Перевод статьи доктора Криса Нибауэра, кандидата наук в когнитивной психологии.
Ключевые идеи
Западная философия обычно представляет «Я» как стабильную, контролирующую сущность — вроде пилота. Восточные философии, к примеру буддизм, утверждают, что «Я» это иллюзия — побочный продукт мыслительного процесса.
Современная нейронаука приводит доказательства, которые подтверждают восточный взгляд. Левое полушарие мозга постоянно создаёт своего рода повествование, чтобы интерпретировать реальность. И мы ошибочно начинаем считать, что эти истории — и есть мы.
Это ложное чувство «себя», которое часто приравнено к непрерывному внутреннему диалогу — главная причина душевных страданий людей.
Личность, созданная нашим мозгом, — «селф», «эго», «разум» или «Я» — является центром западного мировоззрения. Мир меняют великие мыслители, и ярчайший тому пример — известное высказывание философа Рене Декарта «Cogito, ergo sum», или «Я мыслю, следовательно, я существую». Но кто существует? Давайте пристальнее взглянем на мыслителя, или «меня», которого обычно принимаем как должное.
Западный взгляд: «Я» — это пилот
Такое «Я» — первое, что приходит на ум большинству из нас, когда мы думаем «кто мы?». Это «Я» — идея индивидуальной личности, что сидит между ушами позади глаз — и управляет телом. Этакий «пилот», который всем рулит, особо не меняется и как бы проживает наши мысли и чувства. Он наблюдает, принимает решения и инициирует действия — прямо как пилот самолёта.
Это «Я», или «эго» — которое мы считаем своей истинной сущностью — испытывает наши чувства, думает наши мысли и контролирует наши действия. Внутренний пилот чувствует себя так, будто он всем управляет, стабильно и непрерывно. В том числе, и своим физическим телом: это «Я» понимает, что такое «моё тело». Но, в отличие от физического тела, не чувствует себя изменяющимся, имеющим границы и поддающимся влиянию извне.
Восточный взгляд: «Я» — это иллюзия
А теперь обратимся к Востоку. Буддизм, даосизм, индуистская школа Адвайты Веданты и другие восточные течения относятся к «Я», «эго» и «себе» совершенно иначе. Они говорят: идея «себя» — это фикция, хотя и весьма убедительная. В буддизме для этого феномена есть слово анатта, которое часто переводится как «не-я» — и служит наиважнейшим из фундаментальных принципов буддизма.
Для людей западной традиции эта идея звучит радикально, даже нелепо. Она противоречит нашему повседневному опыту; возможно даже самому Смыслу Бытия. Но в буддизме и других школах восточной мысли, концепт «себя» рассматривается как результат мыслящего ума. Мыслящий ум воссоздаёт себя миг за мигом — это совсем не похоже на стабильное, связное «Я», которое большинство считает таковым.
Другими словами: процесс мышления создаёт «Я» — а не какое-то «Я» порождает мысли и при этом существует отдельно от них. «Я» больше похоже на процесс, чем на предмет. Если копнуть глубже, то без мысли личность вообще не существует. Подобно тому, как ходьба бывает только когда кто-то идёт — «Я» существует только когда о нём вспоминают. Как нейропсихолог, замечу: наука только сейчас улавливает то, чему буддизм, даосизм и индуизм Адвайта Веданты учат уже 2500 лет.
В мозге нет центра «Я»
Величайшее достижение нейробиологии — картография человеческого мозга. Мы можем указать на области мозга, ответственные за формирование речи, распознавание лиц, понимание чужих эмоций. Свой участок мозга есть у каждой умственной функции — ну, кроме «эго». Вероятно, причиной тому безнадежная изобретательность и нестабильность истории «себя», в отличие от стабильности и последовательности других функций мозга.
Хотя некоторые нейробиологи и объявляли те или иные нейронные области центром «Я», научное сообщество так и не пришло к согласию относительно его расположения — даже о том, в каком полушарии его искать — в левом или правом?.. Возможно, мы не можем найти «центр себя» в мозге потому, что его там попросту нет.
