907 подписчиков

Книжная полка. Четыре истории про попаданцев: три оружейника и две отомэ-игры.

303 прочитали

Доброго времени суток. Стоило мне впервые за четыре месяца выпустить коротенькую статью-поздравление, как Дзен тут же вспомнил про «Взгляд милитариста» и снова стал активно рекомендовать его статьи. Пустячок, а приятно. Впрочем, и без этого за время праздников я планировал выпустить несколько повисших на стапеле статей. Но, увы, поскольку длинные выходные у меня идут (вернее, уже прошли) не совсем так, как я на то рассчитывал (ну кто бы мог подумать), то вместо сильно задержавшегося обзора на «Призванного в другой мир во второй раз» или второй части про самооборону в исекаях, сперва расскажу о четырех печатных историях, с которыми недавно познакомился.

По традиции предупреждаю, что не особо стремлюсь привнести интриги в свой рассказ, а делюсь мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Поэтому в статье присутствуют спойлеры. Много спойлеров. И если с этим мы определились, то начинаем.

А нет, еще один момент. Что бы вы не тратили время на прокрутку статьи в понимании ее содержания, по совету Alexа заранее сообщаю, о каких именно произведениях буду сегодня рассказывать:

Манга «Если отаку-оружейник переродится в магическом мире, то заведёт себе гаремную армию с пушками!?»;

Манга «Злодейка разрушит свой плохой конец с помощью современной огневой мощи»;

Манга «Перерождение в злодейку. Жизнь Летиции после расторжения помолвки»;

Марк Твэн, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Манга «Если отаку-оружейник переродится в магическом мире, то заведёт себе гаремную армию с пушками!?»

Так исторически сложилось, что за редким исключением ранобэ и мангу я обычно обходил стороной. И пусть после приобретения трех томов «Девушек в последнем путешествии» летом 2022 года немного изменило ситуацию, основным источником знакомства с массовой японской культурой для меня оставалось аниме. Тем не менее, когда время на просмотр аниме сильно сократилось, компенсировать его я решил именно чтением манги. Дело в том, что смотреть новое аниме я предпочитаю с комфортом, удобно устроившись на любимой «теще» (модель дивана такая), не отвлекаясь на что-то постороннее. Поэтому вариант фонового просмотра с параллельной простановкой размеров на очередной сборке - не мой. Как и держа экран телефона или планшета перед глазами в общественном транспорте. А вот для чтения последний вариант – вполне приемлем. Главное от недосыпа телефон не выронить и самому не упасть.

И начать я решил с манги «Gun-Ota ga Mahou Sekai ni Tensei shitara, Gendai Heiki de Guntai Harem wo Tsukucchaimashita!?» или «Если отаку-оружейник переродится в магическом мире, то заведёт себе гаремную армию с пушками!?», несколько страниц которой я выкладывал во втором выпуске «С бору по сосенке». Как поклонник исекаев и «огнестрела против магии», пройти мимо такого я в любом случае не смог бы. А ускорил решение о прочтении комментарий Alexandrа Chekmaryovа, что манга полностью выпущена.

Что ж, перевод уже имеющихся глав я действительно нашел на desu.me. Собственно, синий цвет заголовков – ссылка на соответствующие произведения. А вот с завершенностью - увы, история пока обрывается. Тем не менее, определенное удовольствие от «Отаку-оружейника», весь смысл которого уместился в его названии, я смог получить. До тех пор, пока количество типичных исекайных, и в целом анимешных, штампов не свело его в разряд «где-то когда-то я уже это видел». Тут и гарем из обожающих главного героя, Люта, девушек, включая влюбленную в него подругу детства. И даже своя Тио Кларус имеется, пусть и не проявляющая склонности к мазохизму. И желание главного героя «всех спасти» и помочь как можно большему количеству людей. И убийство волн монстров. И стрельба по людям и другим мыслящим созданиям только так, что бы ранить их и только вывести из строя. И пожалейка предателя, и не одного, причем даже местными. И так далее, и тому подобное. Что в целом ставит «Отаку-оружейника» на уровень чуть ниже среднего типичного исекайного ведра попкорна, выходящих по несколько штук каждый сезон. Разве что, в отличие от совсем обленившихся в последнее авторов, главному герою Люту прописали вменяемую предысторию, мотивирующую его нести в новом мире правосудие во имя Михаила Тимофеевича и Джона Браунинга. Что, наверное, неудивительно – манга стартовала в 2015 году. Тем не менее, если вы не отбитый диванный милитарист, желающий пылить по грунтовке иного мира на «Буханке» или БТР-152, я бы посоветовал открывать данную мангу только если захотите просто убить время. В ином случае сомневаюсь, что она вас сможет хоть чем-то удивить.

