Новая жизнь "Ленинского комсомола": что внутри первой атомной подлодки СССР

10K прочитали
Фото: Сергей Чемеков
Фото: Сергей Чемеков

Добрался до Музея военно-морской славы в Кронштадте, где открылась внутренняя экспозиция атомохода «Ленинский комсомол». Походили вокруг подлодки, забрались внутрь, послушали интересные истории. Подробности далее.

Фото из Сети
Фото из Сети

Для начала стоит отметить, что К-3 (головной корабль проекта 627 "Кит") — уникальная и легендарная машина, с которой началось становление и развитие отечественного атомного подводного флота. Лодку заложили 24 сентября 1955 года на заводе №402 (сейчас это ПО "Севмаш") в Молотовске (ныне Северодвинск). Передали ВМФ спустя всего три года — 17 декабря 1958.

Служба

В марте 1959 года субмарину включили в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок и осенью того же года переправили Западную Лицу. Как рассказали в музее, за всю службу АПЛ прошла более 128 000 миль (206 000 километров) и провела в походах более 14 000 часов.

К-3 на Северном полюсе. Фото из Сети
К-3 на Северном полюсе. Фото из Сети

В июле 1962 года К-3 всплыла около Северного полюса. Подводники водрузили Государственный флаг СССР во льдах Центральной Арктики и тем самым доказали, что для нашего флота невыполнимых задач нет. После возвращения в пункт приписки руководителю похода, командиру корабля, командиру БЧ-5 (силовой установки) присвоили звание Героев Советского Союза, остальной экипаж наградили орденами и медалями.

Фото из Сети
Фото из Сети

В 1991 году «Ленинский комсомол» выведен из состава ВМФ. В конце 2002 года его доставили в Полярный на 10-й судоремонтный завод для утилизации. С АПЛ выгрузили отработанное ядерное топливо, срезали реакторный отсек и заменили его донором, демонтировали до 70% оборудования.

Осенью 2020 года «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенная судостроительная корпорация» инициировали проект сохранения К-3 в качестве центрального экспоната Музея военно-морской славы в Кронштадте. В III квартале 2021 года лодку доставили в Высоцк, потом отбуксировали к терминалу порта «Моби Дик» в Кронштадте, где корпус К-3 разделили на две части для безопасной транспортировки по городу.

Далее, в течение четырех ночей субмарину везли по улицам к зданию музея. Никогда ранее настолько огромное плавсредство сухим путем не перевозилось.

В октябре 2022 лодку собрали и установили в проектное положение. Далее началось восстановление легкого корпуса, установка необходимого оборудования, винтов, рулей, стабилизаторов и т.д. Специалисты пытались максимально приблизить АПЛ к оригинальному облику. В конце декабря прошлого года экспозиция открылась.

Торпедный отсек

Общая площадь почти 65 квадратных метров, внутри восемь торпедных аппаратов калибром 533 мм с боекомплектом на 20 торпед. Здесь же расположены баллоны воздуха высокого давления, приводы клапанов вентиляционных цистерн главного балласта и 23 койки для отдыха матросов. А еще санузел.

Аккумуляторный отсек

В нем, как ясно из названия, находились аккумуляторные батареи, 5 кают, включая каюту командира лодки и кают-компания.

Из оборудования: воздухоохладитель и вентилятор системы вентиляции.

Центральный пост

По сути, мозг «Ленинского комсомола». Здесь располагались посты управления вертикальным и горизонтальным рулями, погружения и всплытия, штурманская рубка, связь, гидроакустика и радиолокация.

Из оборудования: перископ ПНЗ-9, антенны радиопеленгатора, ближней радиосвязи и радиолокационная станция «Призма», телевизионный комплекс ТМ-50.

Дизельный отсек

В этой части субмарины располагались два дизель-генератора ДГ-460, они же резервные источники электроэнергии, позволяющие запитывать вспомогательные гребные электродвигатели, с которыми лодка в надводном положении может развивать скорость до 8 узлов.

Фото paluba.media
Фото paluba.media

Здесь же имеется опреснительная установка с испарителем ИКВ-5 и пост первой медицинской помощи.

Реакторный отсек

Сердце К-3. Изначально на фундаменте внутри АПЛ стояли два реактора мощностью по 65 МВт, которые выдавали 19 000 лошадиных сил на гребных валах.

Фото Сергей Чемеков
Фото Сергей Чемеков

По бортам располагались парогенераторы. Естественно, сам отсек вырезали в 2013 году и заменили макетом для наглядности.

Турбинный отсек

В нем располагались однопроточные паровые турбины, циркуляционный электронасос забортной воды и масляные насосы.

Электромоторный отсек

В нем размещались два электрогенератора постоянного тока ГПМ-21 и два гребных электродвигателя ПГ-116 со станциями управления и охладителями.

Охладители также использовались в режиме генерации энергии, когда лодка находилась в надводном положении.

Жилой отсек

Общая площадь 19 квадратных метров, где располагались две жилые каюты старшин на 10 человек каждая.

Здесь же каюта врача с изолятором на двух человек и камбуз.

Кормовой отсек

Один из самых обитаемых, так как именно здесь была столовая, шесть диванов, четыре складных стола и фреоновая установка с провизионными цистернами.

Здесь же 16 коек и 2 душевые кабины, оборудованные баками с электро-подогревом.

Никогда до этого не был внутри подводных лодок и меня поразило, насколько много места внутри. Но как оказалось, такое впечатление складывается просто потому, что для удобства посетителей музея, в стенах прорубили проходы и сняли большую часть оборудования. Вообще, очень понравилось и, если вам интересны уникальные военные технологии, очень рекомендую сходить. Экспозиция лодки доступна для широкого посещения.

Ну и немного местной красоты.