18 подписчиков

Сварные швы в Компас 3Д для 3Д печати

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д. Мы сделаем не просто схематичное обозначение на чертеже, а сгенерируем настоящие, объёмные, подходящие для печати швы.

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.

Cпособ не самый простой и немного через одно место, но это лучше чем ничего :)

Но сначала расскажу про суть подхода, зачем так сложно и про различные нюансы и проблемы с которыми я столкнулся.

Мой способ далеко не самый оптимальный и можно 100% сделать гораздо лучше. Но он работает. И подойдёт как стартовая точка, если вы делаете швы в первый раз. Думаю этот подход, в целом, подойдёт для всех CAD программ, просто надо учитывать нюансы интерфейса.

Я опишу все шаги текстом, но в конце блока будет видео, где я опишу те же самые шаги более наглядно.

Суть подхода

Схаматично шаги можно описать так:

1. Берём две детали, которые формируют шов, урезаем до минимальных габаритов и сохраняем как два STL файла.

2. Импортируем оба STL файла в проект в Blender-е и делаем так, чтобы детали слегка пересекались.

3. По месту соприкосновения применяем Welder Addon, который сгенерирует шов.

4. Сохраняем результат в STL файл и затем открываем его в Компас 3Д.

5. Вставляем результат работы в сборку и накладываем на нужное место с помощью сопряжений.

Больно и сложно только в первый раз :) Плюс многие швы можно переиспользовать, например на бонках.

Почему так сложно?

Проблема в том, что все популярные CAD редакторы, такие как Solid Works, Fusion 360, Компас 3Д и другие работают с простыми объектами, которые можно описать параметрически. Они не умеют работать с конкретными вертексами (вершинами) объекта.

Взять, например, цилиндр - в CAD у него нет вообще ни одной вершины. Просто координаты в пространстве, высота и радиус.

То есть в CAD мы описываем объекты параметрически.

Для швов же нам нужна программа, которая позволяет рисовать объекты. Программа в которой все объекты будут состоять из полигонов и где мы можем как угодно манипулировать их вертексами напрямую. То есть программа в которой можно творить :) В нашем случае это Blender.

Почему Blender? Потому что он мощный, бесплатный и доступен на всех популярных десктоп платформах. Для наших целей его более чем достаточно. В нём даже есть неплохие инструменты для лепки. Нам они не пригодятся, но в теории их можно было бы использовать, чтобы доработать наш шов.

В общем мы будем совмещать два пути - CAD программу для инженерного проектирования и программу для творческого моделирования.

Альтернативные методы

Стоит упоминуть, что можно поступить проще: Если вы хорошо владеете программами для скульптинга (например Z-brush), то можно осуществить добавление сварных швов и следов сварки на самом финальном этапе - когда готовая модель сохранена уже в формате для печати.

Но мне этот подход не подходит по двум причинам:

1. Я не умею мастерски вручную гибко лепить/генерировать сварные швы по месту, просто не владею навыками. Да и не вижу особого смысла, слишком редко и мало это пока нужно в проекте.

2. Отсутствие гибкости. Если допустим, во время тестовой сборки я обнаружу, что часть геометрии надо переделать - мне придётся вносить изменения в CAD файл. И после этого рисовать все швы по новой. Всё таки, на мой взгляд, удобнее, когда шов, по сути, добавляется в сборку как независимый компонент.

Начнём

Я буду делать шов на примере этой детали:

Все локальные размеры нам известны:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-3

Зная их создаём новый файл, ограничив его участком, на котором будет находиться шов:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-4

Рекомендую вторую фигуру строить от плоскости, а не от первой фигуры, чтобы первую можно было независимо её скрыть. Далее сохраняем прямоугольную фигуру в отдельный файл и цилиндрическую фигуру тоже в отдельный файл.

Нажимаем "Файл" -> "Сохранить как...", выбираем тип "STL", далее "Сохранить с параметрами". Параметры выставляем как на картинке:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-5
В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-6

То есть достаточно выставить только одну галочку - "Максимальное угловое отклонение" с значением 4. Если упростить, то, грубо говоря, тут мы задаём на сколько полигонов нужно дробить крулгые поверхности. Сильно загоняться тут не стоит, в конце поймёте почему.

