Найти тему

Организация системы спасательного дела на Дону (1909-1910 гг) (Боково-Хрустальская спасательная станция)

Об организации четвертой центральной районной спасательной станции, под названием Боково-Хрустальской, было указано в постановлении XXXIV-го Cъезда горнопромышленников юга России (ноябрь 1909 года).

Об организации четвертой центральной районной спасательной станции, под названием Боково-Хрустальской, было указано в постановлении XXXIV-го Cъезда горнопромышленников юга России (ноябрь 1909 года). Располагаться она должна была в одноименном угольном районе, который охватывал в основном Новопавловскую и Есауловскую волости Таганрогского округа области войска Донского и часть Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Мотивом выбора места расположения станции стала удаленность района от уже организованных станций и соответственно трудности с оперативным оказанием помощи при несчастных случаях на рудниках района. Тем более, что на значительном количестве небольших рудников, возможности организации эффективных спасательных артелей были ограничены.

К моменту организации станции Боково-Хрустальский район был представлен большим количеством антрацитовых рудников. Наиболее крупные рудники района принадлежали горнопромышленникам: Бруно и Бендер, Тер-Давыдову, братьям Яковенко, Ищенко, Криндачу, Красельщику с производительностью 6-10 миллионов пудов антрацита в год и количеством шахт в 2-3 единицы. На некоторых рудниках уже наблюдались проявления гремучего газа. Суммарная годовая добыча составляла около 80 миллионов пудов угля, что было соизмеримо с производительностью Грушевско-Власовского района.

Фрагмент Боково-Хрустальского угольного района с указанием места расположения центральной спасательной станции
Фрагмент Боково-Хрустальского угольного района с указанием места расположения центральной спасательной станции

Совет Съезда командировал в район в начале марта 1910 года горного инженера Сигизмунда Михайловича Гурского со специальной целью отыскать подходящие здания с целью аренды (безвозмездно или небольшой оплатой) для персонала и самой станции. Строительство новой станции не представлялось возможным, так как не было решения и ассигновки Съезда, да и тип станции был не до конца выяснен. Поэтому первоначально планировалось устройство станции упрощённого типа, с последующим её развитием.

Гурскому не удалось найти подходящее место. Были осмотрены несколько помещений: на рудниках Давыдова и Колодяжного недалеко от железнодорожной станции Криндачевки, освободившаяся казарма, которую бесплатно предложил горный инженер Антон Гаврилович Алексеев и др. Все эти предложения были отклонены Советом по разным причинам. Кроме этого горнопромышленник и представитель от Съезда в Донском по фабричным и горнозаводским делам присутствии Иван Павлович Яковенко предложил отвод одной десятины земли и необходимые строительные материалы для постройки станции. Но по причине отсутствия финансирования строительства Съездом и это предложение было отклонено.

Рудник братьев Яковенко
Рудник братьев Яковенко

В то же время поступило еще два предложения: от Товарищества Боково-Хрустальских антрацитовых копей, которое предложило находившуюся у них в аренде усадьбу князя Гагарина и от землевладельца войскового происхождения А.И. Ефремова. Совет командировал повторно в район горного инженера Леонида Максимовича Антоновича, который уже был назначен заведующим Грушевской спасательной станцией и пока не приступил к обязанностям из-за неоконченного строительства этой станции. Он вместе с местным горнопромышленником и председателем районной комиссии Совета Давидом Григорьевичем Красельщиком осмотрели новые предложенные здания и остановились на усадьбе Ефремова, которая располагалась вблизи железнодорожной станции и занимала центральное место от близлежащих рудников.

Усадьба эта принадлежала недавно ушедшему в отставку подъесаулу Лейб-Гвардии казачьего его Величества полка Ефремову Алексею Ивановичу, донскому казаку из дворян станицы Старочеркасской. Находилась она в селении Новонадеждовка (Боково), недалеко от поселения Малокрепенское, основанном еще в конце 18-го века будущим войсковым атаманом Платовым Матвей Ивановичем. От станций Екатериненской железной дороги усадьба отстояла в 9-10 верстах от - Штеровки, 5-6 верстах - Антрацит и 2-3 верст – Боково.