«Если отаку-оружейник переродится в магическом мире, то заведёт себе гаремную армию с пушками!?», 2015 год, 11+ томов
«Если отаку-оружейник переродится в магическом мире, то заведёт себе гаремную армию с пушками!?», 2015 год, 11+ томов

А вот с оружейной точки зрения пару положительных моментов отмечу. Во-первых, в кои-то веки очередной переродившийся японский школьник, пусть и не совсем школьник, пошел именно по пути развития огнестрельного оружия. А не прокачки себя любимого в ломающую все законы местного мира, магии и здравого смысла машину смерти на мане. Хотя именно среди манги я нашел еще три подобных произведения разной степени адекватности и интересности.

Во-вторых, хоть у Сисуй Мэйкё был полный простор для выбора оружия, в основном он отдал предпочтения нашему отечественному: АК-47 с ГП-30, пулемет Калашникова и СВД. Мелочь, а приятно. Так же отмечу, что если авторы аниме, кажется, редко когда вспоминают об иных, нежели РПГ-7, моделях гранатометов, даже если действие происходит на территории Японии, Лют, когда ему понадобилось подобное средство усиления, переизобрел «Фаустпатрон», а вместо АГС-17 собрал не менее распространенный американский MK-19. Пусть в качестве следующего шага после оружия винтовочного калибра я ожидал увидеть крупнокалиберный пулемет, тот же М2НВ или ультимативный КПВТ калибра 14,5, а не автоматический гранатомет. Ну и боевая горничная эльфийка, использующая кейс-автомат, оснащенный Heckler & Koch MP5, так же выглядела весьма интересно.

Еще одно достоинство манги в том, что к своему первому оружию герой в силу ограниченности магических способностей и сложности работы с жидким магическим железом, шел несколько лет. И даже со временем, приноровившись, так и не превратился в штампующую тонны танков в секунду оружейную фабрику. Хотя то, что с такими маленькими силами он вообще смог работать с очень сложным в обработке материалом, мне кажется немного выбивающимся из правил мира. Но объясним это знаниями из прошлой жизни. Если местные, не ушедшие дальше развитого средневековья или Эпохи возрождения, смотря в какой локации оценивать, в металлургии разбираются не очень, Люту, в прошлой жизни работавшему на металлообрабатывающем (хотя переводчики почему-то классифицировали его как металлоПЕРЕрабатывающее) предприятии, легче представить и саму деталь с размерами и допусками, и внутреннюю структуру и свойства требуемого металла. Так что, как говорил Джесси Пинкман, «наука рулит».

«Во все тяжкие»
«Во все тяжкие»

Испытывает свое первое творение герой на импровизированном стрельбище, под который приспособил высокий берег ручья. Тут можно похвалить за соблюдение техники безопасности. А вот стрелять Лют решил с рук. То ли был настолько уверен в себе, то ли не в курсе, что первые испытания надо проводить со станка. А ведь даже современным любителям баров и прочим повстанцам на Ближнем Востоке хватает ума стрелять из Т-34-85, находясь вне разменявшей восьмой десяток машины, дергая за шнур. В итоге чуда не произошло, и первый образец револьвера разорвался у Люта в руках, сильно покалечив. Наверное, стоит за это сказать автору спасибо – может, убережет кого-нибудь из малолетних горе-инженеров от будущих травм. А то рядом может не оказаться заботливой кролелюдки, владеющей исцеляющей магией.