Далее нам понадобится Blender. В версии 4.0 и 3.6 LTS у меня аддон не заработал, но заработал на 3.3 LTS, рекомендую скачать на официальном сайте:

В самом блендере понадобится установить аддон, вот ссылка на файл:

https://tsartank.pro/assets/downloads/Welder_v1.3.9.zip

Если не знаете как устанавливать аддоны, то вот инструкция:

Далее по очереди импортиуем оба STL файла:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-7

Обе фигуры окажутся ровно одна над другой. Далее нам надо одну фигуру едва едва задвинуть внутрь второй:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-8

Убеждаемся что выбран "Object Mode", зажав Shift выделяем оба объекта, кликаем на кнопку справа, чтобы открыть панель:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-9

Активируем таб со словом Welder, выбираем нужный стиль шва и кликаем на кнопку Weld:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-10
В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-11

На месте стыка появится шов. Повертев и покликая кнопку мыши придаём ему нужную форму:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-12
В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-13

Вроде бы всё круто, но присмотревшись мы видим шляпу :) Вернее рукав. Конец шва мало того, что странно отклонён в сторону, так ещё и полый внутри! Будем исправлять. Выделяем объект шва и применяем к нему все модификаторы (потребуется нажать Apply на трёх элементах списка):

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-14

Потом переходим в Edit Mode:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-15

И просто удаляем крайние рёбра хвостика, ряд за рядом. Чтобы ускорить процесс, можно придерживать следующего алгоритма: Зажимаем Alt, кликаем на ребро (чтобы выделить все рёбра по контуру), нажимаем Delete, выбираем Vertices:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-16

И так контур за контуром рукав будет уменьшаться. Для наглядности можно временно скрыть две базовые фигуры, кликнув на значки глазка:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-17

В итоге рукав будет выпирать совсем чуть чуть и примет приличный вид, типа такого:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-18

Но по хорошему оба рукова (а их естественно два), надо бы заткнуть с обоих сторон, чтобы превратить поверхностную модель в твёрдое тело. Для этого мы аналогично описанному выше способу выделяем их, но вместо удаления нажимаем кнопку F:

Получилась этакая скрученная в кольцо колбаска сама залезающая в свои текстуры на концах :) Далее экспортируем проект как STL файл и на данном шаге с Blender мы наконец-то закончили.

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-20

В блендере есть довольно продвинутые инструменты для лепки/скульптинга. Так что в теории можно было бы ещё поиграться с режимом Sculpting, чтобы придать шву более интересную форму. Могу порекомендовать это видео по теме, если нужны основы:

Наконец-то возвращаемся к нашему любимому Компасу. Выбираем меню "Файл" -> "Открыть" и открываем STL файл, не забыв указать его тип:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-21
В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-22

Далее переключаемся на сборку и добавляем компонент, выбрав наш шов из списка активных:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-23

С сопряжениями всё довольно просто. Рука тянется к "Соосность", но это не сработает, ведь для компаса это просто набор полигонов, формально цилиндра тут нет :) Но ничего страшного, "совпадение" тоже прекрасно решает наши задачи: выделяем любое вертикальное ребро "цилиндра" компонента и основной цилиндр в сборке:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-24

Повторяем на ещё паре аналогичных ребёр и объект оказывается великолепно отцентрован. Далее примагнитим лицевые плоскости через "совпадение" и объекты оказываются полностью наложены друг на друга. На этом этапе можно словить такой эффект, когда компонент слегка закручен:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-25

Но делать с этим ничего не нужно, нам это совершенно не мешает :) Потому что теперь мы переключаемся обратно на таб с компонентом загруженным из SVG файла и скрываем цилиндр и параллелепипед:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-26

После этого в сборке останется только сварной шов:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-27

Фух. Мы закончили. Надеюсь вы не утонули в скриншотах.

Так же я описал все шаги в данном видео:

Ещё один важный момент. Иногда шов имеет синий цвет:

В статье я дам пошаговую инструкцию по имитации простеньких сварных швов в Компас 3Д.-28

Я не знаю почему, но у меня есть теория. Помните мы работали с рукавами шва и закрывали концы недостающими полигонами? То есть превращали поверхностную модель в твёрдое тело. У меня есть подозрение, что синим обозначается объект, который не является твёрдым телом (а значит не пригоден для 3д печати). Но я не уверен насчёт этого момента, буду рад если в комментариях отметится знающий человек.

Мысли и идеи

В перспективе я хотел бы скульптить швы сам.

Похоже, что лучший инструмент для этого Z-brush. И туториалов на ютубе у него тьма, в том числе и по швам:

Но, к сожалению, программа сделана для инопланетян и, соответственно, имеет инопланетный интерфейс. Времени на освоение пока нет. Да и не взлетит она на моей Ubuntu.

У Blender тоже есть мощный инструментарий скульптинга, но видео примеров по сварным швам почти нет. Лучшее, что я нашёл это вот это скомканное видео. Мне даже удалось с десятой попытке воспроизвести что-то подобное, но результат меня не устроил, когда делаешь сам всплывает много нюансов:

Можно ещё покопать в сторону Adobe Substance Painter, швы мне показались симпатичными:

Надеюсь материал будет полезен, ну или хотя бы был интересен. Если да, то не скупитесь на лайк.