2K подписчиков

Дьявол находится справа: американцы верят в сатану и это имеет реальные политические последствия

 Америка - родина ревностной, получившей самое широкое распространение и консервативнейшей религиозности в западном мире.

Америка - родина ревностной, получившей самое широкое распространение и консервативнейшей религиозности в западном мире. В религиозном отношении Соединенные Штаты - и это показал опрос, проведенный в 2002 году Pew Research Center, - находятся гораздо ближе к развивающимся странам, нежели к промышленно развитым государствам (хотя, конечно, большинство американских верующих относятся не к фундаменталистским протестантам, а к католикам и либеральным протестантам основного религиозного течения). 59% опрошенных американцев заявили, что религия играет важную роль в их жизни. Таким образом, Соединенные Штаты находятся по этому показателю между Мексикой (57%) и Турцией (65%) и очень далеко от Канады (30%), Италии (27%) или Японии (12%). Согласно этим данным, Америка ближе к Пакистану (91%), чем к Франции (12%). В 1990 году 69% американцев верили в существование дьявола, в то время как в Великобритании в этом были убеждены в два раза меньше людей.

Один американский сенатор якобы сказал о европейцах: «Какие общие ценности могут у нас быть? Они ведь даже в церковь не ходят». В этом высказывании выражена истина, которой придерживаются одновременно и политическая (однако не культурная и не экономическая) элита страны, и население в целом. В то же время в отношениях между современной американской массовой культурой и фундаменталистскими религиозными ценностями существует напряженность. Нередко это ведет к тому, что у американских правых проявляется та самая истерическая ментальность осажденной крепости, которая столь ужасает внешних наблюдателей.

Религиозным убеждениям широких слоев населения постоянно угрожает мирская культура, распространяемая повсеместно средствами массовой информации. В долгосрочной перспективе столь же большое политическое значение будет иметь, по-видимому, продолжающееся уже многие десятилетия снижение реальных доходов американского среднего класса. С этим связаны другие экономические изменения, начавшиеся после нефтяного кризиса 1973 года. Их побочным эффектом стали социальные перемены: все больше женщин в Америке работают, что в свою очередь подрывает традиционные семейные структуры, и это как раз у тех групп, которые больше всего за них держатся.

Все это позволяет нам вернуться к основному противоречию американской культуры. Речь идет не о противоположных силах, а о двух элементах, которые лишь совместно образуют американскую систему: капитализме и религиозности. Это странный парадокс: ничем не ограниченный капитализм, силы свободного рынка угрожают самому существованию старых, консервативных религиозных и культурных общин протестантской Америки. И все же самыми горячими приверженцами капитализма являются политические представители этих общин.

Так было не всегда. В 30-е годы религиозно настроенные люди голосовали за «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта. Сегодня религиозные правые деятели неразрывно связаны с откровенно рыночной Республиканской партией, хотя именно силы ничем не сдерживаемого капитализма как раз и разрушают тот мир, который защищают религиозные консерваторы. Здесь сталкиваются культурные и социальные лояльности - старая дилемма, когда люди, стоящие на консервативных позициях в социальной и культурной сферах, хотят в то же время свободной рыночной экономики. Гарри Вилльс метко заметил по этому поводу: «Не существует ничего менее консервативного, чем капитализм, который маниакально стремится ко всему новому». Уже Карл Маркс знал о том, что капитализм неизбежно потрясет до основания традиционные общества. Глобализация и те неудержимые перемены, которые она с собой несет, так же стары, как сам капитализм.

Жизненно важную функцию в политической культуре имеет миф. Он должен примирять подобные противоречия друг с другом или по меньшей мере порождать видимость примирения. В современной Америке эту задачу выполняют националистические мифы.

Американцы не привыкли рассматривать свой собственный национализм в более широком историческом контексте. Это связано с глубоко укоренившейся и отчасти оправданной верой в американскую исключительность и с утратой влияния исторических наук в академическом мире. При этом подобный сравнительный взгляд крайне необходим. Ни один разумный человек, который ознакомится с историей европейского национализма до 1945 года, не захочет, чтобы Соединенные Штаты вступили на этот путь. Американский национализм уже начинает создавать преграды на пути просвещенной версии американского империализма, то есть препятствует интересам США как мирового гегемона.

Анатоль Ливен, старший научный сотрудник Фонда исследований международного мира им. Карнеги, Вашингтон, 2004 г.