Что для меня означает слово "Песня" и что я думаю о текущих финалистах конкурса проекта "Местные"


Начну с отрывка стихотворения:
Вадим Шефнер
Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
...........

музыка - как и слова вызывает у человека эмоции, как и слова может вылечить, спасти, а может и убить...

Песня - это сочетание музыки и стихов, музыканты - исполнители в этом свете, в какой - то мере вожди, полководцы, революционеры, врачи, маги.
В их силах вылечить человека, спасти... но и в их власти разрушить, убить, оскорбить.
Вот только понимают это текущие финалисты? Понимаете это вы, читатели?

Ведь классика от попсы отличается тем - что первая несет смыслы, ориентиры поднимает новые и важные вопросы, а попса - заезженные темы (заезженные темы - тоже темы, но чтобы произведение на такую тему было классикой необходимы яркие метафоры, вызывающие сильные ассоциации об этом песня "Кайф" Кукрыниксы

или новый взгляд на тему, возможно, лучшее раскрытие темы - новые смыслы), пошлость, примитивные чувства, пусть и в красивой обертке.

В подтверждение важности текста - хочу привести несколько треков:

она же 50 лет спустя...


Александр Сергеевич Пушкин еще писал. А какой трек классный с музыкой получился...

Есенин...


Русский романс 19 века.
Мой дедушка любил петь эту песню... и я люблю... :)


музыка меняется, интонации меняются а текст - ВЕЧЕН.
Список можно продолжать, но для примеров - достаточно...

Итак, каковы критерии хорошего текста? Попробую обозначить их.
1. Текст должен иметь сюжет, нести мысль, описывать ситуацию.
2. Должен быть целостным (я сейчас не про прием из фильма Криминальное чтиво)
3. Должен быть логически понятным.
4. Иметь эмоциональный окрас, выражающий отношение автора к происходящему.
5. Должен содержать выводы или поднимать "вечные вопросы"

Хочется обратить внимание еще на один аспект, текст не должен быть пошлым. Далее два произведения несущие одну и ту же мысль и по логической структуре повествования практически идентичные, написаны лишь разными словами.
Первое произведение Оксимирон - пример пошлости и грязи. И не надо сравнивать его тексты с ругательствами в песнях Сектора Газа.... Там это к месту, Юрий использовал метафоры, ругательства, но не употреблял нецензурщину
в качестве действий героев своих стихов. Ругательства в песнях Сектор Газа - это окрас. Ругательства в песнях Оксимирона - действия. Окрас - это колорит. Действия - пошлость.


А вот Маргарита Пушкина и группа Ария...


Чувствуете разницу? Я - да...
Первое произведение только в мусорную корзину,
может и не в мусорную корзину, но! В массы - врядле. Оксимирон перечисляет всю грязь, вываливает всё сразу, это вызывает отторжение, нежелание вникнуть в суть, агрессию. (этот текст написан после повторного прослушивания, меняется восприятие, понимание, блин! Черт возьми! Хотел противопоставить - но не получается! Читатели, на ваш суд этот момент. Решите сами, можно ли говорить об этих двух треках как о мусоре и классике) Маргарита Пушкина и Ария - заходит сразу. Без отторжения. Но структура, форма, мысли передаваемые авторами одинаковы. Это бесспорно.

Для начала давайте попробуем оценить стих, который я процитировал в начале статьи по этим пунктам:
1. сюжет - рассказ о том, какие бывают слова.
2. целостность - несомненно присутствует.
3. логически понятный.
4. эмоциональный окрас создается далее по тексту, он есть.
5. Вечные духовные ценности Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

И еще, как вы могли заметить, при перечислении песен, ставших хитами, мы видим, что меняется темп, меняется интонация, меняется мелодия.
Неизменен - текст. Текст в песне, намного важнее музыки. Т. к. песню можно петь и без
музыкальных инструментов. Под разные музыкальные инструменты и мелодии. Бывает и наоборот. Что также говорит о качестве музыки, ее популярности. Но музыка только создает эмоциональный настрой и не несет смысла.
Можно быть здоровым как бык и пропить всё свое здоровье (бесполезное здоровое тело). А можно быть дохляком и всю жизнь дворником дворы от снега чистить (личность хоть и с физическими изъянами, но с хорошей целью, с действием).
От чего пользы больше?

Теперь пройдусь по песням январских финалистов проекта Местные, с точки зрения смыслов, которые они несут, с точки зрения текста, целосности и ясности.
Ведь именно эти параметры необходимое условие для того, чтобы произведение стало ВЕЧНЫМ.

Как бы я расставил финалистов:

1. "Йо-хо-хо"
Карамба! Полундра! Свистать всех на верх!
Двенадцать лет назад, на борт пиратской шхуны,
Забрался я щенком и старый Генри Морган сказал:
"Сопляк расслабься, ты объездишь много стран -
но всё что ты увидишь - пьяные морды"

И снова про мифы и снова на выбор.
Болтаться на рее или пойти на дно.
И богу наплевать и дьявол нас не слышит.
Йо-хо-хо и в бутылке ром.