Топонимика этих населенных мест, связана с известными донскими казачьими родами Платовых, Боковых, Карповых. Основанный на реке Крепенькой при устье балки Осиновой хутор, входил в родовое имущество семейной пары: Карпова Петра Акимовича (сына известного генерала) и Платовой Надежды Ивановны (племянницы войскового атамана). Карпов был женат дважды, второй женой была Надежда Петровна Янова (дочь генерала). В этих связях и кроится разгадка топонима Ново-Надеждовка. Наследницей родового села стала Марфа Петровна Карпова, которая в свою очередь вышла замуж за Ивана Варсонофиевича Бокова, внука генерала из станицы Вешенской. Наследники генерала Бокова другой родовой ветви, по линии Гаврила Гавриловича также были крупными владельцами земли в Новопавловской волости, которую они сдавали в аренду под разработку антрацита. От фамилии Боков и пошло название села, железнодорожной станции, угольного района, спасательной станции и многих рудников. В настоящее время на месте поселений Ново-Надеждовка, Боково и Малокрепенский располагается поселок городского типа Боково-Платово.

Расположение Боково-Хрустальской спасательной станции относительно ж/д станций и  близлежащих населенных мест
Расположение Боково-Хрустальской спасательной станции относительно ж/д станций и близлежащих населенных мест

Усадьба Ефремова представляла собой большой барский каменный оштукатуренный дом, в котором мог быть размещен заведующий и сама подстанция. В каменном флигеле во дворе могли разместиться 2 инструктора. Кроме этого был сарай для лошадей и экипажей, а также подземный погреб, который подходил для устройства дымного штрека.

После переговоров с Ефремовым Совет решил заключить с ним договор аренды усадьбы на 3 года по 659 рублей в год. При этом Ефремов брал на себя ремонт в зданиях. Ремонт был произведен к 15 октября, и начались работы по поделке шкафов, ящиков, прохождение дымного штрека (около 9 саженей). К 1 января 1911 года эти работы были закончены, Совет приступил к оборудованию станции. Часть аппаратов для станции уже была заготовлена и хранилась на Макеевской станции, остальная часть была заказана. Оборудование было уже опробованное, стандартное без изысков: с десяток аппаратов Дрегера и Вестфалия с мундштуками и масками, шланговый аппарат Вестфалия, оживляющий аппарат доктора Брата, ручной вентилятор с пенковыми вентиляционными трубами, кислородный насос Дрегера, два десятка аккумуляторных ламп, различные запчасти и материалы, шанцевый и слесарный инструмент, медикаменты и перевязочные средства, канцелярские принадлежности и другое.

Ассигновано было прошлым Съездом на оборудование станции 6900 рублей и на содержание её 3000 рублей. Однако стало понятно, что этих средств будет недостаточно: и арендная плата за помещение немаленькая и предполагавшийся бесплатный наем лошадей был невозможен. В расход включили содержание конюшни из трех лошадей, тарантаса, дрог и саней и добавили в штат кучера. Смету на 1911 год увеличили до 13600 рублей.

1 февраля 1911 года станция начала свою деятельность. Телеграммы о несчастных случаях предполагалось принимать по телефону с железнодорожной станции Антрацит.

Радулов Федор Васильевич, фрагмент фото 1907-1908 года
Радулов Федор Васильевич, фрагмент фото 1907-1908 года

Заведующим станцией был назначен Радулов Федор Васильевич, бывший помощник заведующего Макеевской спасательной станцией, и пробыл он в этой должности весь дореволюционный период. В отличие от других заведующих Радулов был штейгером, а не горным инженером, соответственно его годовое содержание оплачивалось в меньшем размере (примерно в два раза). Его биография будет приведена в следующих выпусках. Первоначальный штат станции состоял из 5 человек: заведующий, 2 инструктора, кучер и сторож.

Станция стала третьей центральной районной спасательной станцией в области войска Донского и четвертой в Донбассе. На этом уровне, т.е. центральной районной, финансируемой Съездом, Боково-Хрустальская спасательная станция была последней на Дону и в Донбассе, созданной до Революции. В указанном месте станция просуществовала недолго (три года) и переехала в Криндачевку. Впоследствии, на средства Съезда была устроена еще одна центральная спасательная станция в Криворожском бассейне, упоминанием о ней, мы и ограничимся (не входит в тему повествования !).

А далее расскажем об организации спасательных станций второго типа - групповых.