Я не художник и не искусствовед. Я просто люблю живопись. Мой отец был простым рабочим, по профессии маляр и даже закончил в свое время училище по этой специальности. Вероятно именно там он пристрастился к живописи. И сам хорошо рисовал карандашом, пробовал даже писать картины маслом. Всю жизнь собирал книги и открытки с изображениями картин русских, советских и зарубежных художников.
В детстве я очень любила, забравшись с ногами на диван, листать эти книги, перебирать открытки. У меня были любимые картины и художники. Так мало-помалу и я пристрастилась к живописи.
Недавно на глаза мне попалась подборка открыток "Русская живопись второй трети XIX века". Я с удовольствием просмотрела эти открытки. И среди них обнаружила три картины Павла Андреевича Федотова (1815-1852). Боже, как давно это было. Время, изображенное на картинах, кануло в лету. И каким же разноплановым и гениальным художником был П.А. Федотов.
В детстве я просто обожала картину П.А. Федотова "Сватовство майора".
Что меня так сильно привлекало в ней? - Вероятно, красивая девушка на переднем плане, в шикарном платье с белоснежной матовой кожей. Эти пышные юбки, блеск атласа, ажурность и прозрачность кружевного палантина...
Мамаша рядом с нею тоже вся блестит. Но в ней нет того шика, той завораживающей прелести. И сама она уже не молода. И на лице ее раздражение. И платье ее, несмотря на блеск, больше напоминает домашний засаленный халат.
Вероятно, картина "Сватовство майора" - одна из самых известных в творчестве П.А. Федотова. Специалисты ее даже называют "первой ласточкой искусства критического реализма" в русской живописи. Причем нравственно-критический пафос живописи Федотова не содержит здесь никакого утрирования, никакой карикатурности. Все чинно, благородно и красиво, как в жизни. Вот это противопоставление красоты мира безобразию, низменности и нелепости реальной жизни, наверно, и завораживает и привлекает внимание к картине.
Вторая картина гораздо ужасней, но она не менее знаменита. Эта картина называется "Анкор, еще анкор!"
Картина темная и безликая. На ней изображена будничная бытовая сценка. В заброшенной избушке пьяный мужик играет с собакой. Лица человека не различить.
В советские времена искусствоведы писали об ужасе и застое в жизни обыкновенного человека в годы царизма, о бессмысленности существования, об остановленном времени, о застое, о трагедии самого Федотова, вынужденного закопать свой талант в "стране рабов, стране господ".
Однако, лично я в этой картине вижу не только убожество дореволюционной России. К сожалению, жизнь в нашей сибирской глубинке и в советские времена, и сейчас иногда не слишком отличается от жизни этого пьяного мужика, влачащего мрачное, бессмысленное и уродское существование.
И, наконец, третья картина в этой подборке, из-за которой я собственно и пишу эту статью. Она совершенно отлична от первых двух. Это картина Павла Андреевича Федотова "Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепиано".
В отличие от первых двух эта картина светлая, добрая, трогательная. На ней изображена четырнадцатилетняя девочка, играющая на клавесине (или на фортепиано?). Во всяком случае от современных этот инструмент отличается. А название картины в разных источниках звучит по-разному. В Википедии она называется "Портрет Надежды Петровны Жданович в замужестве Вернер, за клавесином".
Можно смело сказать, что девочка эта воплощала в себе идеал женственности в глазах художника, поэтому и получился портрет таким совершенным, одухотворенным. Еще большую гармонию придает портрету тема музыки. При этом общая цветовая гамма портрета холодная, изысканная. Сдержанность портрета подчеркивают голубовато-серое платье, прямоугольные формы музыкального инструмента, лаконичность и минимализм деталей, неулыбчивые, плотно сжатые губы. Строгий взгляд из-под слегка приподнятых бровей как-будто отталкивает. Румянец же на всю щеку, огромные карие глаза, матовость и свежесть кожи манят и завораживают.
Надюша Жданович, изображенная на полотне, была младшей сестрой друга и сослуживца Федотова, да еще и тезки, - Павла Ждановича. В момент написания портрета девочка училась в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном институте и на картине изображена в форменном платье и белом фартучке.
Было ли между художником и девочкой какое-то чувство или нет, я не знаю, но вполне возможно. Во всяком случае, эта картина - самая чудесная и светлая в его творчестве. Художник ушел из жизни рано, в 37 лет, через 3 года после написания картины.
Всю свою долгую жизнь Наденька хранила стихи художника, его письма, рисунки и этот портрет. И уже на склоне своих лет, в 1912 году (Надежде Петровне в это время уже исполнилось 76), она передала все, что было связано с Петром Андреевичем Федотовым, в Русский музей г. Санкт-Петербурга, где картина находится и поныне.
Благодарю вас за то, что дочитали. Если вам было интересно, не забудьте поставить лайк, пожалуйста. Хорошо бы также, если бы вы подписались, если не подписаны.
Мира вам и добра!