Двенадцать лет подряд, глотал дешевый ром,
И шел на абордаж, раз тысячу наверно
И думал что богат, но вот всё дело в том,
Что весь хабар остался по шлюхам и тавернам.

И снова про мифы и снова на выбор.
Болтаться на рее или пойти на дно.
И богу наплевать и дьявол нас не слышит.
Йо-хо-хо и в бутылке ром.

Вот морган врезал дуба, а я богат не стал
Весь приз мышам от сабли и накачанные руки
Мой капитан был прав, я объездил много стран,
Но всё об этом знают лишь портовые шлюхи.

И снова про мифы и снова на выбор.
Болтаться на рее или пойти на дно.
И богу наплевать и дьявол нас не слышит.
Йо-хо-хо и в бутылке ром.

В данной песне все пять критериев присутствуют. Качественное произведение, которое можно петь и под гитару и без... Отлично. Ставлю на первое место из семи композиций. Одна из мыслей текста - что везде одно и то же... Эта мысль проскакивает во - моногих произведениях... Например...


...там тоже что у нас.. я уверен что у них тоже самое и всё идет по плану...
Окрас разный, сюжеты разные, а мысль - плюс минус одна и та же...
Кстати, на структуру этого текста можно было бы песню написать про текущих обитателей "Галер". Правда, не уверен, стоит ли об этом?

2. "Звиздаче"
Ты - хороший, Я - плохой, Ты - добрейший, Я - как ??? злой...
Ты - красивый, Я - урод, Ты - богач а я - нищеброд...
Ты покупаешь облигации, а я в ??? вискарь по акции.
Тебя забрал твой вертолет, Я тот кто целый день пешком идет.

Ты богаче, ты хитрее, я звиздаче, я звездее...
Ты хитрее, ты богаче, я звиздее, я звиздаче...
Я звиздаче, я звиздее!

Тебя везет зеленый порш, а я в кармане тру последний грош.
Айфон твой сотый ??? стразами, я человечий фарш ???
Ты открываешь свой бутик, а у меня - голодный тик...
Ты приумножил капитал, а я на утро бутылки сдал.

Ты богаче, ты хитрее, я звиздаче, я звездее...
Ты хитрее, ты богаче, я звиздее, я звиздаче...
Я звиздаче, я звиздее!

В общем данный текст также в той или иной мере удовлетворяет пунктам, о которых написал, но есть детали, противопоставления не универсальны, и не отражают картины в целом. Идея хорошая, нужда и достаток, духовное богатство и нищета - вечные темы... Но противопоставления нужно проработать. Возможно, со - временем авторы найдут более точные противопоставления и песня чуточку изменится. Очень не понравилась концовка, с 2:20 и до конца. Просто слух режет.
По этим причинам песню я поставлю на второе место в своем рейтинге.

3. "Вилка"
Я надел новые кеды. С логотипом рэмсид майку.
Одолжил портвейн у деда и нарвал цветы с лужайки.
Губы раскатал на вечер, всё готово к первой встрече.
Ты так хороша собой, если бы не голос твой.
От тебя никуда не скрыться ты со - мной всё время.
Ночью он в кошмарах сниться, словно боль в коленях.

Вилкой по стеклу, словно голос твой.
Можно я уйду. Я хочу домой.

Мы гуляли под луной, ты много говорила очень.
Ну за что ты так со - мной. Вот бы вечер был короче.
Мои нервы на пределе, кажется проходит вечность.
Это словно скрипка челено длинною в бесконечность.

От тебя никуда не скрыться, ты со - мной всё время.
Начала мне в кошмарах сниться. Словно боль в коленях.

Вилкой по стеклу, режет голос твой.
Можно я уйду. Я хочу домой.

От тебя никуда не скрыться, ты со - мной всё время.
Начала мне в кошмарах сниться. Словно боль в коленях.
Вилкой по стеклу, режет голос твой.
Можно я уйду. Я хочу домой.

Веселая, зажигательная, но глупая песня. всё есть из перечисленных мною пунктов и слог хороший. Одно не заходит. Тема... Автор не говорит этого в лицо. Скажи это - и всё бы закончилось и песни не было. Но, наверное так поступают
те, кто рвет цветы на клумбах и одалживает портвейн. Притворяться, терпеть, разговоры за спиной - их выбор. Кстати, голос в песне тоже вилкой по стеклу, но после третьего прослушивания к этому привыкаешь и не так коробит уже.
В конце концов, у каждого есть свои недостатки. Но искать нужно достоинства... Если бы это был допустим единственный недостаток девушки при знакомстве со - мной, я бы прикрыл уши... К тому же для меня важнее то, что говорят.
А не какой голос. Но это уже субъективно.
Намного лучше раскрытие темы в песне:


Хотя она тоже отсутствует в моем плейлисте. Но смысл намного лучше, песня не только о внешнем виде но и о порочной женской любви потрепать нервы, о скверном характере некоторых девушек.

