Найти в Дзене
Летописец Спасск

Народные целители и хозяйственное мыло. Варвара Панинская.

После публикации статьи про бабу Нюшу мы получили много откликов от наших читателей. Оказывается, в детстве и юности многие обращались к народным целителям. Кому бабушка ангину заговорила, кому помогла бородавки свести, кому палец вправить… Но, как правило, воспоминания ограничиваются краткой информацией, подробностям свойственно стираться из памяти. И все-таки с одним рассказчиком нам повезло! Владимир Аникин, уже знакомый вам по истории со щукой, обладает удивительным свойством помнить детали. Благодаря таким рассказчикам в былые времена передавались из поколения в поколение легенды и сказания. И носил этот процесс название «устное народное творчество», которое всегда имело большое значение для развития русской культуры. Из воспоминаний Владимира А.: У нас в Панино была своя целительница, Варвара. В народе её звали Варя-косоручка, потому что одна рука у нее была дефектная, я не знаю: с детства ли это или прижизненная травма. Она жила в крошечном домике одна, и мы, пацаны, ее боялис

После публикации статьи про бабу Нюшу мы получили много откликов от наших читателей. Оказывается, в детстве и юности многие обращались к народным целителям. Кому бабушка ангину заговорила, кому помогла бородавки свести, кому палец вправить… Но, как правило, воспоминания ограничиваются краткой информацией, подробностям свойственно стираться из памяти.

И все-таки с одним рассказчиком нам повезло! Владимир Аникин, уже знакомый вам по истории со щукой, обладает удивительным свойством помнить детали. Благодаря таким рассказчикам в былые времена передавались из поколения в поколение легенды и сказания. И носил этот процесс название «устное народное творчество», которое всегда имело большое значение для развития русской культуры.

Из воспоминаний Владимира А.:

У нас в Панино была своя целительница, Варвара. В народе её звали Варя-косоручка, потому что одна рука у нее была дефектная, я не знаю: с детства ли это или прижизненная травма. Она жила в крошечном домике одна, и мы, пацаны, ее боялись и считали колдуньей. Еще у нее было прозвище - костоправка. В этом она была непревзойденный специалист. Я лично свидетель этому и испытал на себе. У нас на улице был в почете волейбол. Как-то раз мне мячом выбили большой палец на левой руке.

Верхние две фаланги выскочили со своего места в сторону. Боль страшная, рука опухла, даже в локте шевелить нельзя. Бабушка Маша дала мне четыре или пять куриных яиц и сказала: «Иди к Варе-костоправке и попроси полечить, и передай ей яйца, скажи кто и чей ты.» Я все так и сделал, хотя чуть не выл от боли. Варвара слегка погладила мою руку, чем немного успокоила боль, а потом нагрела на керосинке воды, распустила в ней полкуска мыла, опустила в воду мою руку и начала ее массировать и тереть, постепенно поддавливая выбитые суставы на место. Примерно за полчаса она вправила их, а потом еще минут десять помассировала руку. При этом постоянно что-то шептала, я не разобрал ни слова. Потом вытерла руку, нашла какую-то ткань, подвесила мне руку на шею, сказала, чтоб по возможности не шевелил ей. Хотя какой шевелить, я на неё дышать боялся. Но я правда сразу почувствовал, что, если ей не шевелить, то рука почти не болела. Варвара велела мне прийти на следующий день. «Косынку мне завтра вернешь, - сказала она, - а дома что-нибудь подберете и точно также подвесите. И еще попроси свою бабушку, чтобы она завтра с тобой передала мне молока бидончик (2 литра, прямо с дойки, т.е. парного)». Я все так и сделал. Костоправка опять нагрела воды, но мыла распустила в ней немного, опять долго массировала кисть, особенно больной сустав. Потом я еще раз к ней приходил, а через неделю уже играл в волейбол.

На память об этом случае осталась необычная подвижность сустава и его возможность выскакивать с места. Я его в последующей жизни сам ставил на место почти без последствий и особой боли. Дальнейшую судьбу Вари-костоправки я не знаю.

  • Еще припомнилось, что ей никто, никогда не ставил "стукалку". Это такой пример детской глупой жестокости. Обычно одиноким старым людям на верхнюю перекладину рамы окна на гвоздик или кнопку привязывали нитку, ниже, на уровне стекла крепили картофелиной (она мягко стучит) и на всю катушку распускали нитку. Затем ночью, когда уже человек заснул, начинали оттягивая нитку стучать в стекло. Потом всем было весело, когда человек спросонок бегал вдоль улицы, кричал, ругался, грозил... Я никогда не принимал участие в постановке стукалки, даже отговаривал, но у стаи свои законы и не важно какая она, волчья или человеческая. Хотя, справедливости ради, я помню много примеров, когда стукалки ставили в отместку за людскую подлость.

Несколько слов о хозяйственном мыле.

Как вы уже, наверное, заметили, и в одной, и в другой истории с народными целительницами фигурирует хозяйственное мыло. И как-то особенно непонятна его роль в лечении опорно – двигательного аппарата. Единственное объяснение, которое пришло в голову: мыло обеспечивало мягкое скольжение руки во время массажа (т.е. вместо массажного крема). Однако захотелось немного почитать на эту тему. Ни для кого не секрет, что основу советского хозяйственного мыла составляли различные жиры животного происхождения: свиной, говяжий, бараний, рыбий. Но кроме того, в нем было много щелочей, способных уничтожать грибки, бактерии и вирусы. Поэтому его использовали не только для мытья и стирки, но и для лечения ряда заболеваний. Так в 1920-1930-е годы, когда разрушенной стране не хватало самого необходимого, хозяйственное мыло рекомендовали использовать при лечении кожных высыпаний, гнойных изъязвлений, лишая.

Более того, уже в 1990-х, когда в больницах и аптеках не хватало лекарств, от врачей нередко можно было услышать рекомендации по использованию мыла в сезон ОРВИ. Промывание раствором хозяйственного мыла пазух носа советовали, как средство для профилактики и лечения начальных стадий гриппа.

В современной клинике доктора Бобыря, специализирующейся на лечении опорно – двигательного аппарата, хозяйственное мыло рекомендуют использовать при лечении суставов и заболеваний стоп, опять же благодаря его составу. С ним делают компрессы и изготавливают народные средства типа мазей. На сайте клиники можно, например, найти такую рекомендацию: «Чтобы снять боли в ногах налейте 2 литра теплой воды, добавьте ложку тертого хозяйственного мыла и одну чайную ложку соды. После 15-20 минутной ванночки смажьте ноги кремом и наденьте носки. Лучше всего делать такие ванны на ночь.» Ну примерно так же действовали и наши целительницы. К сожалению, современный состав мыла сильно отличается от советского, так что не следует относиться к нему, как к лекарству.

  • Отклики читателей
  • Раиса И.: А мы с такими же проблемами обращались к бабе Марфе Веденеевой, что жила на Мамаевом заулке. Тоже всегда помогала.
  • Людмила: мне однажды похожим образом, как описывает Владимир, вправляла фалангу пальца бабушка из деревни Выползово. Но имени её, к сожалению, не знаю. Все получилось неожиданно, можно сказать, она мне оказывала экстренную помощь. Это было приблизительно в 90-е годы.