На подготовку годового бюджета нам теперь хватает трех недель вместо четырех месяцев прежде

Читайте большое интервью с Олесей Жаворонковой, финансовым директором ООО «РОЛЬФ», лауреатом премии «Финансовый директор года — 2022», о радикальной перестройке системы бюджетирования, новой роли...

Читайте большое интервью с Олесей Жаворонковой, финансовым директором ООО «РОЛЬФ», лауреатом премии «Финансовый директор года — 2022», о радикальной перестройке системы бюджетирования, новой роли финансовой службы, управлении изменениями и о том, как из финансового контролера получился лучший руководитель отдела закупок.

Полный текст интервью можно прочитать по ссылке, небольшие выдержки из него прилагаем ниже.

Какие у Вас прогнозы относительно спроса на автомобили?

В этом году спрос на новые автомобили составил 950 тыс. штук. В следующем ожидаем 1,2–1,3 млн. Вообще в нашей отрасли сформировался серьезный отложенный спрос. В какой-то момент он должен быть реализован, но за год это сделать не удастся. При этом конкретно в нашем направлении клиент не готов быстро перестраиваться и выбирать китайский автомобиль. Узнаваемость бренда очень важна, и такая тенденция сохранится в ближайшие два года. Как раз через пару лет, когда российские производители будут готовы выйти на полные мощности, параллельный импорт, скорее всего, закроют. Тогда можно будет ожидать смены предпочтений.

Направление подержанных автомобилей выросло в 2023 году?

Да, безусловно. Надо сказать, что наша стратегия на пять лет, принятая в 2020 году, предусматривает увеличение доли рынка автомобилей с пробегом и у нас это получается. Если в прошлом году наша доля составляла около 1,5 процента, то сейчас где-то 1,8. При этом мы, являясь крупнейшим игроком на рынке автомобилей с пробегом, считаем это направление одним из самых устойчивых в нашем бизнесе. Более того, спрос на такие автомобили в шесть раз выше, чем на новые.

Менялись ли в «РОЛЬФ» подходы к бюджетированию за последние три года?

Лет семь назад мы опускались вплоть до моделей автомобилей. Более того, по каждой модели планировали комплектующие, скидки, опционы, финансовые услуги и пр. Подготовка такого бюджета длилась месяца четыре.

Со временем мы упростили этот процесс. Стали планировать по брендам. Не важно, какие именно модели мы продадим, но общее количество проданных автомобилей внутри бренда должно быть таким-то. Что будет пользоваться спросом, то мы и будем привозить и продавать.

В этом году мы планировали по еще более упрощенной модели — в разрезе новых автомобилей и автомобилей с пробегом. Потому что даже не понимали, какие бренды будем продавать. В итоге бюджет выполнен на 97 процентов.

Я считаю, что нужно делать то, что приносит результат. Мы фокусируемся на том, как помочь улучшить результаты, а не на том, чтобы нарисовать картинку, как могло бы быть. Поэтому и на подготовку годового бюджета нам теперь хватает трех недель вместо четырех месяцев прежде.