Манга «Злодейка разрушит свой плохой конец с помощью современной огневой мощи»

Следующим в списке попаданцев стал еще один отаку-оружейник, вернее – оружейница, переродившаяся в Астрид Софию ван Олденбург. Вот почему что в этой, что в предыдущей и следующей, истории, что в доброй половине аниме-исекаев родного имени героев не раскрывают? Которая провалилась в мир отомэ-игры «Загадай желание на падающую звезду» в, вот это поворот, тело главной злодейки. Которую, еще одна неожиданность, в конце игры в лучшем случае ждет изгнание. И тут же заразилась паранойей, что ей надо во что бы то ни стало победить свою судьбу. Нет, я все понимаю, Катарина Клаес была законодательницей моды (и то не факт, это только в аниме она была первой), но почему практически ни кого из подобных героинь не посещает мысль, что их судьба уже изменена? В старом теле уже новое сознание, которое знает, что не нужно травить влюбившуюся в принца простолюдинку. Как пела Эльза Разенграффе «отпусти и забудь». Или тело вопреки новой хозяйке по старой программе будет гадости творить? Так или иначе, разрешить свои будущие неприятности Астрид решает более логично, нежели Катарина: накоплением внушительной суммы на тот случай, если ее все же изгонят и лишат поддержки семьи и привнесением на новое место жительства огнестрельного оружия. Использовать которое она будет исключительно в личных целях, никакого прогрессорства. А практически неисчерпаемый запас маны и предрасположенность к магии земли, благодаря чему дорабатывать «стволы» до работоспособного состояния ей будет помогать дух-гном, этому только способствуют. И если начинает Астрид с помпового дробовика и штурмовой винтовки, то уже спустя пару лет, во время битвы с драконом, она сможет за пару минут наколдовать более сотни 155-мм гаубиц FH70. Если не ошибаюсь, эта же артиллерийская система встречается в «Гасараки».

«Злодейка разрушит свой плохой конец с помощью современной огневой мощи», 2019 год, 4 тома
«Злодейка разрушит свой плохой конец с помощью современной огневой мощи», 2019 год, 4 тома

В общем, степень адекватности понять нетрудно. Не говоря уже о том, что делать это будет не ученица старшей школы, к чему я уже привык, а девочка лет шести-семи. И, несмотря на откровенный абсурд, который в моей голове вызывал уже ставшее классикой «Что ты, черт возьми, такое несешь», то есть творишь, миленькая маленькая девочка с пулеметом и батареей орудий крупного калибра за спиной приводила меня в искренний неописуемый восторг. В общем, столь любимое мной легкое безумие здесь присутствует в огромных количествах, но балансирует на самом краешке позитивного восприятия.

В остальном же «Злодейка» - типичная история про попаданку в отомэ-игру, в которой помимо обычных исекайных присутствует полный набор и поджанровых штампов: заседания в голове, попытка заранее подружиться с главной героиней и свести ее с основным любовным интересом, при этом самой держаться от него подальше, а остальных парней – свести с подругами. Хотя, наличие одного конкретного рута, который Астрид и сама не против пройти, но пока не получается из-за сложности, выглядело хоть немного интересно и свежо.

