Добрался до Музея военно-морской славы в Кронштадте, где открылась внутренняя экспозиция атомохода «Ленинский комсомол». Походили вокруг подлодки, забрались внутрь, послушали интересные истории. Подробности далее.
Для начала стоит отметить, что К-3 (головной корабль проекта 627 "Кит") — уникальная и легендарная машина, с которой началось становление и развитие отечественного атомного подводного флота. Лодку заложили 24 сентября 1955 года на заводе №402 (сейчас это ПО "Севмаш") в Молотовске (ныне Северодвинск). Передали ВМФ спустя всего три года — 17 декабря 1958.
Служба
В марте 1959 года субмарину включили в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок и осенью того же года переправили Западную Лицу. Как рассказали в музее, за всю службу АПЛ прошла более 128 000 миль (206 000 километров) и провела в походах более 14 000 часов.
В июле 1962 года К-3 всплыла около Северного полюса. Подводники водрузили Государственный флаг СССР во льдах Центральной Арктики и тем самым доказали, что для нашего флота невыполнимых задач нет. После возвращения в пункт приписки руководителю похода, командиру корабля, командиру БЧ-5 (силовой установки) присвоили звание Героев Советского Союза, остальной экипаж наградили орденами и медалями.
В 1991 году «Ленинский комсомол» выведен из состава ВМФ. В конце 2002 года его доставили в Полярный на 10-й судоремонтный завод для утилизации. С АПЛ выгрузили отработанное ядерное топливо, срезали реакторный отсек и заменили его донором, демонтировали до 70% оборудования.
Осенью 2020 года «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенная судостроительная корпорация» инициировали проект сохранения К-3 в качестве центрального экспоната Музея военно-морской славы в Кронштадте. В III квартале 2021 года лодку доставили в Высоцк, потом отбуксировали к терминалу порта «Моби Дик» в Кронштадте, где корпус К-3 разделили на две части для безопасной транспортировки по городу.
Далее, в течение четырех ночей субмарину везли по улицам к зданию музея. Никогда ранее настолько огромное плавсредство сухим путем не перевозилось.
В октябре 2022 лодку собрали и установили в проектное положение. Далее началось восстановление легкого корпуса, установка необходимого оборудования, винтов, рулей, стабилизаторов и т.д. Специалисты пытались максимально приблизить АПЛ к оригинальному облику. В конце декабря прошлого года экспозиция открылась.
Торпедный отсек
Общая площадь почти 65 квадратных метров, внутри восемь торпедных аппаратов калибром 533 мм с боекомплектом на 20 торпед. Здесь же расположены баллоны воздуха высокого давления, приводы клапанов вентиляционных цистерн главного балласта и 23 койки для отдыха матросов. А еще санузел.
Аккумуляторный отсек
В нем, как ясно из названия, находились аккумуляторные батареи, 5 кают, включая каюту командира лодки и кают-компания.
Из оборудования: воздухоохладитель и вентилятор системы вентиляции.
Центральный пост
По сути, мозг «Ленинского комсомола». Здесь располагались посты управления вертикальным и горизонтальным рулями, погружения и всплытия, штурманская рубка, связь, гидроакустика и радиолокация.
Из оборудования: перископ ПНЗ-9, антенны радиопеленгатора, ближней радиосвязи и радиолокационная станция «Призма», телевизионный комплекс ТМ-50.
Дизельный отсек
В этой части субмарины располагались два дизель-генератора ДГ-460, они же резервные источники электроэнергии, позволяющие запитывать вспомогательные гребные электродвигатели, с которыми лодка в надводном положении может развивать скорость до 8 узлов.
Здесь же имеется опреснительная установка с испарителем ИКВ-5 и пост первой медицинской помощи.
Реакторный отсек
Сердце К-3. Изначально на фундаменте внутри АПЛ стояли два реактора мощностью по 65 МВт, которые выдавали 19 000 лошадиных сил на гребных валах.
По бортам располагались парогенераторы. Естественно, сам отсек вырезали в 2013 году и заменили макетом для наглядности.
Турбинный отсек
В нем располагались однопроточные паровые турбины, циркуляционный электронасос забортной воды и масляные насосы.
Электромоторный отсек
В нем размещались два электрогенератора постоянного тока ГПМ-21 и два гребных электродвигателя ПГ-116 со станциями управления и охладителями.
Охладители также использовались в режиме генерации энергии, когда лодка находилась в надводном положении.
Жилой отсек
Общая площадь 19 квадратных метров, где располагались две жилые каюты старшин на 10 человек каждая.
Здесь же каюта врача с изолятором на двух человек и камбуз.
Кормовой отсек
Один из самых обитаемых, так как именно здесь была столовая, шесть диванов, четыре складных стола и фреоновая установка с провизионными цистернами.
Здесь же 16 коек и 2 душевые кабины, оборудованные баками с электро-подогревом.
Никогда до этого не был внутри подводных лодок и меня поразило, насколько много места внутри. Но как оказалось, такое впечатление складывается просто потому, что для удобства посетителей музея, в стенах прорубили проходы и сняли большую часть оборудования. Вообще, очень понравилось и, если вам интересны уникальные военные технологии, очень рекомендую сходить. Экспозиция лодки доступна для широкого посещения.
Ну и немного местной красоты.