- Да если хотите, "огород"- это наша русская атомная бомба, - возмутилась Валентина Теличкина, исполнявшая главную роль в фильме, отвечая оппонентам после просмотра фильма Ларисы Садиловой. Он так и назывался "Огород".
Зацепил меня фильм, даже сразу не скажу чем. Во всяком случае высматривала его до полуночи, а потом ещё обсуждение было. Гордон вёл "Закрытый показ" субботним поздним вечером.
Фильм неспешный, с юмором, авторское кино, такое непривычное современному зрителю, вкус которого испорчен мыльными сериалами и боевиками.
Фильм для размышления.
- О чем фильм? - вопрошал ведущий и участники дискуссии не сразу могли ответить.
Об огороде? о любви? о жизни в русской глубинке? о простых людях? Об ограничениях, которые городит сам себе человек и поэтому остаётся несчастным? Или о тех смыслах, что держат на плаву простого человека в сумасшедшее время?
Было понятно, что этот фильм особенный, со своеобразным кинематографическим языком, выразительными средствами, осутствием логики в сюжете.
Притча, скорее.
Но удивительно, что зацепил он и тех, кто видел достоинства этой картины, и тех, кто акцентировал внимание в основном на недостатках.
Кому это интересно? история о немолодых людях 60+
Какая любовь?
Пенсионерка Зоя (Валентина Теличкина) встречает в санатории немолодого конферансье Валеру (Юрий Кутафин), он женат, хотя в браке несчастлив. Третий раз они проводят время вместе, отношения у них можно сказать, идиллические и романтические.
Встречаются зимой вдали от дома и своих проблем.
А летом у Зои - огород, сестра Эля (Ольга Лапшина), с которой они живут в одной квартире, не сказать что мирно, но уже притерпелись, видимо. Зоя увлечена огородом, и каждый день в сезон ездит за город автобусом туда и назад каждый божий день.
Эля не поддерживает её увлечения, она смотрит сериалы - это её мир.Кстати, фрагменты с сериалом" Зрячая", где в роли ведуньи Зинаиды - Раиса Рязанова - наполнены таким искрометным народным юмором! (Поклонись бобру! Иди на Север!)
Сыновья у Зои в Москве, и у Эли тоже дочь там же. Зарабатывают деньги, парни на стройке, дочка Эли мастер красоты, обслуживает богатых клиентов. Личной жизни нет ни у кого, только работа, неустроенный быт на с,емной квартире.
Звонят дети, когда есть время, возможность. Мать не звонит, как бы ей этого не хотелось. Передаёт детям банки с пресловутыми помидорами: дети, небось, голодают в своей Москве.
Дети отвергают эти дары, потом принимают- да ладно уж! - широкий жест снисхождения. Однако сумели однажды удивить мать, сделать сюрприз - домик на колёсах.
Валеру Зоя старается забыть после того как он об,явил, что в следующий раз приедет с женой. На его назойливые звонки не отвечает, хотя мучится, и сны ей снятся тревожные, с мистически подтекстом. Валера же, утомлённый участью мужа-подкаблучника, горячо мечтает о встрече, пишет письмо, узнав адрес Зои через год разлуки.
Приезжает, но встреча не задаётся. Хотя сестра Зои, стервозная Элла, готова жертвовать, даже оставить квартиру ради счастья сестры.
Финал открытый. Валера уезжает на электричке. Зоя бежит за ним, садится в вагон, но замирает в раздумьях, подойти ли...
Вроде бы никаких особых страстей. Игра актёров сдержанная. Кстати есть много эпизодов, где играют непрофессионалы, и это делает фильм похожим на документальный.
Возможно, этим он тоже подкупает.
На что обратила внимание во время обсуждения: насколько разным было восприятие молодых зрителей 25-30 и более зрелых, 50+ и далее. Это совсем другое ощущение жизни во всех проявлениях.
Но очень интересно было слушать разноречивые мнения по поводу по настоящему глубокого фильма, снятого Ларисой Садиловой.
И Александр Гордон заявил здесь себя с лучшей стороны, как ведущий.
И знаете, захотелось посмотреть другие фильмы режиссёра Ларисы Садиловой.
У меня есть жизненный рассказ, чем-то похожа эта история на сюжет фильма "Огород".
Птичка Степная *