Манга «Перерождение в злодейку. Жизнь Летиции после расторжения помолвки»

И если приключения Астрид, как уже сказал выше, отличается от похождений Катарины исключительно наличием огнестрельного оружия, то третьим моим гостем, и сподвигшим меня на рассказ о прочтенном, стало «Rebirth of the Villainess: The Life of Letizia after the Engagement Annulment» 2018 года. Которую я бы назвал лучшим, не считая «Тяжелый мир отомэ-игр», попаданием в, мне уже надоело каждый раз это писать, отомэ-игру. Уже тем, что здесь нет всех, или, по крайней мере, большинства, штампов, присущих среднестатистическому представителю жанра. Главная злодейка Летиция еще до попадания в ее тушку безымянной (в приободряющих открытках даже ее имя специально замазали) японской медсестры, намеренно шла к своему несчастливому финалу, поскольку смогла просчитать опасность ее брака с принцем Дионом для всей страны. И услышав желанное «я разрываю помолвку» с чистой совестью собиралась наслаждаться своей новой свободной жизнью. Вот только совершенно неожиданно короля на приеме хватил удар, а Летиция, вспомнившая свою прошлую жизнь, оказалась единственной, кто смог вернуть монарха с того света.

«Перерождение в злодейку. Жизнь Летиции после расторжения помолвки», 2018 год, 4 тома
«Перерождение в злодейку. Жизнь Летиции после расторжения помолвки», 2018 год, 4 тома

В общем, сюжет пошел не по сценарию. Хотя, нет, вру. Про то, что она перородилась в сюжете игры, японка до определенного времени не знает и окружающий мир воспринимает как реальный. Но, вне зависимости от восприятия, план аристократки начинает буксовать. И горничная Сюзанна не дает полноценно расслабиться, следя за здоровьем и фигурой сосланной в поместье госпожи. И спасенный король не одобряет такого поспешного решения сына. И второй принц Клауд покоя не дает – он игру Летиции раскусил и теперь ему нужна ее помощь в решении других дел. Да и гражданская война, которую она так хотела предотвратить, все еще маячит на горизонте. И приходится отложить дегустацию местных вин и сладостей в родном поместье и заняться делами, в которых японка будет применять обширные знания из прошлой жизни, в том числе профессиональные. Комбинируя и стараясь адаптировать их к местным условиям.

Параллельно развивая свои отношения с окружающими ее персонажами. Которые, если и влюбляются в аристократку, ведут себя достаточно сдержанно, а сама Летиция, немного посомневавшись, все же осознает свои чувства к одному из них. И именно поэтому я бы сравнил «Жизнь Летиции» не с типичными попытками злодеек изменить свой плохой финал, а с «Всемогущей магией святой». Такой же относительно неспешной, медитативной и больше упирающей на диалоги и переживания героини, нежели какие-то имбалансные способности. А завершенная история и небольшая продолжительность – всего четыре тома, по две на первую часть игры и ее сиквел, наводит на мысль, что было бы неплохо увидеть ее и в виде аниме-адаптации на пару сезонов.

И, хоть я и сказал, что «Жизнь Летиции» - одна из лучших историй о попадании в отомэ-игру, что я смотрел и читал, но это мое собственное восприятие, замешанное, в том числе, на личных предпочтениях и мнении об идеальных сюжете и персонажах. Если же вы хотите почитать что-то в том же жанре, но с героями, ведущими себя максимально приближенно к своему социальному статусу и эпохе, порекомендую «Тактика игры: спасти свою герцогскую задницу от казни за 24 часа!» или «Fold all the ruin flags in the remaining day: Well RTA record 24Hr.» Название снова длинное и говорит само за себя, но герцогиня Александра, не привычно милая, ведущая себя непосредственно, попаданка, а жесткая расчетливая аристократка, сохранившая большую часть своей текущей личности, и ведущая себя соответственно, выгодно отличает данное произведение от коллег по жанру. К тому же, как и «Жизнь Летиции», все три тома манги изданы и переведены.

