Найти тему
1K подписчиков

Индикатор ИВЛ1/7-5 из детства. Как сделать часы и оставить лампу на виду?

1,8K прочитали

Здравствуй, дорогой Читатель!

Не прискучило ли тебе разглядывать часы? Надеюсь, что нет! Потому что сегодня хотел показать нечто новенькое, применение индикатора ИВЛ1/7-5.

В далеком детстве, когда дедушка мне подкидывал с пенсии по рублю или трешке, а по праздникам могло быть и пять, я не тратил деньги на конфеты и пепси, а копил. Ездил я к дедушке на электрике в Подмосковье с трех вокзалов, до вокзалов добирался на метро. По дороге часто заезжал поглазеть в Центральный Детский Мир, в отдел "Юный Техник". Там, на стеклянных витринах, были разные конструкторы для школьников, в числе прочего - Радиоконструктор "Старт-7176" для сборки часов (радиоприемник Юность 101, конечно, тоже мимо меня не прошел ))).

Старт-7176 после сборки. Фото из открытых источников
Старт-7176 после сборки. Фото из открытых источников

Навестив дедушку несколько раз, я накопил требуемую сумму, купил набор и спаял его 100-ваттным папиным паяльником. Как ни странно, часы заработали. Куда они делись потом - не помню. Уже тогда мне нравилось разглядывать этот индикатор, любоваться узором проводников и приятным фосфорным свечением. Романтика. Вероятно, поэтому он и сейчас мне так нравится.

К чему я это всё. Лампу эту ИВЛ1/7-5 любители-конструкторы используют не часто. И, как правило - помещают ее в корпус. Получаются часы в стиле СССР 80-х. Скука. Не видно красоты индикатора. Не видно техногенного рисунка проводников, не блестит стекло. Я хотел, чтобы лампа была снаружи.

Первая попытка оказалась неудачной. За основу я взял схему на АТМЕГА8 и генератором напряжения под названием "автотрансформатор" (если память не изменяет). Схема была под ИВ-12, но ничего не мешало поставить ИВЛ1/7-1.

Идея моя предполагала, что индикатор будет стоять голый, без светофильтра, на рамке из текстолита, а за ним будет пространство, чтобы проявлялась вся его красота и прозрачность. Плюс - небольшая подсветочка заиндикаторной области миниатюрными лампами накаливания (да да, не светодиодами).

Автотрансформатор я в итоге так и не смог запустить. Мусолил мусолил плату раз в два месяца, потом плюнул заменил весь узел на платку от другой часовой схемы, часы завелись. К тому времени идея конструктива уже казалась мне убогой. Но часы готовы, не выбрасывать же. Поэтому я буквально из того, что нашлось в столе, сел и собрал вот такого Франкенштейна (или Крокодила Гену, кому как нравится):

Франкенштейн. К дизайну прошу не придираться, по причине его полного отсутствия.
Франкенштейн. К дизайну прошу не придираться, по причине его полного отсутствия.

Часы стоят на стальной пластине, к которой привинчены кронштейны крепления от автомобильного CD-чейнджера, сверху приклеена платка с кнопками.

Вид сзади
Вид сзади
Вид сбоку. Видна плата под индикатор с тремя большими квадратными окнами.
Вид сбоку. Видна плата под индикатор с тремя большими квадратными окнами.

А так выглядит подсветка индикатора в темноте:

В темноте - больше не часы, а светильничек. Красиво же, разве нет?
В темноте - больше не часы, а светильничек. Красиво же, разве нет?

Часы эти я вывесил на авите что-то вроде за тысячу рублей, как конструктор для желающего поковыряться с прошивками, потестить, поэкспериментировать, и т.п. Ушли и забыл. Надеюсь, пригодились!

Следующий подход к ИВЛ1/7-5 был более серьезным, к тому времени я уже наигрался с лампами ИВ-11, уже были некоторые наработки по корпусному обустройству.

С твоего позволения, дорогой Читатель, о следующем подходе я расскажу следующим постом. Устал сидеть за компьютером, спина болит, и тебя не хочу утомлять "лонгридами". Короткие посты, мне кажется, легче и непринужденнее, мы же не на работе тут, на отдыхе. Да и ДЗЕН вроде советует не писать длинных портянок.

Ненадолго прощаюсь, желаю удачного дня, и отличного настроения!