4. "Солнечный час"
Когда - то наступит в твоей жизни период и ты уставишься в зеркало сделав свой первый вывод.
Ты почувствуешь в спальне запах тех сигарет. Ты запомнил моменты - которых нет. Просто неет.
И может быть это твое одиночество есть та самая истина, что диктует пророчество.
Тебе стало так грустно в тот самый момент, но уже очень поздно, ее рядом нет. Просто неет.

Может пора в солнечный час забыть пора
Может пора в солнечный час забыть пора
Боль.

Теперь в своей комнате ты остался один, здесь расставил все вещи и навешал картин
Ты пытался построить свой идеальный мир. Сидишь теперь в нем абсолютно один. Ты один...
Все выводы сделаны, ты скучаешь по прошлому, но вернуть время в спять не получится к лучшему.
Жизнь - это лестница, ты так сам говорил и возможно ошибку ты уже совершил.
Совершил.

Может пора в солнечный час забыть пора
Может пора в солнечный час забыть пора
Боль.

Есть структура, есть сюжет, есть подача, есть тема. Что вызвало вопросы: "Ты запомнил моменты - которых нет." моменты либо были либо это галлюцинации. Правда для каждого человека определенный момент может иметь свою окраску и значение. Что имел в виду автор строк? почему четвертое место? - общий смысл, забыть... забывая прошлое, забывая свои ошибки, рискуешь нарваться на следующий круг "сансары" уже при жизни. Наступить на те же грабли. А зачем это?

4. "Юность"
По наклонной плывет ковчег. выпускаю в закат дым.
Ты здесь больше не человек, смерть, не сдамся тебе живым.

Мы идем кататься с облаков, на сверхреальных санках,
И космос плещется и шипит в пустых жестяных банках
Мы идем кататься с облаков, забросив шкуру(школу) жизни
Мы гладим уличных котов ??? ??? ???

Тело всё тот же чернозем, прорастает сквозь кожу ???
Мы поищем и не найдем за что скрывает ??? ???

Мы идем кататься с облаков, на сверхреальных санках,
И космос плещется и шипит в пустых жестяных банках
Мы идем кататься с облаков, забросив шкуру(школу) жизни
Мы гладим уличных котов ??? ??? ???

По наклонной плывет ковчег. выпускаю в закат дым.
Ты здесь больше не человек, смерть, не сдамся тебе живым.
Тело всё тот же чернозем, прорастает сквозь кожу ???
Мы поищем и не найдем за что скрывает ??? ???

Сложно дать оценку по критериям, которые я обозначил в первой части статьи. Тема вроде ясна, метафоры ясны, ясно отношение к происходящему. Но создается ощущение, что вечность остановилась в моменте. И в песне нет ничего кроме момента, хорошо описанного, эмоционально спетого, не видно препятствий впереди... впереди автор видит только пустоту... и от этого становится печально на душе.

4. "Сотни раз"
Мой скверный настрой, всё портит порой.
??? иди. Найди другой ориентир по пути.
В сквере нас трое ??? разум и грозовое поле
Внутри бегают мышки они напуганные жизнью.
Я точно знаю, всё станет лучше,
Я точно знаю, всё станет лучше, лучше, лучше, лучше
В сотню раз Сотню раз Сотню раз Сотню раз Сотню раз.
В сотни раз. Сотню раз Сотню раз Сотню раз Сотню раз.

Не знаю, что сказать... если честно - не ожидал увидеть эту песню в финалистах. (была выложена в комментах). Исполнение не позволяет легко схватить смысл. "Я точно знаю, всё станет лучше, лучше, лучше, лучше
В сотню раз Сотню раз Сотню раз Сотню раз Сотню раз." смысл уловил только после пятого прослушивания. Одно радует, автор - оптимист, несмотря на скверный настрой. :) И еще... Коротоко как - то совсем...:(

5. "Побег"
Старый демон инферно, демон мокрых ночных одеял.
Твой юный солдат, ночью сегодня бежал.
Он никого не оставил в замен. А он и не обещал.
На острых льдах северный флот, он покинет причал.

Этой ночью тебе опять не уснуть.
Этой ночью тебе духи лягут тихо на грудь.
Этой ночью тебе может петь а может и танцевать.
Выпить море вина и сгореть всей, упасть на кровать.

Будут и будут сниться ночью твои глаза
Тянется вдоль ресницы одна слеза.

Пьяный берег забудет твои следы и вчерашний побег.
Ветры море остудят алый бархат прищуреных век.
Луковый месяц спалит себя он не сдаст, он сегодня с луной.
Она помашет тебе на прощанье в надежде на новые встречи самой ранней весной.

Будут и будут сниться ночью твои глаза
Тянется вдоль ресницы одна слеза.

По метафоричности схожа с "Юностью" очень натянуто, запутанно, тускло. демон мокрых ночных одеял... не характеристики демона... демон не вяжется с мокрыми ночными одеялами... слабенько... там, где должно быть сильно.
Искренне не пойму, почему народ голосует за эту композицию?

Спасибо, всем тем, кто дочитал до конца, ставьте лайки, пишите комментарии. Буду рад в комментах увидеть треки, не вошедшие в финал. Было бы здорово слышать и других исполнителей. Обсудить. Сравнить.