Это нелегко понять в основном потому, что мы довольно долго считали мышление материальной штукой. Нужно время, чтобы принять феномен «себя» как просто идею, а не как факт. Внутренний голос нашего иллюзорного «Я» звучит весьма убедительно. Он описывает наш мир, определяет убеждения, воспроизводит воспоминания, отождествляет себя с физическим телом, создает прогнозы будущего и формирует суждения о прошлом. Именно это чувство себя мы ощущаем, едва открыв глаза утром — и покуда не закроем их на ночь. Это кажется чрезвычайно важным; людей часто шокируют слова нейропсихолога о том, что этого «Я» просто не существует — по крайней мере, в привычном для нас виде.
Восточные духовные традиции пришли к этому через опыт, а психология — через эксперименты — причём, даже случайно. Мне это говорит о том, что те, кто изучает и преподает психологию, ещё во многом не оценили последствий этих открытий.
Случайное открытие
Для контекста напомню: мозг состоит из двух зеркальных половин, которые соединяет пучок волокон, называемый corpus callosum — мозолистое тело. В поисках способа смягчения тяжёлой эпилепсии, исследователи Роджер Сперри и Мишель Газзанига предположили, что судороги будет легче контролировать, если перерезать этот мостик между полушариями мозга. Они оказались правы, и за эту работу Сперри получил Нобелевскую премию в 1981 году.
Каждое полушарие мозга специализируется на выполнении определённых типов задач, при этом оба полушария постоянно взаимодействуют. Нарушение этой связи у больных с эпилепсией позволило биологам изучить работу каждого полушария по отдельности — и обнаружить функциональные различия в работе правого и левого полушарий человеческого мозга. Этих пациентов называли пациентами с расщепленным мозгом.
Для понимания эксперимента важно знать, что тело как бы переплетено — сигналы правой половины тела обрабатываются левым полушарием, а сигналы левой половины — правым полушарием. Это переплетение работает и для зрения: левая половина нашего зрения отправляется в правую сторону мозга, а правая — в левую. Опять же, это становится очевидным только у пациентов с расщеплённым мозгом. И исследования этих феноменов привели к одному из важнейших открытий о левом полушарии мозга — которое еще предстоит полностью оценить современной психологии и широкой публике.
В одном из экспериментов исследователи показали правому полушарию слово “идти”. Пациент немедленно отреагировал на запрос: он встал и собрался покинуть фургон, в котором проводилось исследование. Когда же у левого полушария, ответственного за речь, спросили “Почему ты собрался идти?” — последовал правдоподобный, но совершенно нелогичный ответ “Я иду в дом за бутылочкой колы”.
В следующем задании правому полушарию представили слово “смеяться” — и пациент засмеялся. Когда у него спросили, почему он смеётся — его левое полушарие ответило шуткой: “Ребят, вы каждый месяц нас исследуете. Какой способ зарабатывать на жизнь!”. Представим корректный ответ, который должен был последовать: “Я встал, потому что ты меня просишь”, или “Я смеюсь, потому что ты меня просишь”. Но поскольку у левого полушария нет доступа к этим запросам, оно придумало ответ — и сразу в него поверило; но не сказало “Не знаю, почему это делаю”.
Ненадёжный интерпретатор
Газзанига установил, что левое полушарие мозга создаёт объяснения и причины, чтобы придать смысл происходящему вокруг. Левое полушарие действует подобно интерпретатору для реальности. Более того, Газзанига обнаружил, что этот переводчик, как в упомянутых примерах, часто целиком и полностью ошибается. Это открытие должно было потрясти мир, но большинство людей даже не слышали о нем.
Подумайте на минутку, что это значит. Левое полушарие просто придумывало интерпретации (или истории) событий, которые происходили таким образом, что это имело смысл для этого полушария мозга, или как если бы оно направляло действие. Ни одно из этих объяснений не было правдой, но это было неважно для интерпретирующего ума, убеждённого в правильности своих объяснений.