«Тактика игры: спасти свою герцогскую задницу от казни за 24 часа!», 2021 год, 3 тома
«Тактика игры: спасти свою герцогскую задницу от казни за 24 часа!», 2021 год, 3 тома

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

И, напоследок, немного о «большой» литературе. Я наконец-то, помня ворчание Alexа и Alexandrа Chekmaryovа уже более чем годовой давности, прочитал таки роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». И, если честно, оказался разочарован примерно так же, как при ознакомлении с брошюрой Э. И. Адамовича «Возможности домашне-кустарного производства чая и сахаристых веществ из местного растительного сырья», выпущенной в 1943 году. Когда вместо нескольких десятков рецептов того и другого я получил инструкции по заготовке сырья и один пример приготовления смеси для заваривания со сноской, что это только пример, и всего два - для изготовления тех самых сахаристых веществ. Ради справедливости стоит отметить, весьма подробных. Впрочем, я сильно раскатал губу на 24 страницы.

Так и с романом Марка Твена. Мне вовсе не стоило ждать от автора столь любимой мной графомании с подробной инструкцией как в средневековье из болотной руды, древесного угля и прочих доступных материалов создать паровую машину и сопутствующие механизмы. Увы. Прогрессорством Хэнк Морган занимается практически не привлекая внимания санитаров и прочих заинтересованных личностей. И не раскрывая подробностей читателю, за несколько лет походя, совершенно тайно, в эпохе, скорость связи в которой ограничивалась скоростью лошади или почтового голубя, создает тайную сеть школ, фабрик и прочих учреждений. И ведь набранную им ораву еще кто-то должен был кормить… В общем, не верю от слова «совсем».

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», 1895 год
«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», 1895 год

Впрочем, я бы слукавил, если сказал, что книга мне совсем не понравилась. Да, она не оправдала моих ожиданий. Но, например, размышления Твена в начале произведения, описание и восприятие героем поведения аборигенов, особенно в начале своих приключений и то, по какой причине прекрасный капиталистический мир, который Хэнк выстроил в VI веке, в одночасье рухнул, я нахожу достаточно интересными, правдоподобными и весьма яркими. Самым же забавным мне показалась та искренность и наивность, с которой американец на протяжении всего романа недоумевал, почему местные аристократы не понимают всей порочности феодального строя и даже низшие слои слепо и покорно принимают свою судьбу, даже не думая противостоять ей. Думаю, с той же искренностью, наивностью и настойчивостью уже сам Хэнк будет отрицать прогрессивность концепции общественной собственности на средства производства, победившей в Советском Союзе парой десятков лет позже.

В итоге, мне не жаль потраченного на «Янки» времени – впервые за долгое время я от корки до корки прочитал художественное произведение, но каким-то откровением роман Твена для меня не стал. Возможно, из-за изначально неверных ожиданий и смещенных относительно них акцентов повествования.

Вместо выводов.

Если честно, поймал себя на мысли, что пока в выборе манги придерживаюсь в основном именно попаданок в отомэ-игры. Интересно, почему? Наметившееся изменение семейного положения на меня так влияет? Или же я надеюсь найти что-то похожее на похождения Леона фо Балтфорда? Или в целом мне интересны персонажи, в целом хорошие, но которых изначально или в ближайшей перспективе окружающие будут воспринимать враждебно? Такие как, например, Юмиэлла, главная героиня «Злодейки 99 уровня ~Я могу быть Скрытым Боссом, но я не Король Демонов», которая в текущем сезоне получила экранизацию. Надеюсь, авторы не станут нестись галопом по сюжету и шутку с дракончиком я увижу во втором или третьем сезоне.

Если честно, выйти должен был четвертый «С бору по сосенке», куда бы вошли и выше представленные отзывы, но за год накопилось слишком много материала, о котором надо еще хоть что-то вспомнить. Поэтому, сопоставив желания и возможности, все же выпустил их отдельной статьей. А статья с рекомендациями появится, надеюсь, чуть позже, нормально дописанная и оформленная.

Заключение

На этом на сегодня все. Надеюсь, вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу. Если на канале вы впервые, то можете ознакомиться с имеющимися на нем материалами вот по этой статье-архиву. Приятного чтения и до скорой встречи.

Аниме обзоры: архив канала «Взгляд милитариста»
Взгляд милитариста26 февраля 2022