штиль. 1889. Собрание Государственного Русского музея
Облака над морем. Штиль. 1889. Собрание Государственного Русского музея
Морской берег. 1851. Собрание Государственного Русского музея
Морской берег. 1851. Собрание Государственного Русского музея

Небольшая, но весьма представительная выставка картин Айвазовского недавно открылась в Ярославле.

Афиша выставки
Афиша выставки

В экспозиции демонстрируются 19 полотен из собрания Русского музея. Ряд из них довелось увидеть впервые, в том числе масштабное произведение «Всемирный потоп». Библейский сюжет служит зримым предупреждением человечеству о грозящих ему неисчислимых бедствиях и катаклизмах.

Всемирный потоп. 1864. Собрание Государственного Русского музея
Всемирный потоп. 1864. Собрание Государственного Русского музея

Все фото сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов выставки.

Бескрайняя морская ширь с детства окрыляла душу Айвазовского. Родился он в крымской Феодосии, в многодетной семье армянского торговца Константина Айвазяна и вышивальщицы гладью Рипсиме. Уже в десятилетнем возрасте юный Оганез (Иван) проявил замечательные способности к рисованию. Одарённый мальчик был замечен местным меценатом – градоначальником Феодосии А.И. Казначеевым. При его содействии 16-ти летний Айвазовский был отправлен в Санкт-Петербург для обучения в Императорской Академии художеств.

Большой рейд в Кронштадте. 1836. Собрание Государственного Русского музея
Большой рейд в Кронштадте. 1836. Собрание Государственного Русского музея

Талант, помноженный на опыт академической школы, дал блестящие всходы. За картину «Штиль», показанную на выставке 1837 г., молодой художник был награжден Большой золотой медалью.

Ветряная мельница на берегу моря. 1837. Собрание Государственного Русского музея
Ветряная мельница на берегу моря. 1837. Собрание Государственного Русского музея

В 1840 году Айвазовский решил воспользоваться правом на стажировку в Италии. Морские пейзажи, созданные им на Средиземноморском побережье - в Венеции, Неаполе и Сорренто - вызвали небывалый интерес у итальянской публики, удостоились восторженных отзывов критики.

Берег моря. Штиль. 1843. Собрание Государственного Русского музея
Берег моря. Штиль. 1843. Собрание Государственного Русского музея

Одна из картин Айвазовского «Хаос. Сотворение мира» получила высокую оценку Римского Папы Григория XVI и пополнила коллекцию Ватикана.

Вид Константинополя при лунном освещении. 1846. Собрание Государственного Русского музея
Вид Константинополя при лунном освещении. 1846. Собрание Государственного Русского музея

На Родину художник возвратился в 1844 г. в сияющем ореоле европейской славы. За границей 27-летний мастер удостоился почётных званий академика Римской и Амстердамской Академий художеств. В России он сразу же был избран академиком пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств.

Порт Ла Валетта на острове Мальта.1844. Собрание Государственного Русского музея
Порт Ла Валетта на острове Мальта.1844. Собрание Государственного Русского музея

Сам император Николай I выразил желание, чтобы Айвазовский написал цикл картин, посвященных русскому флоту. Живописец был зачислен в штат Главного Морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. Участвуя во флотских маневрах, Иван Константинович дотошно изучил вооружение и такелаж боевых кораблей, что позволило изображать их с полным знанием дела.

26-ти пушечный корабль в виду берега. 1852. Собрание Государственного Русского музея
26-ти пушечный корабль в виду берега. 1852. Собрание Государственного Русского музея

На его полотнах российский флот предстаёт несокрушимым оплотом великой державы, грозным стражем морских рубежей.

Вид Одессы в лунную ночь. 1846. Собрание Государственного Русского музея
Вид Одессы в лунную ночь. 1846. Собрание Государственного Русского музея
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Сюжеты картин Айвазовского зачастую полны предельного драматизма – с леденящими кровь сценами гибели кораблей - обломками парусных судов и охваченными пенной коловертью лодками. Однако люди на его «штормовых» полотнах всегда отчаянно борются за жизнь. И мастер дарит им шанс на спасение. Так, на показанной ниже картине гребцы в шлюпке готовят багры и канаты для встречи с береговыми утёсами

Буря у мыса Айя. 1875. Собрание Государственного Русского музея
Буря у мыса Айя. 1875. Собрание Государственного Русского музея
Фрагмент картины
Фрагмент картины

С отточенным мастерством Айвазовский изображал горные пейзажи. На его картине «Вид Караная» величественная панорама Кавказа завораживает зрителя клубящихся шапками облаков и бездонными провалами ущелий.

Вид Каранайских гор. 1869. Собрание Ярославского художественного музея
Вид Каранайских гор. 1869. Собрание Ярославского художественного музея

На протяжении всей жизни Айвазовский тяготел душой к своей малой родине. В одном из писем он признавался: «Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, на меня нападает тоска … тянет в Крым, к Чёрному морю» …

Лунная ночь. 1849. Собрание Государственного Русского музея
Лунная ночь. 1849. Собрание Государственного Русского музея
Лунная ночь на берегу моря. 1852.  Собрание Государственного Русского музея
Лунная ночь на берегу моря. 1852. Собрание Государственного Русского музея

Как отмечают искусствоведы, черты дорогих его сердцу черноморских гаваней и отрогов Крымских гор отразились во многих из созданных им более чем 6000 полотен.

Вид моря с гор. 1864. Собрание Государственного Русского музея
Вид моря с гор. 1864. Собрание Государственного Русского музея

В зрелом возрасте Айвазовский старался избегать броских световых эффектов и ярких оттенков цветовой палитры. Его поздние «марины», построены на сдержанных сочетаниях светотени и лаконичных красочных переходах. В суровом реализме, с которым он передавал неумолимую мощь морской стихии, уже слышатся отзвуки грядущих великих потрясений 20-го века. Недаром через 15 лет Горький следом за Айвазовским восклицал: «Буря, скоро грянет буря»!

Примером может служить картина «Буря на Азовском море». В основу сюжета положено реальное событие. Весной 1886 г. при крушении корабля «Ястреб» погиб весь экипаж, кроме матроса Еременко. Привязавшись к мачте, он несколько суток провел в бушующем море, пока не был подобран встречной шхуной …

Буря на Азовском море в апреле 1886 года. Собрание Ярославского художественного музея. 1886
Буря на Азовском море в апреле 1886 года. Собрание Ярославского художественного музея. 1886

Известно, что Айвазовский щедро делился секретами мастерства, устраивал для желающих мастер-классы. В числе его учеников были Куинджи, Богаевский, Лагорио. Известная картина «Прощание Пушкина с морем» создана им в соавторстве с И.Е. Репиным.

А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899. Собрание Государственного Русского музея
А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899. Собрание Государственного Русского музея

Обычно Айвазовского называют великим маринистом. По впечатлениям от выставки, не менее значительным был его дар художника-баталиста. Так, полотно «Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими судами» (1848) воспринимается как торжественный гимн беззаветной отваге русских моряков

Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848. Собрание Государственного Русского музея
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848. Собрание Государственного Русского музея
Фрагмент картины
Фрагмент картины