За последние 40 лет некоторые дополнительные исследования показали, что левое полушарие мозга отлично умеет объяснять происходящее, даже если оно неверно, даже у людей с нормально функционирующим мозгом. Например, при прочих равных условиях мы предпочитаем то, что находится на правой стороне, но об этом почти никто не знает, поэтому исследователи представили участникам без предшествующей черепно-мозговой травмы три почти одинаковых предмета на выбор — было очевидное “правое” предпочтение. Когда же их просили объяснить сделанный выбор, они выдавали не самую достоверную историю, типа «Мне просто цвет больше нравится». Даже когда исследователи рассказали им об идее исследования, левое полушарие участников помешало разубедиться в созданных им историях.
Правда в том, что ваше левое полушарие интерпретировало реальность за вас всю вашу жизнь, и если вы похожи на большинство людей, то вы никогда не осознавали всех последствий этого факта. Всё потому, что мы ошибочно принимаем то, что о себе думаем за то, кем на самом деле являемся.
Неконтролируемый внутренний голос
Большинство из нас проживают свою жизнь под руководством интерпретатора, делая ум нашим хозяином — и сами того не замечаем. Мы злимся, обижаемся, сексуально возбуждаемся, радуемся или боимся — не ставя под сомнение подлинность этих мыслей и переживаний. Хоть и очевидно, что эти переживания происходят с нами — мы как-то поддерживаем идею, что мы по-прежнему в ответе за это вот всё.
Проверьте это и лично познакомьтесь с интерпретатором — а не предполагайте, что это тот, кто вы есть. В оставшуюся часть дня обратите внимание, как внутренний голос создаёт теории, чтобы объяснить происходящее. Голос может сказать: «Этот человек выглядит счастливым», «Этот человек кажется умным» или «Может быть, мне не следовало отправлять это письмо». Если эти истории — это то, кем вы являетесь, то у вас должна быть возможность отключить их; сможете?.. Есть ещё один способ проверить это. Прочтите следующие два числа, но не позволяйте внутреннему голосу завершить этот ряд: 3, 2, _. Ваш внутренний голос завершил этот паттерн, сказав «один»? Попробуйте снова — и постарайтесь не завершать паттерн в голове. В следующий раз, обнаружив у себя навязчивую мысль, подумайте о том, что ваша неспособность остановить её доказывает отсутствие контролирующего внутреннего «Я».
Наука поддерживает восточный взгляд
Таким образом, впервые в истории открытия ученых Запада убедительно подтверждают, во многих случаях даже непреднамеренно, одно из наиболее фундаментальных положений Востока: индивидуальное «Я» больше похоже на вымышленного персонажа, чем на материальную вещь.
Почему это важно? Горькая правда в том, что в жизни каждого из нас много душевных страданий и разочарований. Ошибочно принимая внутренний голос за какую-то вещь и навешивая на него ярлык «Я» — мы приходим к конфликту с нейропсихологическими данными, которые показывают отсутствие подобной штуки. Ошибка иллюзорного ощущения себя — это главный источник душевных страданий. Из-за чьих проблем вас одолевает бессонница — какого-то незнакомца, или лично ваших? Большинство из нас беспокоятся о своих проблемах на работе, своих проблемах с деньгами и своих проблемах в отношениях. Что произойдет, если мы удалим «Я» из этих проблем?
Я различаю душевные страдания и физическую боль. Боль возникает в теле и является физической реакцией, например, от ушиба пальца или перелома руки. Страдания, о которых я говорю, возникают только в уме и проявляются в виде беспокойство, гнева, тревоги, сожаления, ревности, стыда и других негативных психических состояний. Я знаю, это смелый вызов — утверждать, что все эти виды страданий являются результатом вымышленного самоощущения. В то же время, суть этой идеи блестяще уловил даосский философ и писатель Вэй У Вэй:
Почему ты несчастен? Потому что 99,9% всего, что думаешь и делаешь, относится к «Я». Но никакого «Я» не существует.